0
3009
Газета Экономика Печатная версия

10.08.2022 00:01:00

Евроцемент расставил приоритеты

Чем за год запомнилась новая управленческая команда компании

Что такое «Евроцемент»

«Евроцемент» – диверсифицированный промышленный холдинг, один из лидеров отечественной цементной отрасли. Компания объединяет 16 цементных заводов в России, а также карьеры по добыче нерудных материалов. Доля холдинга на цементном рынке страны составляет около 30%. Предприятия расположены в 13 регионах: Республике Мордовия, Карачаево-Черкесской Республике, Архангельской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Ленинградской, Липецкой, Рязанской, Самарской, Свердловской, Ульяновской и Челябинской областях.


Евроцемент объединяет 16 заводов и карьеры по добыче сырья в 13 регионах России.

Предстоящий 14 августа День строителя для одного из лидеров российской цементной отрасли, компании «Евроцемент», – не только профессиональный праздник, но отчасти и повод подвести некоторые итоги. Речь идет о первой годовщине прихода к управлению холдингом новой команды. Весной прошлого года в «Евроцементе» сменились акционеры, а летом полностью обновился и менеджмент. Судя по тому, как он показал себя за это время, среди его приоритетов – укрепление позиций на рынке за счет новых продуктов, цифровизации, импортозамещения, совершенствования каналов продаж в сочетании с широкой поддержкой сотрудников, экологизацией и активной социальной политикой.

Импортозамещение

Снижение зависимости от импорта сейчас является одной из главных задач в экономике. Производство цемента не исключение: более 30% оборудования в отрасли России приходится на зарубежных производителей. В условиях иностранных запретов на поставки необходимо создавать аналоги и альтернативные решения. Цель «Евроцемента» – обеспечить закупку в России не менее 90% запасных частей, ранее приобретаемых за рубежом. По предварительным оценкам, экономический эффект составит около 1,1 млрд руб.

Запущенная компанией программа «Перепрошивка» стимулирует сотрудников, предлагающих идеи по поэтапному переходу к собственному производству ключевых деталей, узлов и запасных частей, обеспечивающих непрерывность производственного процесса.

Одним из первых проектов была разработка и установка муфты для бесперебойного помола цемента на Сенгилеевском цементном заводе. Комплексная производственная задача решалась поэтапно, и сегодня отремонтированная цементная мельница вышла на проектную мощность.

Успешный опыт импортозамещения есть и на других заводах «Евроцемента». «Кавказцемент» модернизировал печную линию и заменил плиты иностранного производства на российские (инвестиции в проект составили около 100 млн руб.). На «Катавцементе» внедрили российские микропроцессоры, усовершенствовали системы управления сырьевыми мельницами, заменили устаревшее энергетическое оборудование с использованием российских комплектующих. Программа импортозамещения коснулась и карьерной техники: на предприятие «Евроцемента» в Рязанской области поступили карьерные самосвалы «БелАЗ-7547» – они сразу увеличили объем поставляемого сырья.

С марта 2022 года каждый сотрудник компании получает материальное поощрение за реализованный кайдзен – улучшение. Размер премии зависит от экономического эффекта нововведения.

«Сегодня вопросы импортозамещения являются ключевыми для многих отраслей промышленности, и наше производство цемента и строительных материалов не исключение, – подчеркнул генеральный директор «Евроцемента» Вячеслав Шматов. – В этой ситуации нельзя надеяться на чью-то волю, а следует самостоятельно искать конкретные решения по замене импортных технологий и агрегатов на отечественные аналоги. На заводах «Евроцемента» эта работа ведется достаточно давно. По ряду ключевых направлений нам удалось найти решения, позволяющие обеспечивать стабильность работы, и мы планируем тиражировать наш успешный опыт».

Продукция

Будучи одной из крупнейших компаний отрасли, «Евроцемент» должен обеспечивать экономику качественными строительными материалами отечественного производства. Эти разработки востребованы в жилищном строительстве и развитии транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках реализации национальных проектов.

