Глава Центробанка Эльвира Набиуллина следит за тем, как население определяет уровень инфляции. Фото РИА Новости
В новых санкционных условиях опорой для развития российских отраслей должен стать внутренний рынок. Парадокс в том, что пока российские потребители воспринимают цены в стране как завышенные, производители считают их скорее заниженными, угрожающими рентабельности. Значит, нужен именно платежеспособный спрос. Его мог бы предъявить средний класс. Но он в стране невелик: только примерно каждую девятую семью в РФ можно отнести к среднему классу, сообщает РИА Рейтинг. Что с оставшимися почти 90% – вопрос. В течение пяти лет доля среднего класса может незначительно вырасти, но при условии улучшения доступности жилья, автомобилей и увеличения зарплат. А двузначный рост цен как раз этому не способствует. По данным Центробанка (ЦБ), наблюдаемая населением годовая инфляция сейчас составляет от 19 до 25% в зависимости от материального положения тех, кто ее оценивает.
В России 11,5% семей можно отнести к среднему классу, сообщили специалисты РИА Рейтинг в обнародованном в понедельник исследовании. Как они пояснили, средний класс можно считать стабилизирующим фактором социально-экономического развития страны. При этом, уточнили они, различные подходы к его определению могут приводить к получению ощутимо разных цифр в пределах одной страны или даже региона.
Обычно при исследованиях среднего класса обращается внимание на доходы, наличие собственности, социальное положение, включая уровень образования и профессиональной квалификации, специфику потребления и жизненные цели.
«В соответствии с достаточно распространенным подходом под средним классом принято понимать работающих людей с трудовыми доходами, позволяющими приобретать дорогостоящее имущество (жилье и машины), а также имеющих относительно высокий уровень текущего потребления», – уточнили авторы исследования.
Сами они избрали доходный метод, для которого определяющим фактором становится уровень трудового дохода, и провели анализ для девяти типов состава семьи: разное количество работающих и разное количество детей, но рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу.
Исследование проводилось с опорой на данные официальной статистики за 2021 и 2022 годы. Причем для каждого региона учитывались зарплаты, прожиточные минимумы, стоимость покупки и содержания автомобиля, стоимость жилья, ипотечные ставки и прочие параметры.
«Под средним классом подразумеваются семьи, которые могут позволить себе покупку автомобиля и квартиры, соответствующей размеру семьи, а также качественный ежегодный отпуск, при этом после ежемесячных выплат по кредитам на автомобиль и жилье для повседневных расходов у них должно оставаться не менее двух региональных прожиточных минимумов на человека», – сообщается в исследовании.
Для ориентира: по данным Минтруда, в среднем по РФ величина прожиточного минимума составляет с июня почти 14 тыс. руб. на душу населения.
Кроме того, исследователи уточнили, что такие семьи, относящиеся по их методологии к среднему классу, могут ежемесячно формировать небольшие сбережения на непредвиденный случай.
Авторы исследования пришли к выводу, что зарплаты, определяющие средний класс, в зависимости от региона, логичным образом, будут сильно отличаться.
Но все же, судя по их оценкам, «в большинстве регионов одинокому человеку хватит зарплаты в 90 тыс. руб., чтобы считаться средним классом, а в семье из двух человек каждый должен зарабатывать примерно по 70 тыс. руб.».
По прогнозу аналитиков, доля среднего класса в России может вырасти, «так как средний класс определяется балансом расходов и доходов и в ближайшее время ожидаются позитивные изменения в части расходов».
В частности, в исследовании отмечается, что «в среднесрочной перспективе снизится стоимость автомобилей, жилье может стать доступнее за счет развития ипотеки и снижения ставок», хотя при этом «рост цен на квадратные метры может «съесть» большую часть выгоды от их снижения».
Также авторы исследования надеются на рост зарплат: «В среднесрочной перспективе несколько опережающий рост зарплат по отношению к ценам может быть связан с дефицитом работников, из-за наблюдающихся демографических процессов в нашей стране». В итоге доля среднего класса в РФ, по прогнозу РИА Рейтинг, может вырасти в 1,2–1,4 раза за пять лет.
Чтобы отнести себя к прослойке между бедными и богатыми, россиянам важно иметь определенный набор статусных вещей. Фото Антона Белицкого/PhotoXPress.ru
|
«Вспомним, что средний класс выделяют как социальную группу, основная функция которой – делать общество стабильным. Средний класс – носитель культуры, накопитель знаний и информации, поставщик высококвалифицированных кадров, инвестор и плательщик», – продолжает эксперт. И, действительно, выполнение таких функций возможно тогда, когда семья будет иметь возможность и желание конвертировать свои финансовые активы в социальный и культурный капитал – «давать качественное образование детям, повышать квалификацию, участвовать в развитии своей территории».
Профессор департамента социологии Финансового университета при правительстве Павел Разов указал на то, что для соответствия среднему классу семье необходимо удовлетворять широкий круг потребностей: в том числе потребность в самореализации.
По оценкам Разова, «доля среднего класса может составлять около 20%» в России. «Для среднего класса необходимо иметь возможность каждому члену семьи вести «достойный» образ жизни, то есть быть способным удовлетворить широкий круг интересов: от простого питания и места для сна до развития своих талантов и способностей», – пояснил он.
