0
4502
Газета Экономика Печатная версия

24.07.2022 20:10:00

Россиянам предрекают рост цифрового неравенства

Опытный интернет-пользователь в РФ – каждый третий, в ЕС – каждый второй

Тэги: цифровые технологии, доступ, цифровая грамотность, исследование, вшэ, рф, ес


цифровые технологии, доступ, цифровая грамотность, исследование, вшэ, рф, ес Фото Pixabay

Несмотря на усилия чиновников по повышению цифровой грамотности россиян, граждане РФ продолжают отставать. Эксперты из Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ) сообщают об угрозе разрастания в РФ цифрового неравенства за счет неравного доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Такое электронное расслоение уже очевидно между городскими и сельскими домохозяйствами. И в отличие от жителей развитых стран россияне меньше пользуются в своей жизни различными электронными услугами – от покупок до поиска работы и учебы онлайн. Россияне также заметно отстают в целом по базовым цифровым навыкам – в РФ к опытным пользователям ИКТ можно отнести только треть населения.

При этом Россия выглядит довольно благополучно в части обеспеченности населения доступом в интернет и в целом к ИКТ. Так, сообщают в ВШЭ, по уровню доступа к ИКТ Россия лишь немного отстает от среднего показателя стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доступ к интернету имеют 80% россиян, тогда как в ОЭСР этот показатель составляет 87%, рассказывают эксперты. Однако в России более заметен территориальный разрыв в доступе к ИКТ.

В России доступ к интернету имеют 82,8% городских домохозяйств и 71,6% домохозяйств, расположенных в сельской местности. При этом разрыв в доступе к широкополосному интернету между двумя этими группами более существенный: 80,6 против 65,8%.

Вместе с тем в сравнении с жителями стран Евросоюза россияне демонстрируют более скромные навыки владения цифровыми навыками. Так, по сообщениям ВШЭ, в странах ЕС 54% жителей в возрасте от 16 до 74 лет обладают хотя бы базовыми цифровыми навыками. В таких странах, как Нидерланды и Финляндия, почти 80% населения обладают цифровой грамотностью. В России владение цифровыми навыками на уровне базового и выше базового демонстрируют 38,2% жителей.

Несколько другие данные ранее сообщали исследователи из Аналитического центра НАФИ. Согласно их данным, 3% россиян обладают начальным уровнем цифровой грамотности, 70% – базовым и 27% являются продвинутыми пользователями. Уровень цифровых компетенций населения эксперты замеряли в ходе опроса населения, оценивая их умение искать информацию в интернете, создавать и редактировать цифровые фотографии, аудио- и видеофайлы, распознавать сетевое мошенничество, следить за безопасностью личных данных.

Ученые из ВШЭ, в свою очередь, сообщают, что россияне в отличие от европейцев в меньшей степени применяют цифровые технологии в жизни. В РФ менее распространено обучение в онлайн-формате, работа в режиме удаленной занятости и поиск этой самой работы через интернет. К примеру, в странах ОЭСР в режиме онлайн обучается 17,6%, в РФ – 8,2%, рассказывают исследователи. А доля населения, использующего интернет для поиска работы онлайн в России, составляет 6,4% против 19,3% в странах ОЭСР, продолжают они.

На сегодняшний день Россия отстает от стран ОЭСР и по доле населения, работающего удаленно. «Даже в пиковый период локдауна в 2020 году доля работающих удаленно не превышала 11% (против 25% в странах ОЭСР), хотя пандемия COVID-19 создала серьезные экономические и социальные предпосылки для перехода на удаленный формат работы», – отмечают в ВШЭ. И это при том что цифровые технологии оказывают положительное воздействие на уровень занятости и уровень дохода населения, подчеркивают эксперты. «Цифровые технологии снижают барьеры на рынке труда, связанные с географическим фактором (особенно в секторе ИКТ), что усиливает конкуренцию между специалистами. Эффективность взаимодействия работника и работодателя перестает зависеть от их местонахождения», – перечисляют специалисты.

155-4-2-650.jpg
Доступ к интернету в домашних хозяйствах в городской и сельской местностях.
Источник: Высшая школа экономики























Россияне также заметно отстают от жителей стран, входящих в ОЭСР, по пользованию услугами электронной коммерции. В России доля населения, участвующего в электронной торговле, пока составляет 40%, что ниже среднего показателя ОЭСР (более 60%), отмечают в ВШЭ.

