0
5062
Газета Экономика Печатная версия

19.07.2022 21:04:00

Для бюджета России ищут новый баланс

Минфин смотрит на перспективу десятилетия, но пока не дал окончательного ответа, что будет в ближайшие три года

Тэги: минфин, бюджет, бюджетное правило, нефтегазовые доходы


минфин, бюджет, бюджетное правило, нефтегазовые доходы Антон Силуанов формирует конструкцию бюджетного правила. Фото РИА Новости

Эксперты гадают, как российскому Минфину удастся сбалансировать бюджет в условиях серьезной неопределенности, когда грядет глобальная рецессия, а перенаправлять углеводороды с Запада на Восток и Юг становится сложнее. Ведомство уже давно работает над новым бюджетным правилом, но окончательные параметры до сих пор официально не объявлены, есть только утечки. Зато в Минфине сообщают, что при анализе бюджетной устойчивости важно учитывать перспективу даже не трех лет, а 10–15. Эксперты считают, что пока в обсуждаемых проектировках есть изъяны. Так, Минфин обещает закупать в резервы валюты дружественных стран, но о каких валютах идет речь, тоже пока окончательно не ясно.

В Минфине рассказали о своем подходе к анализу бюджетной и долговой устойчивости. «Анализ устойчивости бюджета – комплексная работа, которая не должна ограничиваться только мониторингом достигнутых показателей, нам нужно расширять горизонт планирования и оценки не только в рамках бюджетного цикла, но и за его пределами – на долгосрочный период», – сообщил замдиректора департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина Евгений Домбровский.

Например, как он пояснил, многие решения могут носить нейтральный характер для бюджета на краткосрочном горизонте, но оказывать негативное влияние на бюджетную и долговую устойчивость через 10–15 лет. «Целостная система мониторинга и управления рисками призвана взвешенно и ответственно подходить к принятию расходных обязательств и выработке долгосрочных мер поддержки, исключая неконтролируемое наращивание заимствований и формирование дисбалансов», – пояснил Домбровский.

Но пока в условиях максимальной экономической неопределенности ведомство не без трудностей пытается определиться с принципами формирования бюджета хотя бы на ближайшую трехлетку.

Одновременно с этим курс рубля укреплялся во вторник, вернувшись на уровни начала июля. Курс евро опускался в моменте ниже 56 руб. впервые с 1 июля, а доллар торговался ниже 55 руб. впервые с 4 июля. Эти уровни не нравятся Минфину, глава которого Антон Силуанов приводил ранее простую арифметику: при повышении курса доллара на 1 руб. казна получит дополнительно 130–150 млрд руб. При укреплении доллара на 10 руб. бюджет получит уже больше триллиона, а с переводом валюты в рубли при курсе 55 руб. за доллар доходы снижаются более чем на 30% по сравнению с искомым курсом 80.

Накануне в СМИ утекли параметры нового бюджетного правила, о работе над которым Силуанов рассказывал на съезде РСПП в конце июня. Минфин также сообщал, что внес в правительство предложения, но деталей не раскрывал. Теперь стало известно, что Минфин предлагает цену отсечения в 60 долл. за баррель (на 2022 год цена отсечения изначально, до новых санкций, планировалась на уровне около 44 долл. за баррель). Кроме этого предлагается зафиксировать объем добычи нефти на уровне 9,5 млн барр. в сутки. Судя по данным «Ведомостей», министерство предлагает зафиксировать базовые доходы бюджета от экспорта нефти и газа на 2023–2025 годы на одном уровне – 7,5 трлн руб.

«Плоская» ежегодная оценка базовых нефтегазовых доходов в размере 7,5 трлн руб. соответствует прогнозному курсу рубля в интервале 77–81 руб. за доллар, подсчитали эксперты компании «Финам». Там отметили, что в концепции не хватает еще нескольких компонентов для понимания параметров балансирования бюджета. Минфин, например, оставил без комментариев целевые валюты для реализации покупок, говорится в аналитическом обзоре. Ранее Силуанов рассказывал, что в сегодняшних условиях, когда государство больше не может покупать доллары и евро, деньги можно вложить в валюты дружественных стран и в результате через кросс-курсы регулировать стоимость европейской и американской валют к рублю. В «Финам» отмечают, что пока доступен лишь китайский юань, и то в ограниченных масштабах, так как на него приходится 11–14% от оборота (включая рынок спот) относительно доллара и евро.

Аналитический Telegram-канал «Твердые цифры» проанализировал эпизоды новейшей бюджетной истории РФ с точки зрения балансировки относительно цен на нефть и спрогнозировал, что этот процесс в 2022 году будет повторять сценарий 2014-го. 

