США надеются на увеличение добычи нефти на Ближнем Востоке. Фото Reuters
Во вторник на торгах сорт Brent подешевел до 104,3 долл. за баррель. При этом все чаще звучат опасения взлета котировок. Американские власти надеются склонить к переговорам об ограничении стоимости российской нефти максимальное число стран. Производителей нефти Штаты надеются уговорить добывать больше нефти. Независимые эксперты ставят такие идеи под сомнение. Но даже если они реализуются – стоит ждать дополнительного взлета цен на сырье. Для бюджета РФ подобное ограничение будет плачевным, предупреждают эксперты.
По мнению аналитиков, цены на нефть несколько снижались на фоне новостей из Китая, где власти вводят новые ограничения из-за ухудшения эпидемиологической ситуации, включая закрытие всех предприятий в Макао.
А рост числа ежедневных новых случаев COVID-19 в Шанхае может привести к очередному раунду массовых карантинов, что, конечно, негативно скажется на спросе на топливо. По данным Nomura, число китайцев, живущих под коронавирусными ограничениями, выросло до более 114 млн человек.
«Растущие опасения по поводу рецессии и продолжающийся вялый спрос в Китае тянут цены на нефть вниз, хотя текущий баланс спроса и предложения остается ненадежным», – отмечают аналитики консалтинговой компании Eurasia Group.
При этом власти США полагают, что мировые цены на нефть могут вырасти до 140 долл. за баррель, в случае если Вашингтону не удастся добиться принятия его предложения об установлении предельной цены на российскую нефть и одновременного введения механизма, при котором РФ сможет заключать договоры на страхование и перевозку своей нефти только при условии, что ее цена не будет выше заданного максимума. Об этом, в частности, сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники в Минфине США.
Кроме того, указывается, что министр финансов США Джанет Йеллен на встрече с главой Минфина Японии Сюнъити Судзуки во вторник также намерена обсудить введение потолка цен на российскую нефть. Агентство Kyodo позднее днем подтвердило, что министры обсуждали в том числе и этот вопрос.
Цель Вашингтона, указывает агентство Reuters, установить такой предел цен на российскую нефть, чтобы Москва не могла продолжать спецоперацию в Украине, однако по-прежнему была бы заинтересована в экспорте нефти. В свою очередь, власти Японии обеспокоены возможным слишком низким пределом цен на черное золото из РФ, но не отвергают диапазон предельных цен на уровне 40–60 долл. за баррель.
Напомним, по итогам саммита G7 было принято заявление, в котором лидеры «семерки» пообещали рассмотреть возможность ограничения цен на российскую нефть путем запрета на оказание услуг по ее транспортировке морем, если стоимость сырья превышает потолок, «согласованный международными партнерами».
Япония не единственная страна с которой Штаты, вероятно, намерены обсуждать перспективы мирового нефтяного рынка. Вашингтон также надеется склонить в свою сторону и Индию. Сообщалось, что министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм в рамках своего визита в Сидней намерена провести по этой теме переговоры с индийскими коллегами. «Мы хотим предложить возможность присоединиться к группе покупателей, которая будет иметь большее влияние на рынке, что позволит снизить цену на российскую нефть», – говорила она.
Во вторник Дженнифер Грэнхолм совместно с главой Международного энергетического агентства (МЭА) Фатихом Биролем в очередной раз подчеркнули, что азиатским странам необходимо диверсифицировать цепочки поставок энергии и снижать свою зависимость от одной страны.
К слову, до сих пор Индия наращивает покупку российского сырья. По итогам июня их объем составил 950 тыс. барр. в сутки (б/с), это примерно пятая часть общего импорта южноазиатской страны, сообщает агентство Reuters. Теперь Россия оказалась вторым крупнейшим поставщиком сырья в Индию после Ирака, следом идет Саудовская Аравия.
Кроме того, сообщается, что президент США Джозеф Байден на это неделе посетит Израиль, Западный берег реки Иордан и Саудовскую Аравию в рамках первого ближневосточного турне своего президентства. Вероятно, президент США обсудит с представителями этих стран в том числе и тему поставок нефти. На это намекают слова советника американского президента по национальной безопасности Джейка Салливана. Он, в частности, указал на то, что страны ОПЕК могли бы расширить поставки нефти на мировой рынок.
«Мы действительно считаем, что есть возможности для дальнейших шагов, которые могут быть предприняты. Посмотрим, как будет развиваться ситуация», – сказал он в ответ на просьбу прокомментировать сообщения о том, что Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты имеют ограниченные резервы для наращивания нефтедобычи. Салливан заявил, что США хотят, чтобы Ближний Восток был регионом с большей стабильностью. «Регионом, который помогает глобальной энергобезопасности», – добавил он.