Слабое проникновение ИКТ в жизнь населения отражается и на доле занятых в этой области работников – впрочем, РФ по этому показателю пока не слишком отстает от стран ОЭСР. Так, доля занятых в информационных технологиях составляет 1,8% в России и 3,4% в странах ОЭСР, отмечают в ВШЭ.

Экспертов при этом беспокоит столь низкий уровень цифровых знаний россиян. Они считают, что впоследствии это будет приводить к увеличению цифрового разрыва и, как следствие, к усилению социальной стратификации, которая выражается в отсечении части общества от благ, получаемых при условии наличия доступа к цифровым технологиям и умения пользоваться ими.

Что примечательно, цифровая грамотность россиян в целом остается невысокой, хотя российские власти разрабатывают программы по ее повышению. В начале февраля 2022 года пресс-служба правительства РФ сообщала, что на долгосрочную программу повышения цифровой грамотности граждан, которую запустят в России в 2022 году, в течение ближайших трех лет выделят 600 млн руб. «В рамках программы будут созданы новые образовательные сервисы для различных групп граждан, в том числе для студентов, пенсионеров и детей», – говорилось в сообщении правительства. За три года обучение должны были пройти 8 млн человек.

Уже в апреле сообщалось, что Минцифры в итоге предложило отменить субсидии юридическим лицам на разработку и реализацию программы кибергигиены и повышения грамотности населения по вопросам информационной безопасности и поручить реализацию программы подведомственным учебным учреждениям. В пояснительной записке сообщалось, что подготовка программы кибергигиены может вызвать сложности. «В целях минимизации рисков по недостижению результата или некачественному выполнению работ Минцифры России принято решение о реализации программы кибергигиены посредством предоставления субсидии подведомственному государственному бюджетному образовательному учреждению», – говорилось в документе.

Разница качества человеческого цифрового капитала в ближайшие два-три года еще будет наглядно различаться в России по категориям возраста и региона проживания, не исключает экономист Андрей Лобода. Он также считает, что дальнейшая цифровизация экономики и создание новых отраслей будут вносить свой вклад в повышение уровня цифровой зрелости экономики и грамотности работников.

Передачу прав на обучение цифровой грамотности от юрлиц подведомственным вузам директор по исследованиям и разработкам «Крос» Ксения Касьянова считает эффективной мерой, направленной на повышение базовой цифровой грамотности. «Впрочем, в стране существует высокая потребность в кадрах с высоким уровнем цифровой грамотности, для них базового уровня недостаточно. В связи с этим важно не забывать о работе на уровне отраслей - там, где требуется высокий уровень специализации и столь же высокий уровень профессионализма», – замечает она.

«Проблема компьютерной безграмотности касается практически каждого. Всегда найдётся сектор, в котором мы разбираемся менее, чем в других. Но для отдельных категорий граждан компьютерная грамотность, вернее ее отсутствие, становится проблемой. В первую очередь это пенсионеры, граждане предпенсионного возраста и, как это ни странно, подрастающее поколение. Речь идёт не об умении играть в компьютерную игру, а именно о грамотности», - рассказывает доцент кафедры информатики РЭУ им Плеханова Александр Тимофеев.

Он считает, что необходимо на уровне правительства централизовано обеспечивать школы современной техникой ИКТ с четким распределением на категории классов, и отдельно на административные нужды. «Большой централизованный заказ может обеспечить крупный завод по выпуску техники ИКТ не только стабильностью, но и ростом развития», - продолжает эксперт. Важен и кадровый вопрос. «Профессиональные айтишники отказываются работать в школе или в вузе. А собственно учителя сами практически все имеют только базовые навыки», - обращает внимание Тимофеев.


Читайте также


Метафора для новой антропологии

Метафора для новой антропологии

Марианна Власова

Игорь Сид о любви переводчиков к чужим странам

0
453
Сталин ждет окончания внутриэлитного конфликта

Сталин ждет окончания внутриэлитного конфликта

Иван Родин

Мэрия Череповца пока не разрешила КПРФ ставить памятник вождю

0
567
Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Анастасия Башкатова

Застройщикам предстоит структурно перестроить бизнес и при этом не обанкротиться

0
586
Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Екатерина Трифонова

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

0
514

Другие новости