0
7486
Газета Экономика Печатная версия

10.08.2022 20:03:00

Работающие россияне потеряли из-за санкций больше всех

Сокращение реальных доходов населения РФ происходит неравномерно

Тэги: зарплата, доходы, падение доходов, работа, промышленность, бизнес, кредит, закредитованность


зарплата, доходы, падение доходов, работа, промышленность, бизнес, кредит, закредитованность Импортозамещение в опустевших автоцехах может растянуться на долгие месяцы. Фото агентства «Москва»

Работающие россияне пострадали от санкций гораздо больше, чем население в целом, показал опрос, проведенный по заказу Центробанка РФ. Среди работающих выше доля потерявших часть зарплаты и выше доля должников. Эксперты «НГ» объясняют, что санкции ударили по карману экономически активного населения сильнее.

В июне 2022 года доля пострадавших от санкций работников составила 15% (13% жаловались на более низкие, чем до 24 февраля, доходы от работы и бизнеса, 1% – на их полную потерю, еще 1% потерял работу из-за санкций), показало исследование «Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения», проведенное компанией группы фонда «Общественное мнение».

При этом финансовая ситуация пострадавших от санкций работников существенно хуже, чем среди населения в целом: среди пострадавших доля жаловавшихся на ухудшение материального положения составила 55%, что заметно выше, чем среди всего населения (36%). На материальные проблемы этой группы также указывает более высокая доля закредитованных (46% против 37%) и большая доля экономивших за последний год (83% против 69%).

Пострадавшим от санкций работникам чаще приходится искать более высокооплачиваемую работу, приработок (25% против 14%), тратить сбережения на повседневные расходы (18% против 10%), покупать более дешевые товары (33% против 28%) и реже покупать или совсем отказываться от некоторых продуктов, товаров и услуг (28% против 23%).

В целом, как показал опрос, санкции не повлияли на 37% населения, а у 2% доходы от работы (бизнеса) даже выросли. В июне Центр стратегических разработок подсчитывал, что иностранный бизнес напрямую формирует в РФ 2 млн рабочих мест, еще 4–6 млн связаны с ним косвенно. В иностранных компаниях, которые приостановили работу, в том числе, например, по выпуску автомобилей, трудится более 250 тыс. человек.

Мартовский опрос ФОМа показывал, что более половины россиян (а среди людей с высшим образованием – 70%) ожидали, что санкции скажутся на их материальном положении (только 28% не ждали влияния санкций). Однако четверть опрошенных (25%) были уверены, что влияние будет сильным (среди бедных – 40%), 32% – что несильным.

В РФ безработица пока держится на рекордно низком уровне – 3,9%. Однако сообщения об увольнениях из-за причин, так или иначе связанных с санкциями, приходят каждый день. В среду стало известно, что крупнейший грузовой авиаперевозчик России группа «Волга–Днепр» сократит более 200 пилотов, летавших на самолетах Boeing в грузовых авиакомпаниях AirBridgeCargo и «Атран». Telegram-каналы пишут, что руководство крупнейших пассажирских авиакомпаний страны с начала лета получает сокращенные на 30–40% зарплаты.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников предупреждал, что осенью безработица вырастет. Наиболее острой проблема может стать в моногородах, так как от санкций пострадали градообразующие предприятия (см. «НГ» от 02.08.22). Рост неполной занятости в ряде отраслей наблюдается уже сейчас. Аналитики сервиса Platforma и «Сравни.ру» выяснили, что 24% фирм малых и средних компаний в РФ уволили часть сотрудников. Как следует из отчета Центробанка, в июне потребность работодателей в сотрудниках рухнула на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в абсолютных числах это 300 тыс. вакансий. Раньше такое резкое сокращение (более чем на 20%) отмечалось в мае 2020 года, когда спрос на кадры сократился до 1,3 млн человек.

При этом на рынке труда по-прежнему не хватает квалифицированных людей. Потребность в рабочей силе создает программа импортозамещения, в рамках которой появляются новые предприятия: на днях прошли сообщения о строительстве первого завода по производству щелочных батареек, в Московской области начнут производить стоматологические имплантаты, администрация Ленинградской области анонсировала создание предприятия по производству импортозамещающих добавок для асфальта, в Ставропольском крае объявили о предстоящем запуске производств в пищевой и перерабатывающей промышленности.

Программы инфраструктурного строительства, крепкий рубль и ослабление ковидных ограничений привлекают трудовых мигрантов: с апреля по июнь 2022 года в Россию въехали 3,12 млн человек, что стало рекордным квартальным показателем за последние шесть лет.

