0
3717
Газета Экономика Печатная версия

09.08.2022 20:32:00

Россия пожалуется на Литву в ВТО

Чиновники смирились с европейскими квотами на перевозки внутри РФ

Тэги: калининград, транзит, квоты, литва, ес, антироссийские санкции, жалоба, вто

Все статьи по теме "Санкционные войны"

калининград, транзит, квоты, литва, ес, антироссийские санкции, жалоба, вто Железнодорожные поставки многих грузов в Калининград уже невозможны из-за запретов властей Литвы. Фото РИА Новости

Москва снижает градус конфликта с Литвой и ЕС из-за введения незаконных ограничений транзита в Калининградскую область. Российские чиновники уже фактически признают, что ЕС может диктовать квоты и лимиты на перевозку товаров из России в Россию. Вместо завуалированных угроз силового решения из Москвы теперь звучат обещания пожаловаться на Литву во Всемирную торговую организацию (ВТО). Калининградский губернатор надеется договориться с литовцами и открыть счет в местном казначействе, чтобы попытаться обойти прямой отказ литовских банков принимать оплату за российский транзит. Попытка «договориться» была сделана после того, как литовский МИД открыто заявил, что не собирается участвовать в решении «российских проблем».

Соглашения между РФ, Литвой и Евросоюзом о транзите в Калининградскую область от 2002 года не предусматривали каких-либо квот на перевозку гражданских грузов. Не предполагали они также и того, что Литва сможет запрещать грузовые автомобильные перевозки из России в Россию. Однако сегодня российские чиновники фактически признали такое право за Литвой и Евросоюзом.

По словам губернатора региона Антона Алиханова, Калининградская область выбрала квоты на некоторые виды подсанкционных товаров, транзит которых разрешила Литва. «На сегодня мы исчерпали часть номенклатуры грузов, которые мы могли доставлять по железной дороге в Калининград. Мы выбрали квоты по объему некоторых грузов, что были рассчитаны Литвой исходя из перевозок за последние три года. Так, в эти квоты Литва включила перевозки подсанкционных грузов автомобильным транспортом, что составляет по году примерно 500 тыс. т в обе стороны», – сказал он.

Действия Литвы и Евросоюза, которые привели к проблемам с калининградским транзитом, являются поводом для обращения во Всемирную торговую организацию, объявил во вторник губернатор Алиханов.

«На мой взгляд, те затраты, которые сейчас несут экономические операторы РФ, бюджет, который будет субсидировать морские перевозки, – все эти затраты необходимо в рамках органа по разрешению споров в ВТО заявлять в качестве иска как минимум в отношении Литвы», – разъяснил Антон Алиханов. По его словам, в документах ВТО, которые он изучил, нет ни одного пункта, который позволяет ограничивать транзит грузов в Калининградскую область. Губернатор полагает, что иск в ВТО следует направить от лица России, область готова сопроводить эти материалы фактами и статистикой.

«Мы все данные экономического характера готовы предоставить. Это дополнительные затраты операторов паромной линии, дополнительные затраты самих наших экономических операторов, есть их корпоративные данные, чтобы сформировать информационный блок для Минэкономразвития, которое, собственно говоря, является оператором работы с ВТО в рамках органа разрешения споров», – пояснил Алиханов.

Ответные меры на случай осложнения ситуации с транзитом в Калининград проработаны, заявил, в свою очередь, чрезвычайный и полномочный посол, посол по особым поручениям МИД РФ Алексей Исаков. «На сегодняшний день можно говорить о том, что пока нам удалось избежать наихудшего варианта развития ситуации вокруг калининградского грузового транзита, определенные развязки с ЕС и Литвой в результате активных дипломатических усилий с нашей стороны в итоге были найдены и идут в правильном направлении. Однако найденные решения в отношении грузовых железнодорожных перевозок можно рассматривать исключительно как промежуточные, ситуация по-прежнему далека от нормальной», – подчеркнул дипломат.

«Ответные меры проработаны в межведомственном формате, и в случае необходимости будет принято решение о том, чтобы принять эти меры», – уточнил Исаков.

«Намерены продолжать добиваться урегулирования ситуации в контактах с Вильнюсом и Брюсселем. Продолжим работать над полноценным восстановлением калининградского грузового транзита. И наша принципиальная позиция: он должен быть полностью и однозначно выведен из-под действия нелегитимных односторонних санкций ЕС и функционировать исключительно на основе имеющихся международных договоренностей с Литвой и ЕС и политических обязательств с их стороны, ведь речь, по сути, идет о внутрироссийских перевозках, а не экспортно-импортных операциях», – сообщил российский дипломат.

