0
4931
Газета Экономика Печатная версия

01.08.2022 20:29:00

Сталеваров поддержат модульным жильем на металлокаркасе

Чиновники надеются заместить потерю экспорта наращиванием внутреннего спроса

Тэги: западные санкции, металлургия, статистика, металл, госрезерв, минпромторг

On-Line версия

Все статьи по теме "Санкционные войны"


западные санкции, металлургия, статистика, металл, госрезерв, минпромторг Снижение спроса на металлопродукцию чревато сокращением численности работников заводов. Фото Reuters

Западные санкции против российских металлургов не соответствуют принципам ВТО и ведут к снижению благополучия европейцев, заявил в понедельник президент РФ Владимир Путин, открывая совещание по развитию металлургической отрасли. Однако уже очевидно, что санкции ударили и по благополучию российской металлургии. Экспортные поставки во втором квартале просели на 20%, снизилась и загрузка мощностей на российских предприятиях. Сами производители говорили о невозможности быстро перенаправить экспорт с Запада на Восток. А с учетом роста издержек это становится экономически невыгодно, добавляют эксперты. Власти для поддержки отрасли предлагают фискальные послабления и надеются простимулировать внутренний спрос на продукцию запуском очередных масштабных строек.

Президент также напомнил, что западные страны ввели ограничения для работы российских металлургов на внешних рынках и запрет на покупку некоторых компонентов для выпуска в России арматуры, металлопроката, стальных листов. По мнению Путина, «ограничения на работу отечественных металлургов являются откровенным проявлением недобросовестной конкуренции, представляют собой попытки западных стран сдержать российский бизнес как одного из лидеров мировой металлургии и переделить рынки, разумеется, в свою пользу».

Российские металлурги сейчас работают в условиях ограниченного доступа к западным рынкам, сообщил на совещании глава Минпромторга Денис Мантуров. Экспорт российских металлургов во втором квартале снизился на 20%, отметил он.

По его словам, в отрасли также наблюдается и существенный спад внутреннего потребления. Загрузка мощностей предприятий по отрасли снизилась в среднем с 93% до 80%. Сложнее других приходится «Магнитке» (загрузка 62%) и «Северстали» (72%), так как они выпускают преимущественно листовой прокат, и именно по нему наблюдается наибольшее сжатие спроса, отметил вице-премьер. «Маржинальность экспорта не такая, какая была еще год назад. Мировые цены на сталь резко снижаются, на новых рынках наши металлурги вынуждены работать с дисконтом. При текущем курсе рубля экспортные поставки кое-где вообще экономически нецелесообразны», – отметил Мантуров.

Отчасти черную металлургию выручают стальные полуфабрикаты, добавил чиновник. «Здесь Европа полностью не может отказаться от наших поставок, плюс Китай в первом полугодии нарастил закупки более чем в пять раз, и также выросла отгрузка в Турцию, Мексику», – рассказал Манутров, сообщив, что в июне-июле ряд компаний черной металлургии РФ работали с отрицательной рентабельностью.

Сами металлурги ранее также неоднократно говорили о проблемах со сбытом продукции и недостаточности внутреннего спроса и падении цен. Цены на сталь в РФ с начала года снизились более чем на треть и откатились к уровню 2020 года, при этом себестоимость производства выросла почти на 50%, а производство в июне рухнуло на 20–50%, сообщал вице-президент ассоциации «Русская сталь» Андрей Леонов. Он также сказал, что дополнительные налоги в мае 2022 года составили около 1,48 тыс. руб. на тонну стали. «Изъятие дополнительных налогов при практически полном отсутствии прибыли не может не усугублять и без того сложное положение металлургов», – подчеркивал вице-президент ассоциации.

Снижение объемов производства российских предприятий черной металлургии в нынешнем году по сравнению с 2021-м может составить более 11 млн т (–15%), максимальное снижение прогнозируется во втором полугодии – более 9 млн т (–26%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ожидают в Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК).

Перепроизводство стали в РФ составляет сегодня около 40%, рассказывал глава НЛМК Владимир Лисин. А сбыть ее в Азию невозможно, поскольку там цены равны или чуть ниже российской себестоимости. За счет снижения внутренних цен теоретически можно распродать не более 15% из 40-процентного избытка, сообщал Лисин. В результате вся российская металлургия потеряет от 30 до 50% производства, а инвестиции в нее станут практически бессмысленными, сообщал Лисин (см. «НГ» от 24.07.22).

