Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен считает возможным полное прекращение поставок российского газа в страны ЕС. Фото Reuters
В четверг «Газпром» должен запустить «Северный поток» после планового ремонта, который продолжался десять дней. Изнывающая от жары Европа обещает поставку в срок задержавшейся в Канаде немецкой турбины для российского газопровода, чтобы закачать побольше газа в подземные хранилища в думах о зиме. Судя по всему, Россия и Европа настроились на «газовый развод», но процесс будет долгим и болезненным. В среду Еврокомиссия приняла решение на 15% сократить потребление голубого топлива из РФ до весны следующего года, вместе с тем Евросоюз опасается, что ему не удастся уйти от российского газа по собственному, относительно безболезненному сценарию и что РФ сама ускорит процесс, перекрыв вентиль.
Еврокомиссия (ЕК) предлагает новый законодательный инструмент и европейский план, который предусматривает уменьшение потребления газа в Европе на 15% в период с 1 августа 2022 года по 31 марта 2023 года, говорится в документе, опубликованном в среду в Брюсселе. Теперь все потребители, включая органы государственной власти, домохозяйства, собственников общественных зданий, а также поставщики электроэнергии и промышленность «могут и должны принимать меры по экономии газа», говорится в документе.
Развитие событий, при котором поставки газа из России полностью прекратятся, следует считать вероятным, заявила в среду председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она пояснила, что если новый план будет утвержден, то страны сначала сами должны будут решать, выполнять ли эту задачу. Но если ситуация с газом станет действительно опасной, то цель в 15% станет обязательной к выполнению, предупредила фон дер Ляйен. Более жесткую формулировку применил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон: «Мы приняли решение: мы готовимся к зиме без российского газа, – сказал он. – Чтобы продержаться эту зиму и, возможно, следующую зиму, государства ЕС могут продлить работу своих АЭС или угольных станций».
Если российского газа не будет совсем, то экономии в 15% будет явно мало. В 2021 году, например, по данным компании BP, спрос на газ в Европе достиг максимума за последние 10 лет – чуть более 571 млрд куб. м, 341 млрд куб. м из них были импортные, в том числе Россия поставила по трубопроводам 167 млрд куб. м и 17,4 млрд куб. м в виде сжиженного природного газа (СПГ), то есть на РФ пришлось 32% спроса.
Накануне, после переговоров в Тегеране, газовые перспективы Европы обрисовал президент Владимир Путин. В ближайшей перспективе прокачка газа по газопроводу «Северный поток» может еще больше сократиться – до одной пятой его мощности.
Уже в Москве он пояснил, что решение Канады задержать из ремонта турбину компании Siemens не является политическим и не связано со спецоперацией России в Украине. В основе этого решения, по словам президента, прагматические мотивы, связанные с попыткой Канады выйти на европейский рынок со своими нефтью и газом.
«Газпром» заявил в среду, что, несмотря на ранее направленные запросы, так и не получил от Siemens официальных документов, позволяющих поставить газотурбинный двигатель для компрессорной станции «Портовая» в условиях санкционных ограничений Канады и ЕС. По словам Путина, ориентировочно 26 июля «Газпром» должен остановить на ремонт еще один агрегат на этой компрессорной станции, и если отремонтированная турбина из Канады не вернется – прокачка по магистрали сократится до 33 млн куб. м в сутки.
Отремонтированная турбина для «Северного потока» в настоящее время доставляется из Канады, операция будет проведена в надлежащие сроки, заявила в среду фон дер Ляйен, но сроки не назвала.
«Газпром» должен получить не только металл, машину, но и документы на нее: и юридические документы, и техническую документацию. Мы должны понимать, что «Газпром» берет: в каком состоянии машина пришла и какой ее юридический статус – она под санкциями, не под санкциями, что с ней будет – завтра, может, заберут ее?» – пояснял Путин в Тегеране.
Он подчеркнул, что «Газпром» готов качать газа столько, сколько нужно, а партнеры «сами все закрыли». Он упомянул, что поставки в Европу перекрыты «Оператором ГТС Украины» в отношении транзитных объемов по контракту с «Газпромом» по политическим основаниям – невозможности контролировать одну из газоперекачивающих станций на территории ЛНР. Отказ Польши от прямых поставок из России и его получение реверсом из Германии также усугубил дефицит на рынке Европы, сказал президент.
