Антон Силуанов формирует конструкцию бюджетного правила. Фото РИА Новости
Эксперты гадают, как российскому Минфину удастся сбалансировать бюджет в условиях серьезной неопределенности, когда грядет глобальная рецессия, а перенаправлять углеводороды с Запада на Восток и Юг становится сложнее. Ведомство уже давно работает над новым бюджетным правилом, но окончательные параметры до сих пор официально не объявлены, есть только утечки. Зато в Минфине сообщают, что при анализе бюджетной устойчивости важно учитывать перспективу даже не трех лет, а 10–15. Эксперты считают, что пока в обсуждаемых проектировках есть изъяны. Так, Минфин обещает закупать в резервы валюты дружественных стран, но о каких валютах идет речь, тоже пока окончательно не ясно.
В Минфине рассказали о своем подходе к анализу бюджетной и долговой устойчивости. «Анализ устойчивости бюджета – комплексная работа, которая не должна ограничиваться только мониторингом достигнутых показателей, нам нужно расширять горизонт планирования и оценки не только в рамках бюджетного цикла, но и за его пределами – на долгосрочный период», – сообщил замдиректора департамента бюджетной политики и стратегического планирования Минфина Евгений Домбровский.
Например, как он пояснил, многие решения могут носить нейтральный характер для бюджета на краткосрочном горизонте, но оказывать негативное влияние на бюджетную и долговую устойчивость через 10–15 лет. «Целостная система мониторинга и управления рисками призвана взвешенно и ответственно подходить к принятию расходных обязательств и выработке долгосрочных мер поддержки, исключая неконтролируемое наращивание заимствований и формирование дисбалансов», – пояснил Домбровский.
Но пока в условиях максимальной экономической неопределенности ведомство не без трудностей пытается определиться с принципами формирования бюджета хотя бы на ближайшую трехлетку.
Одновременно с этим курс рубля укреплялся во вторник, вернувшись на уровни начала июля. Курс евро опускался в моменте ниже 56 руб. впервые с 1 июля, а доллар торговался ниже 55 руб. впервые с 4 июля. Эти уровни не нравятся Минфину, глава которого Антон Силуанов приводил ранее простую арифметику: при повышении курса доллара на 1 руб. казна получит дополнительно 130–150 млрд руб. При укреплении доллара на 10 руб. бюджет получит уже больше триллиона, а с переводом валюты в рубли при курсе 55 руб. за доллар доходы снижаются более чем на 30% по сравнению с искомым курсом 80.
Накануне в СМИ утекли параметры нового бюджетного правила, о работе над которым Силуанов рассказывал на съезде РСПП в конце июня. Минфин также сообщал, что внес в правительство предложения, но деталей не раскрывал. Теперь стало известно, что Минфин предлагает цену отсечения в 60 долл. за баррель (на 2022 год цена отсечения изначально, до новых санкций, планировалась на уровне около 44 долл. за баррель). Кроме этого предлагается зафиксировать объем добычи нефти на уровне 9,5 млн барр. в сутки. Судя по данным «Ведомостей», министерство предлагает зафиксировать базовые доходы бюджета от экспорта нефти и газа на 2023–2025 годы на одном уровне – 7,5 трлн руб.
«Плоская» ежегодная оценка базовых нефтегазовых доходов в размере 7,5 трлн руб. соответствует прогнозному курсу рубля в интервале 77–81 руб. за доллар, подсчитали эксперты компании «Финам». Там отметили, что в концепции не хватает еще нескольких компонентов для понимания параметров балансирования бюджета. Минфин, например, оставил без комментариев целевые валюты для реализации покупок, говорится в аналитическом обзоре. Ранее Силуанов рассказывал, что в сегодняшних условиях, когда государство больше не может покупать доллары и евро, деньги можно вложить в валюты дружественных стран и в результате через кросс-курсы регулировать стоимость европейской и американской валют к рублю. В «Финам» отмечают, что пока доступен лишь китайский юань, и то в ограниченных масштабах, так как на него приходится 11–14% от оборота (включая рынок спот) относительно доллара и евро.
Аналитический Telegram-канал «Твердые цифры» проанализировал эпизоды новейшей бюджетной истории РФ с точки зрения балансировки относительно цен на нефть и спрогнозировал, что этот процесс в 2022 году будет повторять сценарий 2014-го.