Загрузка производственных мощностей компании «Северсталь» снизилась до 75% по состоянию на июль, рассказывали в компании.

По данным Росстата, по итогам июня металлургическое производство в стране сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 6,4%. За первое полугодие 2022 года рост объемов составил 0,5% к январю–июню 2021 года.

При этом во Всемирной ассоциации стали (ВАС) сообщали, что в июне выпуск стали странами СНГ уменьшился на 34,3% и достиг 5,9 млн т. Россия, в частности, сократила производство этой продукции на 22,2%, до 5 млн т. Для сравнения: мировое производство стали за тот же период уменьшилось на 5,9%, составив 158,1 млн т. По итогам же всего полугодия мировое производство стали уменьшилось в мире на 5,5% по сравнению с тем же периодом 2021 года, до 949,4 млн т.

В ВАС также прогнозируют, что по итогам года мировой спрос на сталь увеличится на 0,4%, до 1,8 млрд т, а в РФ потребление стали провалится на 20%, до 35,1 млн т против 43,9 млн т в 2021 году. В 2023 году объемы потребления останутся на уровне 2022 года.

Сокращение потребления стали внутри России – плохая новость для металлургов. Это будет вынуждать компании либо сокращать производство, либо увеличивать поставки на экспорт. Последнее же проблематично из-за санкций в отношении акционеров металлургических компаний и запрета со стороны стран ЕС на ввоз определенных видов металлопродукции.

Представители отрасли ранее уже обращались за поддержкой к властям. В мае ассоциация «Русская сталь», представляющая интересы крупнейших российских металлургов, разослала в профильные ведомства письма с просьбой «скорейшего принятия решений» об освобождении от уплаты акциза на жидкую сталь, возвращении к действовавшему до конца прошлого года порядку исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на коксующийся уголь и железную руду.

Отметим, акциз на сталь вступил в силу с 1 января, придя на смену действовавшим с августа по конец декабря 2021 года экспортным пошлинам. Ставка акциза составляет 2,7% от среднемесячной экспортной цены сляба в морских портах юга России. За отмену акциза выступали производители чермета, при этом Минфин заявлял, что не готов отказываться от акциза, но допускал донастройку механизма.

Повышенный НДПИ для металлургов также вступил в силу с начала этого года: ставка для железной руды установлена в размере 4,8% от котировки на сырье в Китае (азиатский рынок Iron Ore Fines), для коксующегося угля – на уровне 1,5% от средней цены на сырье на базисе котировок FOB Australia Premium Coking Coal. В марте Минпромторг предлагал внести правки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие отвязку расчета налогов от курса иностранной валюты при уплате НДПИ на коксующийся уголь и железорудное сырье, а также акциза на жидкую сталь.

Теперь российские власти в качестве мер поддержки отрасли предлагают держать «в фокусе внимания» обеспечение внутреннего спроса на продукцию металлургии. «Речь идет не только о стабильных поставках этих товаров на наш рынок, но и об увеличении этих поставок, о росте спроса, прежде всего за счет наращивания объемов строительства жилья, промышленных и коммерческих объектов, за счет реализации масштабных программ по развитию инфраструктуры: железных дорог, мостов и путепроводов», – прокомментировал Владимир Путин.

Денис Мантуров в понедельник отметил, что стимулирование внутреннего спроса включено в обновленную стратегию развития металлургии до 2030 года. По его мнению, увеличению потребления металлопродукции на внутреннем рынке должно способствовать восстановление темпов жилищного строительства и расширение использования в стройке металлоконструкций. «В этой части Минстрой вместе с Минпромторгом разработали план мероприятий по стимулированию возведения модульного жилья на металлокаркасе. Его реализация обеспечит перевод на эту технологию, мы рассчитываем, до 30% массового жилищного строительства к 2030 году», – сообщил чиновник.

Также, по его мнению, рост спроса на металлопродукцию должны обеспечить программа модернизации ЖКХ и крупные инфраструктурные проекты, такие как расширение БАМа, строительство автомагистралей, новые нефтегазопроводы, прежде всего в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона.

Власти тем не менее предложили в понедельник и меры налогового стимулирования отрасли. Так, Денис Мантуров предложил пересмотреть формулу расчета НДПИ на железную руду, коксующийся уголь, а также снизить фискальную нагрузку на черную металлургию, скорректировав акциз на жидкую сталь.

