Продажи и производство автомобилей в стране могут просесть на 50%. Фото агентства «Москва»
Новому вице-премьеру Денису Мантурову при развороте от рыночной промышленной политики к технологическому суверенитету предстоит непростая задача – смягчить накопившиеся в отраслях противоречия. По его оценкам, обрабатывающая промышленность будет падать с темпом 6% за год, в том числе из-за проблем с экспортом. При этом, по данным Института Гайдара, каждое пятое промпредприятие, вопреки логике Минфина, может снизить активность из-за до сих пор слишком слабого рубля. А по опросам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, только каждое четвертое предприятие готово в течение 1–2 лет запустить новые инвестпроекты. Отрасли зависят от передовой импортной техники, и, по их оценкам, в стране мало отечественных аналогов, не уступающих по качеству импорту.
Госдума утвердила главу Минпромторга Дениса Мантурова на должность вице-премьера. Президент подписал указ. Выступая перед депутатами, Мантуров объявил, что благодаря правительственным мерам в стране удалось удержать промышленность от глубокой просадки.
«В первые пять месяцев обработка завершила в плюсе почти на 2%, но мы не успокаиваем себя таким результатом, поскольку он обусловлен в первую очередь инертностью отраслей с длинными производственными циклами и сформированными заранее запасами материалов и комплектующих», – сообщил министр.
«Скажу прямо, – продолжил Мантуров, – мы ожидаем изменения показателя, связанного с падением экспорта и закрытием западных рынков. Это приведет к снижению объемов по наиболее емким отраслям, среди которых металлургия, химический комплекс и лесопромышленный. Поэтому в целом по году, даже с учетом ощутимого роста в оборонном секторе, производство по обрабатывающей промышленности может сократиться примерно на 6% в этом году».
И, как объявил теперь уже новый вице-премьер, «сегодня нужно осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета». Чтобы обеспечить текущие поставки критических комплектующих, стране предстоит завершить создание новых кооперационных связей, сейчас министерство интенсивно занимается этим в ручном режиме вместе с компаниями и российскими торговыми представительствами за рубежом.
Кардинально меняется подход с точки зрения государственных инвестиций и обеспечения спроса. «Чтобы избежать инвестиционной паузы, промышленность нуждается в длинных деньгах по минимальной ставке. Для этого с Минфином прорабатываем унифицированный для всех отраслей промышленности механизм долгосрочного заемного финансирования крупных значимых проектов под госгарантии», – сообщил Мантуров.
Еще большее значение, по его словам, имеет емкий гарантированный спрос со стороны государства: речь идет о поставках отечественной продукции для больших инфраструктурных проектов, инициированных государством. В интересах отечественных производителей нужно консолидировать спрос, постепенно вытесняя импортную технику и оборудование, которые используются в разных сферах экономики. Промышленность должна сейчас обеспечить «практически автономное функционирование» и развитие всех секторов потребителей, которые от нее зависят, продолжил он.
При этом уточнил Мантуров и то, что, например, «для черной металлургии дополнительный спрос обеспечит работа по восстановлению пострадавших республик» – ДНР и ЛНР.
В итоге, по словам министра, выделено пять стратегических направлений, в которых задействованы обрабатывающие отрасли для решения ключевых социально-экономических задач: национальная и продовольственная безопасность, энергообеспечение, транспортная и экономическая связность, а также базовые отрасли промышленности. При этом уже интенсифицирована работа предприятий оборонно-промышленного комплекса – его Мантуров назвал «основой и хребтом промышленности».
Вопрос импорта – прежде всего инвестиционного – стал для российской индустрии критическим. Как показал опрос российских предприятий, проведенный ИНП РАН в апреле-мае (189 участников из различных отраслей от металлургии до общепита), к числу наиболее острых проблем, вызванных санкциями, чаще всего они относят трудности с получением импортного сырья и комплектующих – более 67% ответов. На втором месте – рост цен внутри страны – 62% ответов; повышение общей неопределенности в экономике – около 44%; удорожание импорта – 40%; падение платежеспособного спроса внутри России – почти 39% (можно было давать несколько вариантов ответа).
При этом по отношению к инвестиционным планам на будущее «можно говорить о драматическом провале», сообщает ИНП РАН. Так, если в 2020 году о намерении запустить в течение 1–2 лет новые инвестиционные проекты сообщали 42,5% респондентов, а в 2021-м – около 47%, то в 2022 году эта доля упала примерно до 27%. «Это самый низкий уровень инвестиционного оптимизма за период с 2000 года, – сообщают авторы исследования. – По всей видимости, такое положение дел связано с очень высокой степенью неопределенности экономического будущего».
Инвестиционные проблемы российских предприятий в условиях санкций во многом связаны с «высокой зависимостью от закупок импортной техники», отметили экономисты. «В 2022 году новые машины и оборудование, произведенные за рубежом, закупались чаще, чем российские машины и оборудование, – сообщается в исследовании. – При этом подавляющее большинство респондентов отмечает, что российской техники, которая по качеству не уступала бы импортным аналогам, либо нет совсем, либо очень мало». В совокупности об этом заявляют сейчас более 85% предприятий, принявших участие в опросе ИНП РАН.
Хотя можно отметить и определенные положительные подвижки: «Так, при ответе на вопрос о динамике качества российских машин и оборудования доля тех, кто считает, что это качество в большинстве случаев повысилось, выросла с 7% в 2020 году до 20,5% в 2022-м».
