Предприятия, выпускавшие защитные маски, оказались в передовиках по производительности труда. Фото агентства «Москва»
Правительство расширяет доступ российских предприятий к услугам своих консультантов, которые работают в рамках национального проекта по поднятию производительности труда. Теперь под ответственность регионов круг участников может значительно расшириться через «спецпорядок». Эксперты «НГ» в целом поддерживают идею масштабировать проект, но опасаются, что этот процесс будет замедлен нехваткой квалифицированных кадров и нестабильностью ситуации в экономике (прежде всего курса рубля).
Круг участников национального проекта «Производительность труда» расширят. Теперь регионы смогут включать в нацпроект компании без ограничений по отраслям экономики. Раньше получить адресную поддержку могли компании, работающие в пяти отраслях: в сфере транспорта, строительства, торговли, сельского хозяйства или обрабатывающего производства. Сохраняется требование по выручке – она должна быть больше 400 млн руб. Но снимается ограничение по доле иностранного участия, которая раньше не могла превышать 50%.
«Расширение нацпроекта позволит нарастить объем выпускаемой продукции и насытить рынок. Откроется возможность включать предприятия одной производственной цепочки, чтобы увеличить производительность труда на всех этапах создания конечного товара», – заявил в понедельник первый зампред правительства Андрей Белоусов.
Субъекты России должны будут обосновать включение компании в нацпроект на особых условиях. Для этого будет прогнозироваться социально-экономический эффект от адресной поддержки, определяться целевые показатели, и, если они не будут достигнуты, регион должен будет компенсировать федеральному бюджету затраты.
Нацпроект «Производительность труда» помогает предприятиям кратно увеличить объем выпускаемой продукции, говорится в релизе правительства, выпущенном в понедельник. «Эксперты помогают компаниям внедрять бережливое производство, совершенствовать управление, логистику и сбыт продукции», – отмечается там. В качестве примера приводится увеличение выпуска средств индивидуальной защиты и вакцины от коронавируса во время пандемии. 6 тыс. предприятий уже в контуре нацпроекта. На текущий момент вклад в ВВП страны оценивается в 136 млрд руб. Затраты государства на весь нацпроект окупились дважды, говорится в релизе.
Telegram-канал «Майский указ» отмечает, что за первое полугодие 2022-го на исполнение национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» перечислено 2,8 млрд руб. из выделенных на этот год 5,5 млрд (50,7%). Это не самый затратный проект, на все нацпроекты в этом году выделены 3,07 трлн.
Месяц назад на заседании проектного комитета по нацпроекту Андрей Белоусов отмечал 100-процентное исполнение мероприятий нацпроекта за первые пять месяцев. По его словам, тогда участниками нацпроекта были более 2,5 тыс. предприятий из 70 регионов России. Показатели их эффективности определялись следующим образом: рост выработки – на 46%, сокращение запасов незавершенного производства – на 36%, снижение времени производства продукта – на 34%.
Белоусов также отмечал, что инструментам и методикам бережливого производства обучено больше 37 тыс. сотрудников предприятий и представителей региональных команд. Профессиональную переподготовку по программе «Лидеры производительности» прошли свыше 4,4 тыс. руководителей компаний.
«Для системообразующих компаний федерального перечня спецпорядок снимает все ограничения для участия в нацпроекте. Для остальных предприятий остается порог по выручке – от 400 млн руб., – уточнили для «НГ» в Минэкономразвития (МЭР). – Как предприятия будут входить в нацпроект по спецпорядку и какие целевые показатели перед ними поставят, определит методика – она сейчас в разработке. На данный момент адресная поддержка направлена на повышение производительности труда как показателя. В рамках специального порядка компания и регион, который ее подает, сможет выбрать ключевым показателем, например, рост выработки продукции. Субъекты РФ самостоятельно определят, какое предприятие нужно подать в специальном порядке, учитывая значимость компании для местной экономики и социально-экономический эффект от адресной поддержки. Они также самостоятельно определят источник финансирования».
В ведомстве пояснили, что объем возвращенных средств зависит от количества компаний, которые не достигнут поставленных показателей роста. «Притом что и регион, и предприятие заинтересованы в участии в нацпроекте, считаем, что такие случаи будут редки», – заявили в МЭР.
Кроме того, там отметили, что нацпроект направлен на повышение отдачи от уже сделанных инвестиций при минимальных вложениях со стороны собственника. «Повышение оборота и последующие вложения компании являются следствием, а не целью нацпроекта», – заявили там.
Руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников считает, что масштабировать проект – в целом разумная идея. «Просто так распространить его на большее количество предприятий сложно, ведь для этого нужно больше людей с достаточным уровнем компетенции. В противном случае может произойти снижение качества этой работы. Она будет вестись через регионы, где в принципе есть специалисты департаментов экономики, ответственность за предлагаемые проекты будут нести сами субъекты, которые лучше знают свои предприятия, ситуацию «на земле». В этом случае масштабирование пройдет легче», – сказал «НГ» эксперт.
«Бюджеты субъектов в основном напряженные, поэтому угроза необходимости возврата вкладываемых средств будет вынуждать регионы предлагать только проекты, по которым есть уверенность достижения цели по эффективности», – отмечает эксперт. Впрочем, полагает он, говорить о больших инвестициях до стабилизации макроэкономических условий, в первую очередь курса рубля, не приходится. «В основном речь идет об организационных мероприятиях: изменении внутрикорпоративной логистики, решении локальных проблем с дефицитом или, наоборот, избытком трудовых ресурсов в различных подразделениях, переобучении и т.п. Новый порядок позволит подключиться к проекту многопрофильным предприятиям, которые, например, в налоговых документах относятся к торговле, но занимаются и производством и только по этому формальному признаку не могли подключиться к нацпроекту», – говорит Сальников.
«Скорее всего на уровне региона оценкой будут заниматься инвестиционные департаменты властей региона, – сказала «НГ» доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Мария Ермилова. – Далее оценка может производиться уже федеральными министерствами с привлечением независимой экспертизы, как вариант. Скорее всего не достигнутые показатели будут пересчитываться и могут перераспределяться в другие направления, чтобы, так скажем, закрыть «кассовый разрыв». Регионы должны будут адекватно оценивать свои предприятия на местности, чтобы эта адресная поддержка была эффективна».
В регионах уже есть пул таких компаний, говорит эксперт. «Далее будет более подробно анализироваться их стратегия развития, масштабирования, возможности повышения инвестиционной активности. Все компании, которые раньше не входили в перечень, но решали совместно экономические задачи региона, будут заинтересованы (в участии. – «НГ»). Помимо всего прочего может подключиться малый и средний бизнес, те, кто не имеет таких выручек, как требовалось ранее, но имеет потенциал к росту».
«Несомненно, расширение спектра применения поддержки - актуальная мера, сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. - По большому счету, оценка и прогнозирование достижения целевых показателей - только кажутся узкими местами в этой программе. Существуют региональные "белые списки" предприятий различного профиля, с которыми региональные власти плотно и эффективно сотрудничают в развитии различных отраслей экономики регионов и в исполнении федеральных и региональных проектов. Сотрудничество властей и частников проходит и в рамках проектного найма, и современных концепций ГЧП. Так или иначе, власти регионов хорошо знакомы с местными предприятиями и производителями, возможности этих предприятий в части исполнения взятых обязательств им известны. А расчет эффективности каждого отдельного проекта для вхождения в программу - это сугубо техническая работа, требующая совместных усилий властей и предприятий. В любом случае программа крайне актуальна для развития различного вида производств, что также влияет и на пополняемость регионального бюджета».