Семейная политика в стране дала положительный результат. Фото агентства «Москва»
Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН обрисовал базовый демографический прогноз для РФ: к 2035 году численность населения РФ может сократиться до 143,9 млн человек. Однако ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) мужчин может вырасти до 75 лет, а женщин – до 82 лет. Чтобы реализовался хотя бы прогноз по долгожительству, нужно увеличить бюджетное финансирование здравоохранения с 4,6 до 6,5% ВВП. Но рост финансирования медицины без успешной борьбы с бедностью «вряд ли даст значимый прогресс в динамике ОПЖ».
К числу основных факторов, влияющих как на высокий уровень смертности, так и на движение «вниз» уровня рождаемости в РФ, исследователи ИНП РАН отнесли «недостаточные доходы значительной части населения страны».
«Несмотря на сравнимый со странами Восточной Европы душевой ВВП, для России характерна крайне высокая дифференциация доходов – и эта ситуация усугубляется многолетним снижением, а затем стагнацией реальных доходов населения», – сообщили они в научном докладе, посвященном потенциальным возможностям роста российской экономики.
Так что увеличение уровня доходов, более справедливое и в конечном счете более эффективное их распределение, борьба с бедностью, дальнейшая реализация показавших свою действенность мер семейной политики – это шаги, которые придадут импульс демографическому развитию страны, подчеркнули в ИНП РАН.
При этом базовый демографический прогноз ИНП РАН предполагает, что к 2035 году численность населения РФ сократится до 143,9 млн человек. И это не худший вариант, потому что инерционный сценарий ИНП РАН допускает снижение численности населения РФ в 2035-м уже до 138,6 млн человек.
По данным Росстата на начало 2022-го, в России насчитывается почти 145,6 млн человек. Демографический прогноз Росстата предполагает три варианта: низкий – численность населения РФ на начало 2035-го составит около 135,2 млн человек, средний – она будет к этому году примерно 143 млн человек, высокий – она составит почти 149,8 млн человек.
Итак, чтобы реализовался именно базовый вариант прогноза ИНП РАН, необходимо соблюдение ряда условий. Прежде всего, расходы на здравоохранение консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов должны составить к 2035-му 6,5% ВВП РФ. На данном этапе показатель, судя по данным ИНП РАН, составляет 4,6% ВВП.
«Государственное финансирование медицины осуществлялось исходя не из потребностей населения в получении соответствующих услуг, а преимущественно – из имеющихся в наличии ресурсов бюджетной системы, – сообщается в докладе. – В результате бюджетные расходы на здравоохранение в течение 10 лет (2011 – 2020 годы) стагнировали на уровне 3,2–3,5% ВВП».
Тем не менее, как уточнили исследователи, за период с 1995 по 2019 годы удалось примерно в 3 раза в реальном выражении увеличить подушевые объемы государственного финансирования здравоохранения (в 2 раза – за период 2001–2006 годов). В пандемийном 2020 году расходы бюджетной системы на здравоохранение возросли до 4,6% ВВП РФ. А если учесть еще частные расходы (это и затраты населения на платные медуслуги, и расходы на лекарственные средства и медизделия), то общий показатель составил 6,9% ВВП.
Но все же переход к новой модели здравоохранения, повышение доступности и качества медицинских услуг требуют значительно большего объема государственного и частного финансирования, считают авторы доклада. Чтобы приблизиться к уровню развитых стран, совокупные – государственные и частные – расходы должны составлять около 10% ВВП. Тогда можно было бы добиться увеличения ожидаемой продолжительности жизни россиян к 2035 году до 84,6 лет – это уровень развитых стран.
Уточним, базовый демографический прогноз ИНП РАН предполагает, что к 2035 году ожидаемая продолжительность жизни составит для мужчин 75 лет, для женщин 82 года – тем самым, по данным исследователей, мужчины по сравнению с показателями допандемийного 2019 года станут жить дольше на 6,8 лет, женщины – на 3,8 лет.
Как сообщил в начале недели президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам, по итогам второго квартала 2022-го продолжительность жизни, по предварительным оценкам, превысила 73 года. «Но важно устойчиво двигаться к поставленной цели – росту продолжительности жизни в России до 78 лет к 2030 году», – сообщил президент. Такой ориентир был прописан в июльском указе Путина о национальных целях развития от 2020 года.
Между тем в докладе ИНП РАН приводится существенное уточнение: «Рост финансирования здравоохранения без успешной борьбы с бедностью вряд ли даст значимый прогресс в динамике ОПЖ». «Анализ взаимосвязи ОПЖ с уровнем доходов населения подтверждает выводы о том, что в настоящее время на показатель ожидаемой продолжительности жизни влияет не столько общий уровень доходов, сколько уровень бедности населения», – уточнили исследователи.