«В первую очередь мы считаем необходимым снизить фискальную нагрузку, которую ввели в прошлом году на волне сверхдоходов. Сейчас ситуация кардинально изменилась», – заявил вице-премьер, попросив поддержать инициативу по корректировке акциза на жидкую сталь. «По сути, сегодня это стало налогом не на доходы, а оборотным налогом, которого раньше в отрасли не было, – сказал Мантуров. – В момент всплеска цен это было действительно оправданно. Но сейчас, при продолжении снижения загрузки и показателей эффективности самих предприятий, мы предлагаем вернуться к этому вопросу».

Мантуров также предлагает закупать металл в госрезерв, чтобы впоследствии использовать для интервенций при росте цен на внутреннем рынке. «В текущих условиях низких цен мы предлагаем Минфину совместно с Минпромторгом и Росрезервом проработать вопрос закупок металлопродукции в госрезерв… Имею в виду формирование запасов, которые впоследствии можно будет использовать для интервенции на внутренние рынки при росте цен, а также в случае нехватки продукции металлургических заводов Донбасса для восстановления инфраструктуры региона», – пояснил глава Минпромторга.

К слову, идея закупки металлопродукции в госрезерв обсуждалась властями еще год назад на фоне ее резкого удорожания. Тогда предложение не нашло поддержки руководства страны. В частности, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов указывал на то, что технически это сложно реализуемая задача. 

«Я очень скептически отношусь к закупкам металлов в Росрезерв. Это очень большая номенклатура, металл долго не хранится. Он имеет свойства терять прочностные качества. Как это все технически сделать, мне не очень понятно», – говорил он в июне 2021 года.

По мнению экспертов «НГ», с учетом санкционного давления перспектив у отчечественной металлургии немного. «Часть объемов можно перенаправить на азиатские рынки, однако вопрос в рентабельности таких поставок. С учетом возросшей себестоимости производства, удорожания логистики и роста транспортного плеча, а также предоставления скидок поставки в регион будут не всегда экономически оправданны», – рассуждает эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.

Он не исключает, что проблемы с рентабельностью производств у металлургов останутся актуальными в ближайшие месяцы. Эксперт уверен: поддержать металлургов могло бы снижение налоговой нагрузки, а также снижение или отмена экспортной надбавки на тарифы РЖД.

В случае если предложенные сегодня меры поддержки будут приняты в привязке к обязательствам металлургов по максимальному сохранению занятости на предприятиях, то циклически спад мировой экономики не принесет более высокой безработицы в металлургической отрасли России, чем в среднем по экономике, рассуждает аналитик TeleTrade Алексей Федоров.

Не только российские металлурги, но и власти признают невозможность быстрого перенаправления экспорта продукции металлургии на быстроразвивающиеся рынки Азии, продолжает профессор Воронежского филиала РЭУ им. Плеханова Дмитрий Нечаев. Он не исключает для отрасли таких негативных последствий, как снижение зарплат и сокращение персонала на предприятиях черной металлургии, а также сокращение налогов в бюджеты разных уровней.

По его мнению, способов адаптации российских металлургов к новым, более жестким, условиям немного. «Одно из перспективных направлений поддержки металлургов в сочетании с реализацией в стране крупных инфраструктурных проектов с производством продукции металлургов. Именно по этому пути будет идти правительство РФ», – рассказывает Нечаев, добавляя, что только за счет снижения налогов и понижения транспортных тарифов проблему металлургов не решить.

«Основная задача в стратегии развития отечественной металлургии сейчас заключается в усилении циркуляции на внутреннем рынке. Именно усиление интеграции металлургов во внутренние рынки и увеличение количества частных и государственных контрактов – не только прямое развитие отрасли, но и связанное с ним увеличение количества рабочих мест», – считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.


статьи по теме


Читайте также


Редкоземельные металлы остаются в недрах

Редкоземельные металлы остаются в недрах

Ольга Соловьева

Добыче и переработке сырья мешает неразвитость отечественной инфраструктуры

0
3176
Константин Ремчуков. Си назвал реформы – самой важной чертой эпохи своего правления в последние 10 лет

Константин Ремчуков. Си назвал реформы – самой важной чертой эпохи своего правления в последние 10 лет

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 18.03.24

0
4874
Погиб ли российский рынок пеллет

Погиб ли российский рынок пеллет

Михаил Аким

Санкции в отношении твердого биотоплива усложнили логистику

0
7713
Отечественная Фемида не видит ошибок в приговорах

Отечественная Фемида не видит ошибок в приговорах

Екатерина Трифонова

Уголовная статистика Верховного суда зафиксировала обвинительный уклон

0
4254

Другие новости