В 2011–2014 годах балансирующая цена была очень высока и близка к фактической – около 101–113 долл. за барр. В кризисные и посткризисные 2015–2017 годы балансирующая цена упала до 65–68 долл. за баррель вместе с фактическими ценами. В 2018–2019 годах бюджет подчинялся бюджетному правилу: балансирующая цена приблизилась к базовой в бюджетном процессе, отмечают авторы канала. В ковидные 2020–2021 годы сверхрасходы на поддержку экономики подняли балансирующую цену до 74 и 65 долл. за баррель соответственно. После того как в 2022 году бюджетное правило было отменено, балансирующая цена сложится, по их оценкам, около 90–100 долл. за баррель, что близко к уровням 2014 года.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), добыча нефти в России в июне (без газового конденсата) выросла на 480 тыс. барр/сут., до 9,74 млн. Экспортная нефтяная выручка России выросла на 700 млн долл., до 20,4 млрд в результате высоких цен на нефть. Тем не менее МЭА считает, что на фоне растущего уровня неопределенности на нефтяном рынке, который оказался между двух огней – дефицитом предложения и рисками рецессии, – во втором полугодии 2022-го Россия свою добычу снизит. Агентство Bloomberg сообщило во вторник, что поставки российской нефти в Китай и Индию, достигшие пика в апреле-мае, летом пошли вниз, сократившись почти на 30% от максимальных уровней.

151-4-3480.jpg
В Минфине по-прежнему будут балансировать
бюджет на нефти.  Фото Льва Исраеляна
Но пока цены на нефть держатся на комфортных для бюджетов нефтедобывающих стран уровнях – стоимость фьючерсов на нефть сорта Brent на сентябрь на лондонской бирже ICE Futures держится на уровне 106 долл. за баррель. И даже с учетом дисконтов примерно в 20 долл., с которыми РФ продает свои сорта нефти, котировки пока обещают люфт по сравнению с предложенной Минфином ценой отсечения. Так, по данным Минфина, средняя цена на нефть Urals за период с 15 июня по 14 июля составила более 84 долл. за баррель.

«Балансировка бюджета – это вопрос не только цен на нефть, но и валютного курса, а на самом деле и экономической динамики в целом. По нашим оценкам, сейчас для балансировки бюджета достаточно курса в 70–75 руб. за доллар при цене нефти 80 долл. за барр., – сказал «НГ» директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александр Широв. – Кроме того, на параметры балансировки бюджета влияет и сама бюджетная политика. При более агрессивном наращивании расходов и 200 долл. за баррель может не хватить для того, чтобы получить сбалансированный бюджет в конкретном году».

При этом наличие дефицита не свидетельствует об ущербности экономики, а лишь говорит о том, что в распоряжении властей есть источники его финансирования, уточнил эксперт. «Проблема возникает тогда, когда обслуживание долга становится непосильным бременем, но России до этого достаточно далеко», – пояснил Широв.

Он напоминает, что и до, и после введения бюджетного правила доля расходов федерального бюджета к ВВП с поправкой на кризисные явления существенно не изменилась. «Если в 2015 году они составляли 16,4% от ВВП, то в докризисном 2019-м – 18,4% (в 2021-м –19,3%). Таким образом, ключевым фактором, влияющим на объемы государственных расходов, является объем экономики и весь спектр порождаемых ею доходов, а не только цены на нефть. Главное отличие России от, например, Саудовской Аравии состоит в том, что удельная обеспеченность нашей страны от нефтяных доходов кратно ниже, так что значение имеют и другие направления экономической деятельности», – говорит эксперт.

«Бюджет РФ балансируется исходя из среднегодовых цен на нефть прошлого года. Поэтому ни в этом, ни в следующем году его не будут балансировать по 90–100 долл., – сказал «НГ» исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов. – Бюджет будет балансироваться с учетом рисков падения цен на нефть. Скорее всего это будет уровень 60–70 долл. за баррель».

Тузов считает, что главное для Минфина – сформировать бюджет, который с максимальной вероятностью будет исполнен. «Россия – экспортно ориентированная страна, и цены на нефть – это хороший ориентир, – продолжает эксперт. – Высокие цены на нефть означают высокие цены на большинство ресурсов. Поэтому при высоких ценах на нефть будут повышенные доходы и от экспорта металлов, леса, пшеницы».

«Если бы бюджет балансировался при 90–100 долл. за баррель, то и цена отсечения Минфина для нового бюджетного правила была бы не меньше 100 долл., – сказал «НГ» преподаватель факультета «Форсайт» РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко. – Не было бы сейчас бюджетного профицита при текущих ценах на нефть».

Все будет зависеть не от цены энергоносителей, а от доли рынка, занимаемой Россией, поэтому возникла идея в бюджетное правило добавить еще объем продаж на мировом рынке, поясняет эксперт. «Также весьма важный момент – санкционная политика и расходы в связи с текущей ситуацией. При любых сценариях бюджетное правило подчиняется обстоятельствам. Бюджетная сбалансированность зависит от налоговой базы, собираемости налогов, темпов роста экономики, конъюнктуры товарных рынков и рынка труда. В случае превышения расходов над доходами Минфин может выходить на рынок ОФЗ и заимствовать средства», – говорит Домащенко. Но в текущей ситуации, как считает эксперт, для Минфина это «самый крайний вариант». 


Читайте также


Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
2199
Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Татьяна Астафьева

Главный финансовый документ столицы принят городской думой в трех чтениях

0
7090
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
2357
Российской валюте предстоит поумнеть

Российской валюте предстоит поумнеть

Анастасия Башкатова

Центробанк запланировал на 2025 год пилотирование бюджетных операций уже на реальных цифровых рублях

0
4063

Другие новости