Например, широкое применение в аэродромном строительстве находит специальный цемент ЦЕМ I 42,5Н АП: этим сложным наименованием обозначен материал для производства высокопрочного бетона аэродромных покрытий, устойчивого к перманентным нагрузкам. Взлетно-посадочные полосы, построенные с применением бетона на основе такого цемента, обладают повышенными эксплуатационными характеристиками и имеют увеличенный межремонтный срок. «Евроцемент» готов обеспечить современными материалами увеличивающийся спрос, вызванный реализацией проектов по созданию ключевых объектов транспортной инфраструктуры», – отмечала руководитель департамента по техническому маркетингу «Евроцемента» Наталья Стржалковская при запуске нового цемента в производство. И со временем эта оценка получила подтверждение.

У автодорожников, в свою очередь, набирает популярность разработанная «Евроцементом» технология укрепления грунтов с использованием цемента и извести. Она уже востребована в реализации проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры: эксперты научно-технического совета ГК «Автодор» положительно оценили ее вклад в строительство трассы М12 Москва – Казань и рекомендовали к дальнейшему использованию.

Суть в том, чтобы в основании дороги вместо песчано-гравийной смеси применять комплексное минеральное вяжущее на основе цемента. Это позволяет оставлять в конструкции проезжей части местные грунты, даже глинистые, а не замещать их привозными щебнем, песком и керамзитом. Экономия на материалах и их доставке может достигать 30%. А качество таких дорог становится только выше: повышаются несущая способность, водонепроницаемость, устойчивость к образованию трещин и ям, исключается просадка полотна, уменьшается образование колеи.

Образование

«Евроцемент» активизирует работу по подготовке производственных кадров. Компания в этом году стала партнером федерального проекта «Профессионалитет», который среди прочего нацелен на создание в регионах образовательно-производственных центров (кластеров) – интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.

В Рязанской области создан кластер «Машиностроение», участниками которого стали местные предприятия «Евроцемента» – «Михайловцемент» и Серебрянский цементный завод. Новые образовательные программы позволят с первых дней обучения добиться максимальной ориентированности учебного процесса на практику. В следующем году «Евроцемент» расширит географию участия в проекте: партнером «Профессионалитета» в машиностроительном кластере в Липецкой области станет «Липецкцемент». Работа будет проводиться совместно с Елецким колледжем экономики, промышленности и отраслевых технологий.

«Мы рады предоставить ребятам возможность посещать наши заводы, знакомиться с трудовым коллективом и на практике понимать, что они выбрали для себя интересную и перспективную профессию, – отметила директор по управлению персоналом и организационному развитию «Евроцемента» Татьяна Пригожина. – Главной мотивацией для учеников станет то, что после обучения они гарантированно будут трудоустроены на наших предприятиях».

Экология

Принципы ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance – экологическое, социальное и корпоративное управление) сейчас стали обязательным условием развития любого бизнеса. Чаще всего эта аббревиатура воспринимается как синоним экологической и климатической ответственности. В этом году «Евроцемент» объявил о разработке стратегии в области устойчивого развития на пятилетний срок.

Компания, в частности, собирается снизить углеродный след при производстве цемента не менее чем на 7%. Добиться этой цели помогут использование биотоплива, уменьшение содержания клинкера в цементе, увеличение энергоэффективности оборудования, лесонасаждение и рекультивация карьеров. А задействование добавок в выпуске цемента может сократить углеродный след на 20%.

2022-08-09_170224.jpg
Компания усиливает поддержку сотрудников
и активизирует подготовку новых
специалистов. 
Фото © Пресс-служба Евроцемента
По словам Вячеслава Шматова, основным способом декарбонизации в цементном производстве является использование отходов других производств. Например, когда шлаки металлургического производства или зола ТЭЦ используются в качестве безуглеродных минеральных добавок. «Такие подходы уже показали свою результативность на предприятиях холдинга в Липецке, Пикалево и Старом Осколе. Поэтому мы планируем их применить и на других наших заводах», – отметил он.

