В стране стараются сохранить прошлогодние объемы добычи нефти. Фото Reuters
Уровень добычи нефти в мире достиг допандемийных показателей. Россия пока держит марку и сохраняет свою высокую долю на рынке, несмотря на уже действующие ограничения. Однако после полного отказа Евросоюза от импорта российской нефти ее добыча в РФ может упасть, по оценкам международных аналитиков, на 20%. Западный союз, скорее всего, не дождется антироссийских действий со участников соглашению ОПЕК+, считают эксперты «НГ». Однако попытки внедрить механизм ценового потолка на российскую нефть всё еще несут угрозу нашим нефтяным доходам, которые лежат в основе российского бюджета.
Добыча нефти в мире в июле по сравнению с июнем выросла на 1,4 млн баррелей в сутки (б/с), до 100,5 млн. Это самый высокий уровень с начала пандемии, сообщило Международное энергетическое агентство (МЭА). Там это увеличение связывают с восстановлением мощностей после плановых ремонтных работ в Северном море, Канаде и Казахстане, а также увеличением объемов добычи у Саудовской Аравии в соответствии с повышением квоты ОПЕК+.
По оценкам МЭА, предложение нефти на мировом рынке во второй половине 2022 года вырастет до 101,6 млн б/с. Отмечается, что страны, не входящие в ОПЕК, нарастят поставки на 640 тыс., и лидером роста станут США. Агентство ждет повышения поставок со стороны стран ОПЕК+ на 400 тыс. б/с. Однако в этой группе рост добычи у Ливии, Казахстана и стран Персидского залива будет компенсирован продолжающимся снижением у России, считают в МЭА. С начала года там отметили незначительный рост добычи в РФ. «Мы больше не прогнозируем падения добычи нефти в России в 2022 году, ожидаем меньшего снижения в 2023 году», говорится в докладе.
С начала санкций у МЭА был самый консервативный прогноз по РФ, предполагающий падение добычи с 11 до 8 млн б/с, причем очень быстро, пишут авторы аналитического телеграм-канала Macro Markets Inside (MMI). Bloomberg, со ссылкой на обзор МЭА, пишет, что после вступления в силу санкций ЕС добыча в РФ упадет на 20%. Напомним, с начала декабря ЕС прекращает покупку нефти, а с начала февраля 2023 – нефтепродуктов. Эмбарго означает, что РФ должна будет найти куда пристроить 1 млн б/с нефтепродуктов и 1,3 млн б/с сырой нефти. Нефть продать на другие рынки проще, а вот перенаправить такой объем нефтепродуктов – нереально из-за логистических проблем (у нас нет таких портовых мощностей) и их невостребованности на других рынках, отмечают аналитики канала. «Так что просадка до 9,5–10 млн б/с выглядит минимальным снижением. Это лучшее, на что мы можем рассчитывать в следующем году. Ну и, конечно, эти санкции нанесут серьезный удар по нефтепереработке, которая потеряет как минимум пятую часть выпуска», пишут они.
ОПЕК в ежемесячном отчете организации, опубликованном в четверг, отмечает, что повышение данных по добыче нефти в России (10,88 млн б/с в 2022 году по сравнению с прогнозом в 10,63 млн б/с месяц назад) было компенсировано понижением данных по США, Норвегии и Казахстану.
ОПЕК ждет роста добычи в РФ на 80 тыс. б/с в 2022 году по сравнению с предыдущим годом. «Оценка предыдущего месяца была повышена из-за более высокого, чем ожидалось, производства за последние два месяца», говорится в отчете.
В отношении добычи жидких углеводородов (ЖУВ) в России сохраняется значительная неопределенность. В 2023 году, по прогнозам ОПЕК, добыча ЖУВ в России сократится на 0,4 млн б/с и составит в среднем 10,5 млн. Основными драйверами роста предложения в 2023 году станут, полагает ОПЕК, США, Норвегия, Бразилия, Канада и Гайана. Тогда как добыча нефти будет сокращаться в России и Азербайджане.
Пока Россия побеждает на энергетических рынках невзирая на санкции, отмечает Bloomberg. В июле добыча вернулась к уровням начала года, составив в среднем 11 млн б/с, и в последние недели Москва восстановила цены после их снижения, воспользовавшись ограниченным предложением на рынке, отметили там. Кроме того, вопреки ожиданиям Запада, что после начала действия запрета на импорт нефти из РФ, ОПЕК откажется от союза с Россией, произошло обратное (см. «НГ» от 03.08. 022). А в Европе страны борются за право оплатить транзит нефти из РФ. В четверг Чехия заявила, что тоже заплатит Украине, чтобы не остаться без топлива, чем ей фактически пригрозили Будапешт и Братислава.
Если все страны-участницы ОПЕК+ будут следовать утвержденному для них графику объемов добычи нефти, то к началу сентября 2022 года сделка, заключенная в мае 2020-го, формально будет выполнена, отмечают ученые Института Гайдара и РАНХиГС в своем мониторинге. Основная неопределенность на рынке нефти будет заключаться в том, продолжат ли ее основные участники координировать свои действия, и на каких условиях, или перейдут к режиму свободной конкуренции, пишут они.