Хотя и ситуация с доходами граждан тоже, конечно, важна. Так, судя по параметрам, заложенным в базовый демографический прогноз института, чтобы достичь обозначенных в нем показателей по численности населения и ОПЖ, нужно, чтобы к 2035 году реальные денежные доходы населения выросли в 1,6 раза по отношению к допандемийному 2019-му. При этом среднегодовые темпы роста ВВП РФ должны тогда составить в 2021–2035 годах около 3%. В этом случае и увеличение финансирования здравоохранения, и рост качества жизни граждан, особенно малоимущих, помогут улучшить демографическую ситуацию.
Разницу между своим базовым и инерционным сценариями авторы научного доклада объяснили на примере экономического роста: «В целом только за счет увеличения численности населения (по сравнению с инерционным сценарием) и связанного с этим расширения внутреннего спроса в период 2021–2035 годов в условиях базового демографического сценария будет обеспечено дополнительное увеличение среднегодовых темпов прироста ВВП примерно на 0,1 процентного пункта, или примерно на 3 трлн руб.».
Но цели демографического развития исследователи предлагают формулировать не через прогнозируемый рост численности населения, а через демографические процессы, которые эту численность формируют. В таком контексте, судя по их выводам, та или иная численность населения – не цель, а результат достижения целей в области рождаемости и смертности. И если приоритизировать, то, по их мнению, «снижение все еще высокого уровня смертности в настоящее время окажется более важной задачей, чем повышение уровня рождаемости».
«Это связано с тем, что по снижению уровня смертности, несмотря на позитивные тенденции последних 15 лет, до сих пор остается огромный нереализованный потенциал, тогда как потенциал роста уровня рождаемости ограничен», – резюмирует ИНП РАН.
Опрошенные «НГ» эксперты согласились с основными выводами ИНП РАН. «Для получения значимого эффекта в части восстановления здоровья размер расходов на здравоохранение должен составлять около 6% ВВП, это дополнительно около 3 трлн руб. на три года, – привела оценки доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. – Уровень финансирования дает возможность закупить лучшее оборудование, пригласить лучших специалистов, но это не все условия, которые необходимы. Еще один фактор – качество подготовки медицинских кадров. Не меньшее значение имеет и уровень жизни населения. Мировая практика показывает, что продолжительность жизни начинает увеличиваться при росте благосостояния населения».
Также эксперты перечислили другие факторы повышения в стране продолжительности жизни. Например, это доступность не только качественной медицины, но и современных, эффективных лекарств, повышение уровня проникновения цифровизации в здравоохранение, сказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Ян Власов. По его словам, нужно ускорить импортозамещение в части лекарственных веществ и их компонентов, расширять список льготных лекарств для пациентов с хроническими заболеваниями.
Главным же фактором снижения смертности Власов считает повышение приверженности пациентов лечению. «Низкая приверженность лечению при сердечно-сосудистых заболеваниях вызывает особую обеспокоенность пациентского сообщества, – сообщил он. – По данным ВСП, часто пациенты прекращают прием препаратов уже через 2–6 месяцев после перенесенных инфарктов и инсультов. Провоцируя преждевременную смертность и потерю производительности труда».
«Нужно не просто наращивать расходы бюджета на здравоохранение, а направлять усилия на то, чтобы граждане придерживались здорового образа жизни, чтобы у них была приверженность лечению, чтобы развивалась превентивная медицина, когда врач не лечит уже симптомы конкретной болезни, а предвосхищает ее развитие», – говорит научный руководитель сети Grand Clinic Ольга Шуппо.Директор Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» Михаил Чураков считает, что при планировании семьи для людей важен не только и не столько уровень материальной обеспеченности, сколько «уверенность в завтрашнем дне, стабильность». То есть, как пояснил эксперт, для увеличения рождаемости люди должны верить в неизменность принципов поддержи семьи, должны быть уверены, что при любом развитии ситуации они будут обеспечены работой, что сферы здравоохранения, социальной защиты, образования будут надежными, будут развиваться, а не деградировать.
«Поднимая вопрос о росте доходов населения, важно понимать, что доход граждан зависит не только от федеральной социально-экономической политики, но и от региональных властей. Доход граждан в субъектах РФ различается», – отметила декан юридического факультета Финансового университета при правительстве Гульнара Ручкина. «И здесь важно реализовывать не только социальные программы по финансовой поддержке граждан, но и возможные программы по сохранению здоровья населения и своевременному выявлению заболеваний, например, это разработка и реализация программ по борьбе с сахарным диабетом и гепатитом C, о которых упоминал президент, – пояснила она. – Все эти программы должны быть доступны населению, равно как и различные программы реабилитации граждан, перенесших не только COVID-19, но и другие серьезные заболевания».
А основу для повышения реальных доходов населения должен создать, по уточнению эсперта, устойчивый рост трудовых доходов граждан в условиях динамичного экономического развития страны и сохранения инфляции на низком уровне.