В 2011–2014 годах балансирующая цена была очень высока и близка к фактической – около 101–113 долл. за барр. В кризисные и посткризисные 2015–2017 годы балансирующая цена упала до 65–68 долл. за баррель вместе с фактическими ценами. В 2018–2019 годах бюджет подчинялся бюджетному правилу: балансирующая цена приблизилась к базовой в бюджетном процессе, отмечают авторы канала. В ковидные 2020–2021 годы сверхрасходы на поддержку экономики подняли балансирующую цену до 74 и 65 долл. за баррель соответственно. После того как в 2022 году бюджетное правило было отменено, балансирующая цена сложится, по их оценкам, около 90–100 долл. за баррель, что близко к уровням 2014 года.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), добыча нефти в России в июне (без газового конденсата) выросла на 480 тыс. барр/сут., до 9,74 млн. Экспортная нефтяная выручка России выросла на 700 млн долл., до 20,4 млрд в результате высоких цен на нефть. Тем не менее МЭА считает, что на фоне растущего уровня неопределенности на нефтяном рынке, который оказался между двух огней – дефицитом предложения и рисками рецессии, – во втором полугодии 2022-го Россия свою добычу снизит. Агентство Bloomberg сообщило во вторник, что поставки российской нефти в Китай и Индию, достигшие пика в апреле-мае, летом пошли вниз, сократившись почти на 30% от максимальных уровней.
В Минфине по-прежнему будут балансировать бюджет на нефти. Фото Льва Исраеляна |
«Балансировка бюджета – это вопрос не только цен на нефть, но и валютного курса, а на самом деле и экономической динамики в целом. По нашим оценкам, сейчас для балансировки бюджета достаточно курса в 70–75 руб. за доллар при цене нефти 80 долл. за барр., – сказал «НГ» директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александр Широв. – Кроме того, на параметры балансировки бюджета влияет и сама бюджетная политика. При более агрессивном наращивании расходов и 200 долл. за баррель может не хватить для того, чтобы получить сбалансированный бюджет в конкретном году».
При этом наличие дефицита не свидетельствует об ущербности экономики, а лишь говорит о том, что в распоряжении властей есть источники его финансирования, уточнил эксперт. «Проблема возникает тогда, когда обслуживание долга становится непосильным бременем, но России до этого достаточно далеко», – пояснил Широв.
Он напоминает, что и до, и после введения бюджетного правила доля расходов федерального бюджета к ВВП с поправкой на кризисные явления существенно не изменилась. «Если в 2015 году они составляли 16,4% от ВВП, то в докризисном 2019-м – 18,4% (в 2021-м –19,3%). Таким образом, ключевым фактором, влияющим на объемы государственных расходов, является объем экономики и весь спектр порождаемых ею доходов, а не только цены на нефть. Главное отличие России от, например, Саудовской Аравии состоит в том, что удельная обеспеченность нашей страны от нефтяных доходов кратно ниже, так что значение имеют и другие направления экономической деятельности», – говорит эксперт.
«Бюджет РФ балансируется исходя из среднегодовых цен на нефть прошлого года. Поэтому ни в этом, ни в следующем году его не будут балансировать по 90–100 долл., – сказал «НГ» исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов. – Бюджет будет балансироваться с учетом рисков падения цен на нефть. Скорее всего это будет уровень 60–70 долл. за баррель».
Тузов считает, что главное для Минфина – сформировать бюджет, который с максимальной вероятностью будет исполнен. «Россия – экспортно ориентированная страна, и цены на нефть – это хороший ориентир, – продолжает эксперт. – Высокие цены на нефть означают высокие цены на большинство ресурсов. Поэтому при высоких ценах на нефть будут повышенные доходы и от экспорта металлов, леса, пшеницы».
«Если бы бюджет балансировался при 90–100 долл. за баррель, то и цена отсечения Минфина для нового бюджетного правила была бы не меньше 100 долл., – сказал «НГ» преподаватель факультета «Форсайт» РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко. – Не было бы сейчас бюджетного профицита при текущих ценах на нефть».
Все будет зависеть не от цены энергоносителей, а от доли рынка, занимаемой Россией, поэтому возникла идея в бюджетное правило добавить еще объем продаж на мировом рынке, поясняет эксперт. «Также весьма важный момент – санкционная политика и расходы в связи с текущей ситуацией. При любых сценариях бюджетное правило подчиняется обстоятельствам. Бюджетная сбалансированность зависит от налоговой базы, собираемости налогов, темпов роста экономики, конъюнктуры товарных рынков и рынка труда. В случае превышения расходов над доходами Минфин может выходить на рынок ОФЗ и заимствовать средства», – говорит Домащенко. Но в текущей ситуации, как считает эксперт, для Минфина это «самый крайний вариант».