«В то же время понятно, что, несмотря на постепенное улучшение ситуации с количеством и качеством российской машиностроительной продукции, проблемы, вызванные ограничениями на импорт техники из западных стран, можно считать одними из наиболее острых для большинства российских предприятий», – уточнили авторы исследования.
Между тем, судя по данным Центробанка (ЦБ), к концу июня половина предприятий, столкнувшихся со сложностями в импортных поставках, смогла найти другие каналы, тогда как в апреле их доля составляла лишь треть. А о невозможности альтернативных поставок сообщают только 3% опрошенных ЦБ предприятий (около 14 тыс. нефинансовых организаций). Другой вопрос – цена. Как поясняет и сам же ЦБ, «в большинстве случаев смена поставщика сопровождалась увеличением сроков поставок и ростом издержек, который переносится в цены конечной продукции».
Пока необходимый промышленности импорт – в первую очередь сырья, материалов и комплектующих – «не имеет нужных предприятиям объемов», сказал «НГ» завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. По его данным, в июле доля нормальных оценок запасов импортного сырья, материалов и комплектующих опустилась до 17% после 31% в июне.
Как уточнил Цухло, беспрецедентное укрепление курса рубля в июне и июле создало новый набор проблем для российской промышленности. Например, в июле 2022-го «крепкий курс рубля достиг исторически максимума негативного влияния на выпуск российской промышленности». Но одновременно с этим «рубль все еще считается слишком слабым и поэтому тормозящим рост выпуска 20% российских предприятий».
«В этих 20% «сидят» те предприятия, которые столкнулись с долларовой инфляцией, и те, которые нежданно-негаданно увидели реально резкое укрепление курса и поняли, что такой сценарий из невозможного (как считалось год назад) стал реальностью, и может иметь продолжение», – пояснил Цухло.
Впрочем, судя по приведенным данным, действительно все меньше предприятий указывают на необходимость для инвестиций крепкого рубля. Дальнейшее (от июльских уровней) укрепление рубля нужно российской промышленности в первую очередь для снижения себестоимости выпускаемой продукции – «об этом в июле 2022-го заявила половина опрошенных предприятий». А в марте 2021-го «спрос» на укрепление рубля для снижения издержек предъявляли 71% предприятий.
«Естественно, что новый импорт в Россию может быть несколько более дорогим за счет дополнительной маржи посредников и устойчивого роста инфляции издержек в мире. В то же время однозначно постулировать, что ослабление рубля – это проблема для российской экономики, вряд ли можно, – сказал при этом «НГ» замдиректора «Центра развития» ВШЭ Валерий Миронов. – Более слабый рубль выгоден экспортерам и бюджету, но делает более дорогим импорт материалов и оборудования. Поэтому нужен баланс».
При этом, как сказал Миронов, для инвестиций важнейшее значение будет иметь возможность купить нужное импортное оборудование, «так как в прошлом году, например, Россия произвела продукции машиностроения (с учетом всех транспортных средств) примерно на 50 млрд долл. по курсу 70 руб. за доллар, а ввезла на сумму 133 млрд долл, или около 45% всего импорта». «Превышение импорта оборудования над внутренним производством – в 2,5 раза, – говорит Миронов. – Но проблема импорта оборудования для инвестиций – это проблема не только и не столько текущего года, ведь какое-то время можно работать и на старом, ремонтируя его, а последующих лет».
Судя по обновленному прогнозу Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), сокращение инвестиций в основной капитал в РФ будет продолжаться не один, а два года: в 2022-м ожидается обвал на 16–20%, в 2023-м – спад на 0,6–1%.
ЦМАКП уточняет, что дальнейшее изменение параметров среднесрочного прогноза будет определяться действием в том числе таких факторов, как сроки и масштаб восстановления внешнеторговой активности, состояние платежного баланса и обменного курса с учетом того, что «импорт, видимо, будет восстанавливаться быстрее экспорта», масштаб импорта инфляции и т.д.Скорость и результативность адаптации предприятий к проблемам, которые порождены санкциями, во многом зависит от содержания антикризисной политики государства, сообщают в ИНП РАН.
С точки зрения российских предприятий, в ситуации, которая сложилась весной 2022 года, наиболее важны были такие действия властей, как: ограничение роста цен на топливо, энергию и транспортные услуги – почти 56% ответов; снижение налогового бремени на производителей – почти 53%; финансовая поддержка производителей, наладивших выпуск импортозамещающей продукции, – около 43%; поддержка спроса в экономике за счет роста госзакупок, выплат субсидий населению и т.п. – почти 40%; резкое расширение сферы льготного кредитования – примерно 39%.
«Иными словами, по мнению предприятий, антикризисная политика государства должна быть и масштабной, и очень разнообразной», – делают вывод в ИНП РАН.
«Если ты отрезан от внешнего рынка и не можешь купить там по сложившейся рыночной цене оборудование, то почему ты должен платить за сырье и энергию внутри страны по ценам, привязанным к внешнему рынку? – соглашается Валерий Миронов. – С другой стороны, мы все за рыночную экономику, а она, как известно, не приемлет тотального контроля цен, ведущего к фатальным перекосам в экономике».
«Помимо разработки и проведения новой промышленной политики, направленной на обеспечение максимально возможного и экономически обоснованного технологического суверенитета, хотелось бы, чтобы было обращено внимание на уже выявленные в последнее время проблемные зоны в промышленности», – продолжил экономист. Так, по его данным, в мае среди важнейших товаров «рост в годовом выражении показали 55 товарных позиций, спад – 80, то есть растущих товарных групп меньше, чем падающих».