Между тем, судя по экспертным объяснениям, есть определенная разница в самовосприятии среднего класса в России и в других странах. «Если брать западные страны в качестве примера развитых, то можно увидеть, что средний класс не видит смысла в удовлетворении своих потребностей через покупку дорогих вещей, машин, домов, тогда как для российских граждан это важный пункт», – говорит Разов.
«По общемировым стандартам, средний класс – это категория граждан с совокупным семейным доходом, позволяющим с определенной периодичностью совершать достаточно крупные покупки без привлечения заемных средств, – отметил, в свою очередь, первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Также средний класс характеризуется стабильным и устойчивым финансовым положением, которое дает возможность откладывать некоторую часть средств в накопления и инвестиции разного формата».
Характерной особенностью российского среднего класса, по его словам, становится «стандартизация неких обязательных атрибутов статуса»: «К примеру, квартира с современным ремонтом и полным комплектом бытовой техники, загородный дом, две машины не старше десяти лет на семью с двумя взрослыми, отдых на престижных курортах». В ряде других стран это более размытые характеристики, там важнее возможность инвестирования.
Аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева, комментируя исследование, обратила внимание на то, что полученная доля семей, относящихся к среднему классу, невелика – всего лишь 11,5%, «тогда как альтернативные российские исследования совсем недавно давали оценку в 2–3 раза выше». «При этом не совсем понятно, к каким группам принадлежат остальные 88,5% семей в России», – добавила она.
Авторы исследования назвали демографические изменения фактором будущего роста зарплат. Демографические процессы, включая старение населения, безусловно, влияют. Рост количества выбывающих с рынка труда в старших возрастах и одновременное сокращение притока молодых работников приводит к дисбалансу спроса и предложения, но даже когда нехватка трудовых ресурсов подталкивает работодателей к повышению оплаты труда, это не становится устойчивой тенденцией, парировал научный сотрудник международной лаборатории демографии и человеческого капитала Института Гайдара Игорь Ефремов. По его прогнозу, в среднесрочной перспективе скорее стоит ожидать стагнации зарплат, поскольку отнимаются ресурсы от необходимых инвестиций в производительность труда.
«Кроме того, в быстро стареющих обществах даже при растущих зарплатах требуется постоянный рост налоговой нагрузки на доходы населения, чтобы поддержать функционирование распределительной (солидарной) пенсионной системы», – добавил эксперт. Таким образом, по словам Ефремова, «демографические факторы в России сами по себе в обозримом будущем не смогут внести значимый вклад в рост доходов населения и, соответственно, не будут способствовать росту доли «среднего класса» в обществе».
«Прогноз относительно увеличения доли среднего класса в 1,2–1,4 раза через 5 лет, на мой взгляд, не стоит воспринимать как оптимистичный, – уточнила Киселева. – Когда изначальная цифра так мала, это означает, что вместо 11,5% семей будет 13,8–16,1%, то есть кардинально расклад не изменится». «Кроме того, в прогнозе вероятнее всего оцениваются номинальные трудовые доходы, а в случае сохранения двузначной инфляции эффект от роста доходов будет нивелирован за счет роста цен», – предупредила Киселева.
Между тем именно внутренний рынок и спрос, причем не только инвестиционный, но и домохозяйств, должен стать основой для долгосрочного экономического роста в новых санкционных условиях, ограничивающих возможности экспорта. Но парадокс в том, что в то время как производители оценивают внутренние цены скорее как заниженные с точки зрения окупаемости всех их затрат, потребители скорее воспринимают текущие цены на товары как завышенные. О проблеме платежеспособного спроса, а также о том, что снижение цен для внутреннего рынка (по сравнению с экспортным уровнем) угрожает рентабельности, последние несколько лет можно было услышать то от производителей сыров, то от металлургов.
И при этом медианная оценка наблюдаемой населением годовой инфляции в июле составила около 22%, сообщил в понедельник Центробанк. (Медиана – уровень, выше и ниже которого указала ровно половина респондентов).
Причем в подгруппе респондентов, у которых есть сбережения, наблюдаемая годовая инфляция составила около 19%, а в подгруппе респондентов, не имеющих сбережений, – 25%. Кроме того, как уточнили в ведомстве Эльвиры Набиуллиной, пока «оценки текущей инфляции остаются вблизи максимумов с конца 2015 года».
Инфляционные ожидания граждан на год вперед, по данным ЦБ, сейчас составляют 10,8% – «минимальное значение с марта 2021-го». В подгруппе респондентов со сбережениями показатель равен 10,2%, а в подгруппе тех, у кого нет сбережений, – 11,4%.
Кроме того, на качестве потребления, а значит, и самоощущения среднего класса, могут теперь сказываться санкционные ограничения. Уход части брендов, полная или частичная остановка работы международных организаций, блокировка российских карт за границей, перечисляет последствия санкционного противостояния Разов. С одной стороны, те же бренды постепенно выкупаются российскими предпринимателями, налаживается параллельный импорт, с другой – например, «в автомобильной отрасли возникает серьезный кризис».
Но российское правительство стремится повысить уровень жизни в стране, тем самым, как надеется Разов, у граждан появится больше возможностей для того, чтобы «перейти» в средний класс.