Согласно их данным, основным потребителем, который наложил санкции на поставки российской нефти и нефтепродуктов, является Евросоюз. Европа покупает 138,2 млн т нефти (53,2%) и 57,5 млн т нефтепродуктов (53,8%). На долю США приходится 22,3 млн т импортируемых из РФ нефтепродуктов (20,9%). В случае отказа от поставок из России эти объемы необходимо будет компенсировать. Однако, отмечают ученые, потенциал для того есть только у Саудовской Аравии (СА) и ОАЭ: к началу сентября свободные мощности СА составят 1,2 млн б/с, а у ОАЭ – почти 1 млн б/с. Нарастить производство могут также Венесуэла, Иран и США за счет сланцевой нефти.
Недопущение такого сценария жизненно важно для России, экономика которой еще долго будет зависеть от нефтегазовых доходов. «Нефтегазовый сектор остается опорой промышленности и экономики. Как в сценарии сохранения тенденции глобализации, так и при преобладании регионализации мировой экономики ожидается увеличение спроса на сырьевые ресурсы. Это будет поддерживать развитие российской экономики и ее сырьевого комплекса даже в условиях ухудшения отношений с развитыми странами», – отмечается в докладе Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП РАН). По оценкам, несырьевая продукция будет играть заметную роль в совокупном экспорте в лучшем случае за пределами 2040 года. «При сохранении относительно низких цен на углеводороды доля сырьевых товаров в экспорте может сократиться с 74% в 2019 до 63% в 2035 году, а доля углеводородов – с 61% до 47%», – говорится в докладе.
Эксперты «НГ» приводят аргументы, почему ОПЕК не станет «воевать» с РФ. «На самом деле у ОПЕК+ существует хартия о сотрудничестве между странами-участницами альянса, которая носит бессрочный характер. То есть если даже в следующем году соглашение ОПЕК+ прекратит существование, сотрудничество подписавших хартию стран – производителей нефти останется. Также останется сам нефтяной картель ОПЕК, и сотрудничество между Россией и ОПЕК будет возможным, – говорит ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. – Более того, предпосылки для формирования ОПЕК+ были заложены еще в 2009 году, когда добычу нефти сократили, чтобы остановить обвал нефтяных цен, не только ОПЕК, но еще и некоторые не входящие в ОПЕК страны, включая Россию. Поэтому на развитии российского ТЭК продление или непродление соглашения ОПЕК+ негативно отразиться не должно».
«Продление соглашения ОПЕК+ выгодно России, поскольку оно дает возможность договариваться с ключевыми арабскими производителями нефти о координации усилий по недопущению затоваривания рынка, – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Объем реальных свободных добычных мощностей у Саудовской Аравии и ОАЭ остается предметом дебатов (оптимисты говорят о 2,7 млн дополнительных баррелей в день, на которые может быть увеличена добыча). Но даже если оптимисты неправы и реальные свободные мощности этих двух ключевых стран меньше, всё равно с ними лучше договариваться о предупреждении попыток односторонне нарастить добычу и потеснить Россию (к чему арабов так активно пытаются уже несколько месяцев подтолкнуть американцы)».
«С 5 декабря ЕС намерен прекратить покупку нефти танкерами, а с 5 февраля – нефтепродуктов. Это означает, что российские нефтяники должны будут найти покупателей на 1 млн б/с нефтепродуктов и 1,3 млн б/с сырой нефти, – подсчитал для «НГ» аналитик «Финам» Александр Потавин. – Индия и Китай уже сейчас оказались на максимуме своих потребностей в российском сырье. Поэтому надо готовиться к просадке в добыче с текущих 10,8 млн б/с до 9,5 млн. Плюс к этому, ощутимо пострадает российская нефтепереработка, которая может потерять около пятой части выпуска».
По мнению Потавина, продление или непродление действующего соглашения ОПЕК+ мало что изменит на рынке нефти. «В конце года первоочередной темой станет реализация идеи стран G7, которые хотят ввести потолок цены для нефти, экспортируемой Россией до минимальных значений, покрывающих себестоимость (Bloomberg называл обсуждаемый диапазон 40-60 долл.). Здесь пока много факторов неопределенности: примет ли Россия эти условия или пойдет ва-банк, прекратив поставки сырья на экспорт по низким ценам», – говорит эксперт.
Значение будут иметь цены на нефть: если они когда-либо в будущем обвалятся до 20 долл. за баррель и ниже, то даже если ОПЕК+ к этому моменту существовать не будет, он восстановится, считает Мильчакова. «Правда, не ясно, восстановится он в том же виде, в котором есть сейчас, или претерпит изменения. Даже если ОПЕК+ так и не восстановится, то в чрезвычайной ситуации для нефтяного рынка координировать действия обязательно будут крупнейшие производители нефти – Россия и Саудовская Аравия»., - говорит она
В целом можно предположить, продолжает Мильчакова, что санкции, эмбарго и недоинвестирование большинства стран-производителей нефти в геологоразведку и бурение приведут к тому, что новых месторождений нефти и газа будет открываться всё меньше, а значит, предложение нефти и газа будет ограничено, а спрос до 2035 года как минимум продолжит рост, преимущественно за счёт Китая и Индии. «ОПЕК прогнозировал ранее, что к 2030 году Китай и Индия вдвоём обеспечат не менее четверти мирового спроса на нефть. А эти две страны уже делают ставку на импорт не слишком дорогой для них и высококачественной российской нефти, при этом Китай становится всё более крупным импортёром ещё и российского газа», - говорит эксперт.