Однако динамика потребительского спроса вторую неделю подряд остается вблизи годовых минимумов, пишут авторы аналитического Telegram-канала Macro Markets Inside (MMI). По данным «Сбериндекса», расходы населения на товары и услуги за неделю по 8 августа увеличились в номинальном выражении лишь на 5,8% (5,8 и 8,9% в предыдущие две недели). Падение розничной торговли в июле эксперты оценили в 5–9,5% в годовом измерении против 9,6% в июне и 10,1% в мае.

«Мы исследовали особую категорию населения – тех, кто из-за санкций либо получили снижение зарплаты (13%) или им ее перестали платить (1%), либо вообще были уволены (1%). В сумме эта группа составляет 15% населения, что не так уж и мало. Но наверняка есть и те, кто выиграл и от укрепления рубля», – сказала «НГ» директор проектов группы ФОМ Людмила Преснякова. По ее словам, больших «выигравших» от кризиса групп населения пока не наблюдается. «Виток инфляции, последовавший сразу после введения санкций, все-таки вывел большинство цен на новый уровень, и даже их последующее снижение не приводит к возврату на прежний уровень. Жизнь для всех стала дороже. Сейчас в прямом выигрыше от санкций могут быть только те, кто расширил свой бизнес на теме импортозамещения. Но по тому же опросу, всего 2% работников (включая предпринимателей) говорят о том, что доходы от их бизнеса из-за санкций выросли. То есть бенефициаров ситуации очень мало», – говорит Преснякова.

«Санкции ударили по карману экономически активного населения – у него просто стало оставаться меньше денег при серьезном росте расходов, – сказал «НГ» специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. – Санкции подтолкнули инфляцию весной этого года. При этом доходы населения почти не растут уже с 2020 года, то есть при росте цен за это время чуть ли не на четверть реальные располагаемые доходы остались на уровне плюс-минус 2019 года».

По словам Пресняковой, крепкий рубль в массовом сознании интерпретируется как показатель более благоприятной ситуации в экономике, а слабый рубль воспринимается как признак проблем и будущего витка инфляции. Поэтому укрепление рубля в целом действует «терапевтически» на россиян, особенно на то большинство из них, которое в повседневной жизни с валютой дела не имеет.

«И по другим показателям мы видим, что экономические настроения и ожидания у населения улучшаются, например по индексу потребительских настроений (ИПН); там народ все больше ждет улучшения ситуации в экономике в ближайшие год и даже пять лет – и укрепление рубля вкупе с замедлившейся, а местами и вовсе остановившейся инфляцией вносит свой вклад в формирование этого оптимизма в настроениях», – продолжает эксперт.

Для небольшой части населения, которая выезжает за границу, укрепившийся рубль тоже мог бы восприниматься как позитивный фактор. Однако сегодня этот позитив нивелируется ростом цен на авиаперелеты и зарубежные отели, говорит Преснякова.

Укрепление рубля гражданами воспринимается как нечто совершенно непонятное и противоречивое, считает Вавилов. «Такого графика, какой мы видим с начала года, у рубля не было никогда и вряд ли когда-нибудь будет: укрепление чуть ли не со 100 до 50 руб. за доллар. При этом нельзя сказать, что цены на импортные товары снизились в той же пропорции, поскольку проблемы с поставками как были, так и осталась – параллельный импорт дает существенно меньше эффекта, чем легальный, – говорит эксперт. – Товары компаний, которые ушли из России, стали дороже как минимум на 30% именно из-за того, что ввозят их «всерую». И укрепление рубля в снижении расходов толком не помогает, потому что импортерам приходится доплачивать за услуги посредников и риски вторичных санкций. Так что, кроме как «непонятно, что это», иной реакции у большой части людей пока нет».


Читайте также


РУСАЛ лидирует в гонке инертных анодов

РУСАЛ лидирует в гонке инертных анодов

Владимир Полканов

Собственная разработка компании позволила получить сверхчистый алюминий

0
2363
Торможение экономики при обострении внешних  конфликтов – не самый лучший сценарий для России

Торможение экономики при обострении внешних конфликтов – не самый лучший сценарий для России

Михаил Сергеев

Инфляция вызвана во многом административным повышением тарифов

0
4246
Таджикистан и Иран упразднили визы

Таджикистан и Иран упразднили визы

Виктория Панфилова

Душанбе предложил Тегерану очень привлекательные инвестиционные условия

0
3687
От санкций уже пострадало 70% российского бизнеса

От санкций уже пострадало 70% российского бизнеса

Михаил Сергеев

Реальный сектор экономики не воспринимает тезисы ЦБ о перегреве

0
5752

Другие новости