Проектное решение «Евроцемента» предполагает использование RDF-топлива, получаемого из различных видов отходов, в печах обжига клинкера. Сейчас системой его подачи уже оборудовано одно предприятие холдинга – завод «Мордовцемент»: его мощность позволяет экологично утилизировать до 500 тыс. т отходов – это почти в два раза превышает годовой объем мусора, производимого в Мордовии.

«Утилизация бытовых отходов на цементных заводах является мировой практикой, – подчеркнул Вячеслав Шматов. – За рубежом до половины твердых отходов используется в качестве альтернативного топлива. Российская цементная отрасль технически и морально готова к использованию RDF-топлива. Мощности цементных заводов позволяют без ущерба для экологии сжигать отходы, в том числе остатки сортировки ТКО. Тем самым мы решаем две важные задачи – повышаем энергоэффективность производства и сокращаем площадь мусорных полигонов в регионе».

Добавим еще одно важное экологическое направление: в компании уделяют особое внимание рекультивации отработавших свое сырьевых карьеров. В текущем году специалисты «Евроцемента» восстановили продуктивность и хозяйственную ценность 616 га в семи регионах (в планах – еще 900 га). На бывших промплощадках нанесен плодородный слой почвы и восстановлен ландшафт, в течение лета ведется высадка саженцев. Ежегодно на эту работу холдинг направляет до 300 млн руб.

Развитие территорий

ESG – это не только про экологию и климат, но и про социальную ответственность. В стратегии устойчивого развития «Евроцемента» этому аспекту уделяется не меньше внимания. В 2022 году компания планирует подписать соглашения с руководством регионов своего присутствия. Это позволит предприятиям холдинга вкладывать средства в местную инфраструктуру при поддержке властей. «Евроцемент» уже сформировал пул проектов, направленных на повышение уровня комфорта городской среды и социальной поддержки жителей и работников компании.

«Сегодня существует тенденция оттока жителей из маленьких населенных пунктов в большие мегаполисы, – констатирует Татьяна Пригожина. – Мы прекрасно понимаем, что только заработной платой невозможно удержать людей в маленьких городах и поселках. Это естественно, что жителям маленьких моногородов нужно самореализовываться, обучать своих детей. Они хотят жить в безопасных и комфортных условиях».

В связи с этим важно, что компания выстроила систему поддержки социальных инициатив, исходящих от своих рабочих коллективов. Для учета и реализации таких предложений «Евроцемент» запустил программу «Мы вместе»: компания профинансирует проекты сотрудников и членов их семей, направленные на развитие комфортной городской среды. Среди них – благоустройство парков и скверов, создание кружков и секций, поддержка талантливой и неравнодушной молодежи, развитие городских сообществ и волонтерские программы. Чтобы реализовать важные и полезные предложения, «Евроцемент» разработал программу финансирования. Все инициативы будут учтены при разработке программ развития социальной среды вокруг каждого цементного завода, работа над которыми начата в середине 2021 года.

Сотрудники

За последний год на предприятиях «Евроцемента» было проведено две индексации заработной платы – повышение коснулось более 7 тыс. рабочих, занятых непосредственно на производстве цемента и строительных материалов. Руководство компании приняло решение и о других формах поддержки персонала: в марте 2022 года сотрудники получили тринадцатую зарплату, с апреля для рабочих значительно увеличилась компенсация за питание. Продолжают работать программы материальной помощи и поощрений, ежегодные корпоративные программы отдыха детей в летних лагерях и другие меры поддержки трудовых коллективов.

«Мы решили повысить меры поддержки наших сотрудников в это непростое время, чтобы укрепить рабочие коллективы. «Евроцемент» – это прежде всего люди, поэтому компания будет и дальше заботиться о своих сотрудниках, – подчеркнул Вячеслав Шматов. – В текущем году мы планируем еще ряд шагов в этом направлении. Мы не раз проходили через кризисы, поэтому я уверен, что и на этот раз справимся со всеми проблемами и сохраним наши коллективы. Опыт выживания в непростых условиях у нас есть».

