Барьеры перед импортом возникают и в самой РФ. Фото РИА Новости
Налоговые поступления от импорта в бюджет в июле упали на 43,7% в годовом измерении. В июне падение превышало 45%. Налоговые поступления от импорта почти не восстанавливаются. И это является косвенным сигналом того, что проблемы с импортом практически не решаются, считают аналитики. Эксперты «НГ» объясняют, что сокращение доходов бюджета от импорта связано не только с физическим сжатием импорта, но и укреплением курса рубля к доллару и евро. Они прогнозируют, что импорт продолжит восстанавливаться, а проблема истощения складских запасов будет решена до весны следующего года.
По данным Минфина, налоговые поступления в федеральный бюджет от импорта в июле упали на 43,7% в годовом измерении, а в июне падение составило 45,3%. Налоговые поступления не восстанавливаются, и это косвенный сигнал, что проблемы с импортом не решаются, пишут авторы Telegram-канала Macro Markets Inside (MMI). «Это очень плохая новость, свидетельствующая о нарастании рисков для экономики. После введения санкций и обвала импорта в марте многие компании говорили об обеспеченности запасами комплектующих в среднем на 6–9 месяцев. Именно наличие запасов смягчило обвал в обрабатывающей промышленности, которая просела от февральских максимумов примерно на 11–12%. Тупиковая ситуация с поставками импортных товаров промежуточного и инвестиционного назначения может усилить волну спада в обрабатывающей промышленности и строительной отрасли к концу года», – пишут они.
Ранее в ведомстве Антона Силуанова сообщили, что за январь–июль 2022 года в бюджет поступило около 3,9 трлн руб. от Федеральной таможенной службы (ФТС), это 62,2% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на весь 2022 год. Напомним, ФТС с апреля не публикует статистических данных по импорту и экспорту.
В воскресенье о проблемах с поставками необходимого оборудования сообщили в отечественном шоу-бизнесе. Параллельный импорт звукового и светового оборудования обходится в два-три раза дороже, но иногда ситуацию не может спасти ни отечественное производство, ни поставки из стран, не объявлявших торговых ограничений. В частности, гендиректор «Росгосцирка» Сергей Беляков сообщил, что «многие учреждения» отрасли столкнулись с проблемами.
А в Российской ассоциации аптечных сетей опровергают существование массового аптечного туризма, в рамках которого, как сообщали некоторые СМИ и соцсети, россияне организовали индивидуальный импорт лекарств, за которыми едут в Казахстан, Турцию и другие доступные страны. В ассоциации уверяют, что все препараты сейчас можно купить в России.
После падения импорта в РФ в апреле наполовину в годовом измерении восстановление, как отмечали аналитики компании BCS GM, началось уже в мае, но оно было и остается очень неравномерным – лидирует потребительский сектор. И тут, как с лекарствами: одежда вроде есть, но бизнес восстанавливает продажи брендов ушедших компаний. Так поступил предприниматель из Красноярска Александр Горбунов, который рассказал газете Guardian, что с подачи жены, большой любительницы испанского бренда Zara, наладил поставки этой одежды из Казахстана.
Однако такие импортные схемы срабатывают далеко не со всеми группами товаров. Например, в поставках автозапчастей параллельный импорт почти не работает, считает замглавы «Евроавто» Илья Плисов. По его словам, основная проблема, из-за которой не работает такая схема ввоза, – это российское законодательство. В частности, эксперт отметил неполный перечень брендов и кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также отсутствие правовых оснований для внутреннего оборота продукции. Таможенные инспектора не принимают сертификаты не от собственника.
В Центробанке считают, что после значительного сокращения в 2022 году стоимостный объем импорта будет постепенно восстанавливаться. «Темпы этого восстановления будут определяться появлением новых механизмов финансирования и страхования, выстраиванием новых логистических маршрутов и формированием новых торговых связей.
В российском Минфине недобирают доходы от импорта. Фото агентства «Москва» |
Динамика импорта восстанавливается и в целом соответствует ожиданиям Банка России, однако что касается инвестиционного импорта, то явных признаков восстановления пока нет, говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина в конце июля. Она также отмечала, что в основном увеличивается потребительский импорт благодаря налаживанию новых маршрутов поставок.
«В части промежуточного и инвестиционного импорта пока явных признаков восстановления незаметно», – отмечала Набиуллина. По ее словам, «подстройка» бизнеса к меняющимся условиям неоднородна по отраслям и регионам. Она отмечала, что многим компаниям удалось избежать быстрого исчерпания запасов, которое могло привести к остановке производственных цепочек.
По прогнозу ЦБ, импорт в РФ в 2022 году составит 316 млрд долл. (это означает падение на 27,5–31,5%), в 2023 году – 338 млрд (от снижения на 1,5% до роста на 2,5%). В 2024 году регулятор ждет завоза продукции на 359 млрд (рост на 2,5–4,5%).
По данным опроса Института экономической политики (ИЭП), в российской промышленности в июле 2022 года обеспеченность отечественным сырьем, материалами и комплектующими выросла до 79%, что соответствует среднему уровню предыдущих лет. А вот обеспеченность импортным сырьем и комплектующими, наоборот, снизилась и составляет сейчас 20% после 31% в июне.
Некоторые отрасли быстро адаптировались к новой ситуации, в пищевой промышленности, например, дефицит импорта снизился с 79 до 48%. Химпром сообщил о небольшом (на 5 процентных пунктов) росте недостаточной обеспеченности импортным сырьем (63% в июне и 68% – в июле). С заметным ухудшением ситуации столкнулись в стройиндустрии: там дефицит импорта вырос с 58 до 71%.
В Минстрое России заверяют, что материалы для массового строительства на отечественном рынке в основном производятся в России. Однако от импорта зависит значительная часть инженерных систем: кондиционирование, вентиляция, насосное оборудование, системы пожарной безопасности, оповещения, запорная и регулирующая сантехническая арматура, системы автоматического управления.
Но самый большой рост недостаточной обеспеченности импортом (с 38 до 60%) ИЭП зарегистрировал в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли, которая не может обойтись без импортных химикатов, лаков, красок и фурнитуры.
«Сокращение доходов бюджета от импорта связано не только с физическим сокращением импорта, но и укреплением курса рубля к доллару и евро, – сказал «НГ» эксперт компании «ИВА Партнерс» Артем Шахурин. – Также частично импорт сократился в первые месяцы после начала специальной военной операции не из-за прямых запретов на поставки, а из-за сбоев в логистике и необходимости проводить по другим каналам финансовые расчеты, которые ранее осуществлялись через банки, теперь оказавшиеся под санкциями, и ограничений на перевод валюты за рубеж».
Свою роль, отмечает эксперт, сыграла и неопределенность, связанная с политическими рисками и краткосрочным падением курса рубля. «Сейчас связи постепенно восстанавливаются, российские производители ищут замену поставщикам из недружественных стран или возможности для параллельного импорта необходимых материалов и компонентов, – говорит Шахурин. – В отдельных случаях, как, например, в автомобилестроении, происходит переход к продукции, не столь зависимой от импортных компонентов. Мы ожидаем, что импорт продолжит восстанавливаться и проблема истощения складских запасов будет так или иначе решена, хотя этот процесс может затянуться до весны следующего года».