Фото Pixabay
Несмотря на усилия чиновников по повышению цифровой грамотности россиян, граждане РФ продолжают отставать. Эксперты из Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ВШЭ) сообщают об угрозе разрастания в РФ цифрового неравенства за счет неравного доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Такое электронное расслоение уже очевидно между городскими и сельскими домохозяйствами. И в отличие от жителей развитых стран россияне меньше пользуются в своей жизни различными электронными услугами – от покупок до поиска работы и учебы онлайн. Россияне также заметно отстают в целом по базовым цифровым навыкам – в РФ к опытным пользователям ИКТ можно отнести только треть населения.
При этом Россия выглядит довольно благополучно в части обеспеченности населения доступом в интернет и в целом к ИКТ. Так, сообщают в ВШЭ, по уровню доступа к ИКТ Россия лишь немного отстает от среднего показателя стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доступ к интернету имеют 80% россиян, тогда как в ОЭСР этот показатель составляет 87%, рассказывают эксперты. Однако в России более заметен территориальный разрыв в доступе к ИКТ.
В России доступ к интернету имеют 82,8% городских домохозяйств и 71,6% домохозяйств, расположенных в сельской местности. При этом разрыв в доступе к широкополосному интернету между двумя этими группами более существенный: 80,6 против 65,8%.
Вместе с тем в сравнении с жителями стран Евросоюза россияне демонстрируют более скромные навыки владения цифровыми навыками. Так, по сообщениям ВШЭ, в странах ЕС 54% жителей в возрасте от 16 до 74 лет обладают хотя бы базовыми цифровыми навыками. В таких странах, как Нидерланды и Финляндия, почти 80% населения обладают цифровой грамотностью. В России владение цифровыми навыками на уровне базового и выше базового демонстрируют 38,2% жителей.
Несколько другие данные ранее сообщали исследователи из Аналитического центра НАФИ. Согласно их данным, 3% россиян обладают начальным уровнем цифровой грамотности, 70% – базовым и 27% являются продвинутыми пользователями. Уровень цифровых компетенций населения эксперты замеряли в ходе опроса населения, оценивая их умение искать информацию в интернете, создавать и редактировать цифровые фотографии, аудио- и видеофайлы, распознавать сетевое мошенничество, следить за безопасностью личных данных.
Ученые из ВШЭ, в свою очередь, сообщают, что россияне в отличие от европейцев в меньшей степени применяют цифровые технологии в жизни. В РФ менее распространено обучение в онлайн-формате, работа в режиме удаленной занятости и поиск этой самой работы через интернет. К примеру, в странах ОЭСР в режиме онлайн обучается 17,6%, в РФ – 8,2%, рассказывают исследователи. А доля населения, использующего интернет для поиска работы онлайн в России, составляет 6,4% против 19,3% в странах ОЭСР, продолжают они.
На сегодняшний день Россия отстает от стран ОЭСР и по доле населения, работающего удаленно. «Даже в пиковый период локдауна в 2020 году доля работающих удаленно не превышала 11% (против 25% в странах ОЭСР), хотя пандемия COVID-19 создала серьезные экономические и социальные предпосылки для перехода на удаленный формат работы», – отмечают в ВШЭ. И это при том что цифровые технологии оказывают положительное воздействие на уровень занятости и уровень дохода населения, подчеркивают эксперты. «Цифровые технологии снижают барьеры на рынке труда, связанные с географическим фактором (особенно в секторе ИКТ), что усиливает конкуренцию между специалистами. Эффективность взаимодействия работника и работодателя перестает зависеть от их местонахождения», – перечисляют специалисты.
Доступ к интернету в домашних хозяйствах в городской и сельской местностях. Источник: Высшая школа экономики |
Россияне также заметно отстают от жителей стран, входящих в ОЭСР, по пользованию услугами электронной коммерции. В России доля населения, участвующего в электронной торговле, пока составляет 40%, что ниже среднего показателя ОЭСР (более 60%), отмечают в ВШЭ.
Слабое проникновение ИКТ в жизнь населения отражается и на доле занятых в этой области работников – впрочем, РФ по этому показателю пока не слишком отстает от стран ОЭСР. Так, доля занятых в информационных технологиях составляет 1,8% в России и 3,4% в странах ОЭСР, отмечают в ВШЭ.
Экспертов при этом беспокоит столь низкий уровень цифровых знаний россиян. Они считают, что впоследствии это будет приводить к увеличению цифрового разрыва и, как следствие, к усилению социальной стратификации, которая выражается в отсечении части общества от благ, получаемых при условии наличия доступа к цифровым технологиям и умения пользоваться ими.
Что примечательно, цифровая грамотность россиян в целом остается невысокой, хотя российские власти разрабатывают программы по ее повышению. В начале февраля 2022 года пресс-служба правительства РФ сообщала, что на долгосрочную программу повышения цифровой грамотности граждан, которую запустят в России в 2022 году, в течение ближайших трех лет выделят 600 млн руб. «В рамках программы будут созданы новые образовательные сервисы для различных групп граждан, в том числе для студентов, пенсионеров и детей», – говорилось в сообщении правительства. За три года обучение должны были пройти 8 млн человек.
Уже в апреле сообщалось, что Минцифры в итоге предложило отменить субсидии юридическим лицам на разработку и реализацию программы кибергигиены и повышения грамотности населения по вопросам информационной безопасности и поручить реализацию программы подведомственным учебным учреждениям. В пояснительной записке сообщалось, что подготовка программы кибергигиены может вызвать сложности. «В целях минимизации рисков по недостижению результата или некачественному выполнению работ Минцифры России принято решение о реализации программы кибергигиены посредством предоставления субсидии подведомственному государственному бюджетному образовательному учреждению», – говорилось в документе.
Разница качества человеческого цифрового капитала в ближайшие два-три года еще будет наглядно различаться в России по категориям возраста и региона проживания, не исключает экономист Андрей Лобода. Он также считает, что дальнейшая цифровизация экономики и создание новых отраслей будут вносить свой вклад в повышение уровня цифровой зрелости экономики и грамотности работников.
Передачу прав на обучение цифровой грамотности от юрлиц подведомственным вузам директор по исследованиям и разработкам «Крос» Ксения Касьянова считает эффективной мерой, направленной на повышение базовой цифровой грамотности. «Впрочем, в стране существует высокая потребность в кадрах с высоким уровнем цифровой грамотности, для них базового уровня недостаточно. В связи с этим важно не забывать о работе на уровне отраслей - там, где требуется высокий уровень специализации и столь же высокий уровень профессионализма», – замечает она.
«Проблема компьютерной безграмотности касается практически каждого. Всегда найдётся сектор, в котором мы разбираемся менее, чем в других. Но для отдельных категорий граждан компьютерная грамотность, вернее ее отсутствие, становится проблемой. В первую очередь это пенсионеры, граждане предпенсионного возраста и, как это ни странно, подрастающее поколение. Речь идёт не об умении играть в компьютерную игру, а именно о грамотности», - рассказывает доцент кафедры информатики РЭУ им Плеханова Александр Тимофеев.
Он считает, что необходимо на уровне правительства централизовано обеспечивать школы современной техникой ИКТ с четким распределением на категории классов, и отдельно на административные нужды. «Большой централизованный заказ может обеспечить крупный завод по выпуску техники ИКТ не только стабильностью, но и ростом развития», - продолжает эксперт. Важен и кадровый вопрос. «Профессиональные айтишники отказываются работать в школе или в вузе. А собственно учителя сами практически все имеют только базовые навыки», - обращает внимание Тимофеев.