Отдельное направление кадровой политики «Евроцемента» – ставка на молодежь: молодым сотрудникам дают возможность самореализоваться в различных проектах, для этого на предприятиях созданы советы молодежи. Активисты занимаются внедрением инноваций на производстве, поддержкой спортивных мероприятий, участием в экологических, патриотических и волонтерских акциях, помощью ветеранам, профориентационной работой со школьниками и студентами, благоустройством городов, проектами развития городской среды и территорий. «Мы стремимся, чтобы советы самостоятельно формировали повестку и искали актуальную и интересную им тему. Советы молодежи – это инструмент, который запускает социальный лифт, используя возможности «Евроцемента», – отметила начальник управления по социальному развитию и корпоративной культуре компании Валентина Грузилова.

Цифровизация

Цифровизация – одно из направлений, в котором «Евроцемент» видит возможности усилить свои конкурентные преимущества. Компания, в частности, совершенствует цифровые сервисы для потребителей: личный кабинет клиента на ее сайте облегчает подачу заявок и делает процесс покупки цемента прозрачным на всех его этапах. Расширенным функционалом сервиса пользуются свыше 1300 клиентов: более 75% заявок формируется через личный кабинет, а еще в июне 2021 года их было всего 28%.

Для расширения каналов продаж IT-специалисты компании модернизировали функционал личного кабинета: были добавлены опции отслеживания текущих и выполненных заказов, упрощен поиск по каталогу и реализован ряд других улучшений. Сервис позволяет оформить заказ в режиме 24/7. А также обеспечивает обратную связь, что позволяет менеджерам «Евроцемента» оперативно реагировать на запросы покупателей. Помимо оперативности и удобства покупка через личный кабинет гарантирует качество и подлинность цемента и стройматериалов, а также позволяет удерживать стабильные отпускные цены.

«Прямые контракты с клиентами и цифровизация продаж повышают прозрачность сотрудничества и выводят компанию на новый уровень сервиса, – отмечает директор по продажам «Евроцемента» Евгений Капелюш. – Клиентские IT-решения открыли новые возможности для более качественного анализа и корректировки производственных и бизнес-процессов. На основе получаемой аналитики компания формирует свой продуктовый портфель, а также вносит корректировки в стратегию продаж. Наша конечная цель – создать удобную и многофункциональную e-commerce платформу для наших клиентов».

Акцент на цифровизацию продаж был сделан в рамках перехода к прямым договорам с клиентами, что позволяет избежать наценок. За последний год «Евроцемент» в два раза сократил количество посредников: с июля 2021 года их доля в структуре общего объема продаж «Евроцемента» снизилась с 67 до 30%. «Сокращение цепочек посредников позволяет нам кратно сократить время доставки, а также гарантировать, что конечный потребитель получит качественный, сертифицированный цемент. Средства, сэкономленные в результате сокращения логистики, компания направляет на модернизацию производства», – отметил Вячеслав Шматов.

В рамках цифровизации «Евроцемент» также внедрил систему спутникового мониторинга автотранспорта. Информационная система «Пилот» обеспечит контроль до 6 тыс. единиц автотранспорта и позволит компании экономить около 200 млн руб. в год. В режиме реального времени отслеживаются местоположение грузового автотранспорта и статус доставки цемента. Установленные на машинах датчики ежеминутно направляют подробную информацию о состоянии транспортного средства.

Еще один важный проект «Евроцемента» в области цифровизации транспортной логистики – внедрение цифровой очереди. Покупатели могут выбирать желаемое время доставки, а перевозчики – подавать транспорт непосредственно ко времени погрузки. «Доля транспортной составляющей может достигать 50% в конечной стоимости цемента, – обратил внимание Вячеслав Шматов. – Новая система мониторинга позволит находить индивидуальные решения для клиентов и перевозчиков с максимальной выгодой для всех сторон».


Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1767
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1777
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1650
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
2601

Другие новости