Отдельные эксперты и участники рынка сомневаются, что страны Ближнего Востока смогут существенно нарастить добычу. Основания под такими утверждениями есть. Как следует из обнародованного во вторник отчета ОПЕК, картель по итогам июня хоть и нарастил добычу черного золота, но ниже разрешенных уровней. Так, по итогам первого месяца лета организация увеличила добычу нефти на 230 тыс. б/с, что, по расчетам Интерфакса, почти на 1,5 млн б/с ниже разрешенной квоты. В частности, Нигерия добывает на 560 тыс. б/с ниже разрешенного уровня, Саудовская Аравия – почти на 250 тыс. б/с, Ирак – на 146 тыс. б/с, ОАЭ – на 45 тыс. б/с. В целом же страны ОПЕК в июне добывали 28,7 млн б/с.
И картель, вероятно, не рассчитывает на существенное увеличение производства черного золота и в будущем. Так, ОПЕК сохранил оценку роста спроса на нефть на этот год на прежнем уровне – 3,4 млн б/с, то есть до 100,29 млн б/с. При этом в следующем году, по ожиданиям ОПЕК, спрос увеличится на 2,7 млн б/с – до 102,99 млн б/с. Кроме того, картель оставил без изменений свой прогноз по добыче черного золота в РФ. В картеле ожидают, что в 2022 году страна будет производить около 10,63 млн б/с, в 2023-м – до 10,4 млн б/с.
Эксперты «НГ» полагают, что ограничить цены на российскую нефть будет сложно. «Ее покупатели многочисленны, разрозненны, имеют свои интересы и приоритеты, зачастую противоположные другим странам. Попытки «причесать всех под одну гребенку» могут вылиться в неожиданные проявления геополитических проблем», – рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Он считает, что опасения сокращения поставок из РФ может вызвать не просто физическую нехватку нефти, но и взвинтить цены от других поставщиков. «Пытаясь воздействовать давлением на Россию, страны-потребители накажут сами себя удорожанием ввозимых ресурсов, ускорением инфляции», – не исключает аналитик.
При этом для России гипотетическое установление предельных цен также окажет негативное воздействие. «Потолок» 40–60 долл. за баррель Urals означает снижение цены с нынешнего уровня 85 долл. примерно на 30%. Это привело бы к сокращению доходов бюджета от нефтяного экспорта с 20 до 15 млрд долл. в месяц, на те же 30%», – говорит Гойхман.
«Бюджет уже становится дефицитным. Привлечение внешних заимствований закрыто практически. В таких условиях необходимо будет сворачивать текущие необходимые расходы, которые и без того достаточно скудные», – резюмирует экономист.
Аналитик «Фридом Финанс» Сергей Пигарев также сомневается в возможности пересмотра квот ОПЕК. «Параметры увеличения квот на добычу в рамках более широкого соглашения ОПЕК+ согласованы вплоть до сентября. Нефтедобывающие страны помнят, что инцидент России и Саудовской Аравии в 2020 году привел к обвалу цен, поэтому все страны ОПЕК+ будут придерживаться договоренностей», – подчеркивает он.
Эксперт также напоминает, что на протяжении года страны ОПЕК+ не обеспечивают добычу на уровне согласованных квот. «А отказ от перераспределения квот от стран, которые не могут обеспечить рост добычи в пользу тех, кто имеет свободные мощности, говорит о стратегии по сдерживанию добычи в рамках ОПЕК+ для сохранения высокого уровня цен», – полагает Пигарев.
Аналитик «Финам» Александр Потавин подтверждает, что в картеле не так много стран, которые могут поднять уровни своей добычи. «Паспортные свободные мощности ОПЕК оцениваются в 2,64 млн б/с, причем 1,94 млн б/с приходятся на Саудовскую Аравию. Но по факту добыча там может вырасти на 1 млн б/с», – считает эксперт.
Для того чтобы Саудовской Аравии нарастить добычу, придется активизировать новые месторождения, а это – новые инвестиции, которые должны отрабатывать себя в долгосрочной перспективе, рассуждает доцент РЭУ им. Плеханова Олег Чередниченко. «А как долго текущая ситуация продлится на нефтяном рынке предсказать очень и очень сложно – конъюнктура очень быстро меняется», – указывает он.
Сейчас цены высоки из-за опасений прекращения поставок из России на фоне разворачивающегося энергокризиса, напоминает начальник управления аналитических исследований компании «Ива Партнерс» Дмитрий Александров. По его мнению, перебить этот негатив может только сползание развитых экономик в депрессию и за счет падения спроса. «В таком случае цены резко пойдут вниз, но и то в случае, если не будет быстрого разгона инфляции», – рассуждает он.
«Установление предельного ценового порога может привести к сокращению добычи, что автоматически окажет влияние на сокращение мирового предложения. Если следствием такого ценового ограничения на российские сорта нефти станет сокращение поставок на мировой рынок, то мировые цены резко взлетят, и в конечном счете пострадают страны-импортеры, так как на рынке «дешевой» российской нефти не будет, и это даст еще больший подогрев цен на топливо», – предупреждает доцент РАНХиГС Тамара Сафонова.