169-4-3480.jpg
По словам губернатора Калининградской
области Антона Алиханова, Россия
уже выбрала квоты некоторых видов товаров,
транзит которых разрешила Литва. 
Фото с сайта www.gov39.ru
Литва, по словам Антона Алиханова, разрешает перевозить по своей территории в Калининградскую область лишь тот поток грузов, который считает необходимым. Выработано даже среднее арифметическое объемов, перемещенных в 2019, 2020 и 2021 годах. В этой оценке официальный Вильнюс не учел те грузы, что перевозились грузовыми автомобилями. В результате «автомобильные» объемы не вошли в допустимый Литвой лимит для транспортировки по железной дороге. Эти около полумиллиона тонн грузов, сверх того, что уже возят в западный эксклав России товарными поездами. Но литовцы на границе строго следят за соблюдением лимита. И пока демонстрируют явное нежелание «договариваться».

И кроме произвольного введения квот заявляют о нежелании принимать российскую оплату за транзит. А литовские чиновники, в свою очередь, требуют от России «проявить творческий подход», понимая, видимо, свою полную безнаказанность при произвольном ограничении транзита в Калининградскую область.

Коммерческий Шауляй банк, через который шла оплата за транзит, сообщил, что с 1 сентября прекращает все операции с российскими клиентами. При этом власти Литвы отрицают, что проблемы создаются искусственно, и утверждают, что не могут вмешиваться в решения коммерческих структур.

Это Россия, а не Литва должна заниматься поиском решений по оплате калининградского грузового железнодорожного транзита, заявил вечером в понедельник министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис. По его словам, уже были прецеденты, когда при отказе банков принимать платежи Россия рассчитывалась наличными. «Не уверен в том, что расчет за транзит мог бы осуществляться наличными деньгами, но просто отмечаю, что творчески мыслящие люди находят подходящие способы», – объявил Ландсбергис.

В свою очередь, российский посол Исаков заявил: «Работая послом в Литве, я неоднократно был свидетелем того, как при желании власти страны весьма эффективно демонстрируют имеющиеся у них возможности воздействия и убеждения в отношении действующих в стране банковских структур».

«Если они (Литва) не могут заставить работать литовские банки с нами, ну пусть заставят сами себя. Давайте откроем счет в Казначействе Литвы. Пусть РЖД откроют такой счет, и мы будет оплачивать в их казначейскую систему платежи в отношении «Литовских железных дорог», – предложил российский губернатор.

Пока же Алиханов сообщает, что уже невозможен транзит в Калининградскую область цемента из Белоруссии. И оценивает планы полного отказа от железнодорожного транзита. В прошлые годы поставки цемента в область составляли примерно 180–200 тыс. т ежегодно. Доставка цемента в регион морским путем через Усть-Лугу заметно повысит стоимость этого строительного материала, что будет сказываться на экономике многих строительных проектов. По словам российского губернатора, в ближайшее время будет увеличена перевозка грузов морем на линии Усть-Луга–Балтийск. Если в начале года на ней работало лишь два железнодорожных парома, то сегодня паромов три, а всего судов – восемь единиц. В ближайшее время их станет девять, а в сентябре на линию встанет еще один паром.

Сухопутный транзит в Калининград, по словам Алиханова, могут полностью заменить 22 грузовых парома, однотипных действующему парому «Маршал Рокоссовский». «Если брать средний объем грузов за последние несколько лет, то нам нужно примерно 22 судна, которые имеют грузооборачиваемость 1 млн 100 тыс. т ежегодно. При этом нам надо будет иметь и какой-то запас», – сказал Алиханов. По его словам, власти региона хотели бы, чтобы Минтранс и транспортные компании обеспечили линию таким количеством судов. Это позволило бы полностью перейти на работу через этот морской мост.

«Это также бы развязало нам руки для того, чтобы нашему государству принимать возможные ответные меры в отношении государств Прибалтики, которые так себя ведут в отношении Калининградской области», – добавил Алиханов.

«У нас рычаги очень серьезные, и пора им объяснить, что будет, если они не перестанут издеваться над миллионом с лишним человек, которые живут и работают в Калининградской области», – пригрозил губернатор. 


статьи по теме


Читайте также


Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Развивать российскую экономику предстоит пенсионерам

Анастасия Башкатова

Демографический вызов меняет взгляд на старшее поколение

0
4137
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
3188
Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Белград и Будапешт стали союзниками Астаны

Виктория Панфилова

Токаев заинтересовался сербским оружием и пригласил венгров в Транскаспийский транспортный проект

0
3190
Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Россия показывает Украине и миру свои баллистические возможности

Владимир Мухин

Пентагон сохраняет бдительность в связи с корректировкой ядерной доктрины РФ

0
5215

Другие новости