0
4382
Газета Экономика Печатная версия

04.08.2022 20:40:00

Кредиты Всемирного банка не сильно изменили жизнь в России

Счетная палата раскритиковала результаты освоения государственными ведомствами иностранных займов

Тэги: всемирный банк, кредиты, иностранные займы, эфективность, анализ, критика, счетная палата

On-Line версия

166-4-2480.jpg
Лесное хозяйство РФ менее всего
восприимчиво к иностранным кредитам,
по мнению аудитора Алексея Саватюгина.
Фото с сайта www.council.gov.ru
Счетная палата (СП) проанализировала работу российских госорганов с международными финансовыми организациями почти за 30 лет. Всего с 1992 года Россия получила от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) 67 займов для реализации проектов на своей территории, 65 уже закрыты, а два еще действуют, хотя с 2014 года в связи с геополитической ситуацией новые займы не привлекались. А с марта этого года Всемирный банк, в систему которого входит и МБРР, объявил о прекращении всех программ в России.

Всего РФ получила от МБРР займов на 10,5 млрд долл. Эти деньги поделились практически поровну между инвестиционными (49 %), и бюджетозамещающими (51 %) займами. Эти последние брались только до 2005 года.

СП проверила эффективность использования займов за последние пять лет, с 2017 года. За это время действовали девять проектов, к началу 2022 года семь из них были завершены. В ведомстве, возглавляемом Алексеем Кудриным, отметили, что по пяти проектам образовались остатки средств в эквиваленте 21,3 млн долл. Аудиторы рекомендуют Минфину и Минэкономразвития придумать, как можно вернуть деньги в бюджет.

Займы преимущественно направлялись на развитие управления в госсекторе (21%), энергетическую (20%) и транспортную (14%) сферы и развитие городской инфраструктуры (14%). На развитие здравоохранения и социальной защиты пошло 10% средств, образования – 5%. «Такая отраслевая структура распределения средств свидетельствует о низкой ориентированности займов на социальную сферу», – отметил аудитор СП Алексей Саватюгин.

Анализ Счетной палаты показывает, что реализация проектов часто затягивалась. Если по плану средний срок реализации начатых с 2017 года проектов МБРР составлял 4,5 года, то по факту затягивался на более 10 лет. А по некоторым проектам срок реализации увеличился более чем в три раза. Так случилось с проектом «Развитие системы государственной статистики – 2», по которому срок продлевали пять раз и в итоге он вместо 4 лет и 4 месяцев длился более 13 лет. А «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» продлевалось семь раз и растянулось на 15 лет при первоначальных 4 года и 7 месяцев.

При этом график погашения основного долга перед МБРР не корректировался, то есть льготный период не продлевался, и это привело к удорожанию кредита для бюджета РФ. «Нагрузка на федеральный бюджет выросла за счет увеличения объемов софинансирования с 1 млрд до почти 1,5 млрд долл., а общий объем софинансирования составил 138,7% от первоначально запланированного объема», – констатировал аудитор.

По проекту «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» первоначально планировалось, что уровень софинансирования из средств федбюджета составит 77,9%, но по факту он превратился в 88,2%. По проекту «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2» 57% превратились в 64,6%, а первоначальные 2,9% по проекту «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» вылились в 40,3%.

Заемные средства по большинству проектов привлекались не в полном объеме – в среднем 79,2% от запланированных значений. Из 2 млрд долл., направленных на реализацию 9 проектов, займ МБРР составил 571,9 млн., а средства федерального бюджета – почти 1,5 млрд. долл., отмечает Саватюгин.

Критикуют аудиторы и то, как Минфин и Минэкономразвития осуществляли контроль за работой других министерств и ведомств по проектам. По их мнению, к отставанию в реализации проектов приводило, в частности, систематическое неисполнение плана закупок. В качестве примера они приводят проект «Сохранение и использование культурного наследия в России», по которому в 2017 году Минкультом не были в срок подписаны 11 контрактов на 30,3 млн долл. и не завершены 10 контрактов на 10,4 млн. В 2018 году в установленный планом закупок срок ведомство не обеспечило завершение шести контрактов на 7,1 млн долл.

