Школьное здание в Ленинградской области – один из многих примеров государственного недостроя. Фото PhotoXPress.ru
В попытке восстановить объемы госстроительства Минстрой пошел на беспрецедентные послабления. Теперь подрядчики могут нарушать сроки строительства бюджетных объектов. А также повышать смету строительства выше действовавшего предела в 30%. Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин жаловался, что крупные подрядчики вообще не хотят участвовать в бюджетных стройках. Между тем пока нет подтверждений, что Минфин РФ согласится оплачивать произвольное увеличение смет бюджетных строек. А сами строители говорят, что так и не получили денег от государства за разрешенное увеличение своих затрат в пределах 30% от первоначального уровня.
Российская бюрократия так и не научилась финансировать бюджетное строительство в условиях изменений цен на строительные работы и материалы. Если из-за подорожания материалов фактические расходы на строительство превышают запланированные год или два назад уровень, то бюджет отказывается их компенсировать. Подрядчики уходят с незавершенного объекта, страна не получает важные – будь то школа, больница, мосты или водоводы. Многие миллиарды остаются похороненными в земле в виде объектов недостроя. Зато российский Минфин отчитывается о бюджетном профиците и докладывает о соблюдении высокой бюджетной дисциплины.
Чтобы остановить этот абсурдный механизм воспроизводства бюджетного недостроя, чиновники в конце прошлого года согласились допустить предельное увеличение смет на 30%. Но последние решения Минстроя показывают, что и такие меры оказались недостаточными.
Минстрой снял ограничения по увеличению цен и сроков строительных госконтрактов, сообщил в четверг ТАСС со ссылкой на представителей ведомства Ирека Файзуллина. Стоимость государственных контрактов в строительстве в связи с удорожанием стройматериалов теперь можно увеличивать более чем на 30%. Кроме того, снято ограничение по срокам исполнения контрактов, сообщили в Минстрое.
«При возникновении в ходе исполнения госконтракта независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускается увеличение цены контракта без изменения объема или видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы. В этом случае не применяются ограничения по увеличению сроков исполнения контракта и удорожанию цены не более чем на 30% в пределах установленных лимитов бюджетных средств», – сформулировали чиновники Минстроя.
Механизм компенсации дополнительных расходов строительных компаний, связанный с существенным удорожанием стройматериалов, был запущен в августе 2021 года. По согласованию сторон стало возможным увеличивать цену госконтракта на строительство, реконструкцию и капремонт. Раньше изменение стоимости не должно было превышать 30%. Кроме того, такое увеличение цены госконтракта не должно было привести к изменению сроков его исполнения, напоминает ТАСС.
Индексы изменения сметной стоимости строительства, которые ежеквартально утверждает Минстрой, за 2021 год и первое полугодие 2022 года в среднем выросли более чем на 30% почти по всем регионам России, сообщили в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ). Таким образом, при средней продолжительности контракта 1–1,5 года официально подтверждается сметная инфляция сверх 30%, считают в объединении. За время действия механизма пересмотра цен госконтрактов одобрение на повышение стоимости получили более 670 строек в России.
Ряд крупных подрядчиков перестал выходить на большие долгосрочные контракты по стройке с госзаказом, заявил в декабре прошлого года вице-премьер Марат Хуснуллин на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Тогда он надеялся, что разрешение увеличивать сметы до 30% решит проблемы финансирования бюджетных строек.
Однако выяснилось, что реальных дополнительных выплат от государства строители так и не получают. Но и даже под обещания будущих выплат в российском бюджете денег якобы не хватает.
Большинство подрядчиков инфраструктурных проектов, по которым было согласовано увеличение стоимости контрактов из-за роста цен на стройматериалы, пока не получили дополнительные деньги, заявила РБК гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Мария Ярмальчук. По ее словам, около 85% проектов, которые продолжали строиться в течение 2021–2022 годов, до сих пор не получили деньги. В среднем срок получения финансирования в связи с ростом стоимости строительных ресурсов приближается к шести месяцам.
На компенсацию подорожания госстроек нужно дополнительно еще 80 млрд рублей, заявил в конце июля вице-премьер Хуснуллин. «Мы полностью отработали вопросы пересмотра увеличения стоимости. У нас на сегодняшний день большая часть вопросов решена, на 100 миллиардов. Еще на 80 миллиардов мы видим увеличение стоимости строительства до конца года. Всё, что положено по удорожанию до конца года, договорились оплатить», – сказал он на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам с президентом РФ Владимиром Путиным. А премьер Михаил Мишустин уточнил, что компенсация будет оплачена только после получения проектами одобрения Главгосэкспертизы.
А получать эти одобрения будет всё сложнее из-за того, что металл, древесина и ряд других стройматериалов в РФ очевидно дешевеют. Цены на стройматериалы снизились в июле 2022 года на 2%, сообщает Росстат. «В группе строительных материалов снизились цены: на металлочерепицу – на 5,1%, доски обрезные – на 3,5%, ламинат – на 2,1%, линолеум – на 1,9%, мойки из нержавеющей стали – на 1,5%, кирпич красный – на 1%, еврошифер – на 0,7%. Одновременно выросли цены: на цемент тарированный – на 1%, плитку керамическую, облицовочную для внутренних работ – на 0,1%», – уточняет Росстат.
Но даже если никаких дополнительных денег строители не получат, решение Минстроя о продлении сроков строительства поможет рапортовать чиновникам об улучшении статистики незавершенного строительства. На сегодня бюджетные затраты на так и не построенные объекты в РФ составляют около 4 триллионов рублей. А это примерно шестая часть расходной части всего федерального бюджета на 2022-й год.