На «Портовой» ждут турбину из Канады. Фото с сайта www.gazprom.ru |
Мощность «СП-2» идентична «первому» потоку – две трубы, по каждой из которых можно перекачать 27,5 млрд куб. м в год. Он является частью газотранспортного коридора от поселка Бованенково на Ямале через Усть-Лугу в Ленинградской области до города Грайфсвальд на балтийском побережье Германии. Укладка трубы на дно Балтики началась в сентябре 2018 года, а с декабря 2021-го обе нитки газопровода находятся под рабочим давлением и полностью готовы к эксплуатации, однако Германия так и не выдала необходимых для его работы сертификатов.
Обеспечение устойчивого снабжения энергоресурсами внутреннего рынка, наращивание поставок для российских потребителей – эту цель Владимир Путин озвучивал как одну из трех ключевых стратегических задач нефтегазового сектора РФ на совещании еще в апреле. Вторая – диверсификация экспорта. «В обозримой перспективе поставки энергоресурсов в западном направлении будут сокращаться, но происходить это будет постепенно», – отмечал тогда президент. Необходимо составить план расширения экспортной инфраструктуры в страны Африки, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, предусмотреть строительство новых нефте- и газопроводов с месторождений Сибири, говорил он. Третья задача – развитие глубокой переработки нефти и газа. Исходя из новых обстоятельств, президент поручил продлить горизонт энергетической стратегии до 2050 года и утвердить ее до 15 сентября.
«Объявленных планов по созданию новых крупных мощностей по потреблению газа на северо-западе России пока нет, хотя именно новая индустриализация на базе химии и металлургии могла бы создать новый спрос на газ внутри России, – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Просто газификация населенных пунктов российского северо-запада тоже необходима, но без новых промышленных мощностей 55 млрд кубов, которые должны были бы поставляться по СП-2, внутри страны не пристроить. Вероятно, в будущем часть газа, ранее планировавшего для поставок по СП-2, пойдет все же на китайский рынок по «Силе Сибири – 2» или иным маршрутам, часть будет потрачена на газификацию и новые промышленные мощности в России».
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов рассказывал, что в 2022 году ожидается сокращение экспорта в Европу на 27–28% – порядка 40 млрд куб. м. Но он обращает внимание, что внутренний спрос на газ в РФ по итогам прошлого года составил порядка 500 млрд куб м, он прирос на более 50 млрд куб. м за год.
Уровень газификации России в 2021 году составил 72%, а к 2025 году должен вырасти до 75%, рассказывал недавно вице-премьер Александр Новак. Целевым показателем является доведение уровня газификации к 2030 году до 83%. По уже достигнутым показателям газификации Россия значительно превосходит такие европейские страны, как Германия (47%), Франция (38%), Испания (32%). А в Финляндии, Швеции и Норвегии, где схожий с РФ климат, уровень газификации составляет лишь 3%, 1% и 0,2% соответственно, отмечал он.
Общее снижение поставок российского газа летом в ЕС носит уже кратный характер, говорит Митрахович. По его словам, «по июню – падение в три раза в сравнении с аналогичным периодом 2021 года, что будет по итогам 2022 года и тем более в 2023 году – говорить пока рано. Еврокомиссия в марте 2022 года требовала уже по итогам того же 2022 года сократить потребление российского газа на две трети. Реально сокращение потребления будет меньше, возможно, ближе к одной трети, но многое будет зависеть от ситуации во второй половине календарного года, которая только началась».
Европа продолжает думать о зиме и запасах газа, хотя в Германии температура достигала 40 градусов, в Великобритании бушуют лесные пожары, только в Португалии из-за жары погибли более 1 тыс. человек. При этом, по данным ассоциации WindEurope, прогнозируется очень маловетреная погода, что усиливает дефицит энергии.
Спотовые цены на газ в Европе на фоне остановки на ремонт «Северного потока» держатся выше 1,6 тыс. долл. за 1 тыс. куб. м, что примерно в четыре раза выше, чем цены «Газпрома» по долгосрочным контрактам.