Главный вопрос – на что пошли деньги и насколько эффективно они были использованы. Аудиторы провели несколько контрольных и два экспертно-аналитических мероприятия и, судя по всему, остались не совсем довольны обнаруженным. В частности, они определили, что показатели, которые Росстат представил по обучению персонала, недостоверны. Ведомство включало в отчет количество своих сотрудников, прошедших обучение не только по проекту, софинансируемому МБРР, но и в рамках госзаказа на дополнительное профобразование. То есть обучение было одно, а деньги на него списаны по разным статьям. Неудивительно поэтому, что в результате последней переписи в РФ прежнее руководство Росстата заявляло, что переписало «более 100% населения».

Впрочем, аудиторы Счетной палаты бросают камешки в огород и предыдущих руководителей современной российской статистики. Росстат, пишут они, фиксировал фактическое достижение основных конечных показателей целей проекта в 2008–2011 годах, хотя общее освоение средств до 2012 года (первоначальный срок окончания проекта) составило 15,8 млн долл., а это всего 31,6 % от общей стоимости проекта. «Это прежде всего свидетельствует об отсутствии взаимосвязи достижения целей проекта с объемами его финансирования», – констатирует Саватюгин.

Не достигнуты и цели привлечения зарубежного займа на развитие Санкт-Петербурга. Минкультуры, конечно, отчиталось о росте количества проведенных международных мероприятий и акций, но их в 2002 году было 38, а в 2019-м –37, уточнили аудиторы. Трудно говорить и о росте привлекательности города для туристов: по крайней мере в рейтинге самых посещаемых городов мира (по данным Euromonitor International) Санкт-Петербург в 2019 году занял 56-е место, тогда как в 2008 году был на 48-м. Иностранные кредиты могли бы улучшить очистку улиц города в зимний период, за что сказали бы большое спасибо и внутренние туристы, да и жители города, но и с этим не все в порядке, судя по череде критических шлягеров известного рок-музыканта на эту тему.

Минфин РФ при этом представил в правительство документ, в котором высоко оценил деятельность всех участников по всем завершенным проектам, за исключением «Реформирования лесоуправления и мер по борьбе с лесными пожарами в России». По этому последнему поставить высокую оценку было бы затруднительно, во-первых, на фоне миллионов гектаров леса, выгорающих ежегодно в стране, а во-вторых, при наличии отчета о результатах проекта, подготовленного Всемирным банком. Там он отметил, что к основным факторам, которые приводят к замедлению темпов реализации проекта и в конечном счете его прекращению и досрочному закрытию, относится отсутствие взаимодействия исполнителей на федеральном уровне.

Впрочем, у ВБ были замечания и по другим проектам. За месяц до окончания проекта общий рейтинг по проекту развития системы государственной статистики был изменен с «удовлетворительный» на «умеренно удовлетворительный» в связи с задержками темпов реализации компонентов проекта.

Оценка влияния достигнутых результатов проектов проводилась на основе положения о работе с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций, которое было утверждено постановлением правительства «О порядке работы с проектами, реализуемыми РФ при участии международных финансовых организаций», сообщили «НГ» в Счетной палате. Там отметили, что деятельность всех участников по всем завершенным проектам в целом получила высокую оценку, за исключением реформирования лесоуправления, которое получило удовлетворительную оценку. 

Там также уточнили, что на 1 января 2022 года по девяти проектам, финансируемым за счет займов МБРР, погашение основного долга составило 409,6 млн долл, процентов – 35,6 млн. Остаток задолженности по основному долгу составил 162,2 млн долл. «Согласно Бюджетному кодексу РФ остатки средств федерального бюджета, не использованные получателями бюджетных средств, не подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. Они должны быть использованы ими в текущем финансовом году на те же цели. Вопросы зачисления в федеральный бюджет остатков средств после завершения проектов нормативно не урегулированы», – сообщили в СП.



Читайте также


В Мали зашаталась власть

В Мали зашаталась власть

Данила Моисеев

Критиковавшего военных главу правительства отправили в отставку, но не решились преследовать

0
2801
Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
3829
"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

"Большая двадцатка" призвала богатых делиться с бедными

Геннадий Петров

Саммит G20 прошел под незримым влиянием Трампа

0
2696
Ирану ставят в вину уход в "ядерное" подполье

Ирану ставят в вину уход в "ядерное" подполье

Игорь Субботин

МАГАТЭ фиксирует отказ Тегерана от сотрудничества

0
2216

Другие новости