Бензин на АЗС в Шри-Ланке охраняют от частников. Фото Reuters
У России появился шанс обкатать на небольшом островном государстве сценарий извлечения выгоды из своего положения как одного из крупнейших производителей углеводородов и продовольствия. Шри-Ланка просит о помощи после того, как ее международные резервы истощились и в стране начался хаос. РФ по примеру СССР уже не раз спасала бедные страны, выделяя им, как потом оказывалось, фактически безвозвратные кредиты. Но теперь РФ сама в сложной ситуации, и просто отдавать свое имущество, казалось бы, не с руки. Эксперты «НГ» рассуждают, по какому сценарию пойдут власти РФ, и предлагают, в частности, наладить бартер – топливо в обмен на туристов.
Власти Шри-Ланки отправят в Россию на следующей неделе делегацию для обсуждения вопросов, связанных с поставками нефти, сообщили СМИ страны в четверг. Отмечается, что это будет уже второй за месяц визит в Москву. Пресс-служба Кремля подтвердила в четверг, что накануне состоялся телефонный разговор президентов РФ Владимира Путина и Шри-Ланки Готабая Раджапакса.
Глава островного государства просил помочь с кредитами для закупки топлива и возобновить полеты «Аэрофлота». По его словам, обе стороны единодушно согласились с тем, что развитие отношений в сферах туризма, торговли и культуры имеет первостепенное значение для укрепления дружбы между странами. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что речь шла об открытии кредитной линии для импорта топлива.
До этого премьер-министр страны Ранил Викрамасингхе заявлял, что Россия предложила его стране, страдающей от нехватки продовольствия, пшеницу. Глава кабмина подтвердил, что экономика Шри-Ланки полностью рухнула.
Нынешний экономический кризис в Шри-Ланке называют худшим со времен обретения страной независимости от Великобритании в 1948 году. Причиной называется дефицит иностранной валюты, возникший из-за ограничения турпотока в связи с пандемией COVID-19. Кроме того, сократились денежные переводы от жителей Шри-Ланки, работающих за рубежом. Эксперты в качестве причин называют также рост цен на нефть, популистский курс властей, начавших снижать налоги, а также действовавший в прошлом году семимесячный запрет на импорт химических удобрений, ударивший по сельскому хозяйству.
В результате международные резервы страны полностью истощились, она не смогла расплатиться по очередному траншу кредита, предоставленного китайскими инвесторами, и еще в апреле объявила дефолт. Всего в 2022 году страна должна погасить долг примерно в 7 млрд долл.
В стране упали почти до нуля запасы топлива, многокилометровые очереди на бензоколонки отпугивают туристов, а военным приходится охранять АЗС после нескольких волн беспорядков, так как действует запрет на продажу топлива частным лицам.
В стране отмечается также острая нехватка продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости, многие районы сталкиваются с отключениями электроэнергии. В столкновениях между митингующими и полицейскими уже погибло девять человек, 300 получили ранения. В начале июля в крупнейшем городе страны Коломбо прошли масштабные акции протеста медработников, банкиров, учителей и самозанятых, которые требуют от правительства принять срочные меры.
Состав шри-ланкийского правительства уже сменился. Помочь стране хочет Международный валютный фонд, который ведет переговоры о предоставлении до 3 млрд долл., но это будет не скоро. Страна также ждет поставок нефти и дизельного топлива от компании Lanka IOC – «дочки» индийской корпорации, но оно придет в лучшем случае через неделю-две.
Шри-Ланка – очень красивая страна с большим количеством достопримечательностей и чистейшими пляжами. В начале года путешественники из РФ стали самыми многочисленными по сравнению с другими гостями острова, республику посетили 9,7 тыс. россиян (из 59 тыс. туристов со всего мира). Власти Шри-Ланки признали российский «Спутник V», но вакцинация является необязательной.
Однако в начале июня в Коломбо был арестован самолет «Аэрофлота» по решению Высокого коммерческого суда по иску ирландской лизинговой компании. Спустя несколько дней самолету разрешили вылететь в Москву, однако российский МИД заявил протест, а «Аэрофлот» приостановил рейсы.
Основная интрига сейчас – чем и когда Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка собирается расплачиваться с РФ по запрошенным кредитам. Возможно, у страны в отсутствие наличных появятся предложения о бартере? Еще в 2018 году власти Шри-Ланки предлагали Ирану погасить свой нефтяной долг в размере 250 млн долл. поставками цейлонского чая, и, по некоторым данным, в 2021-м Иран якобы согласился.
Страна сильно зависит от туризма, ковид ситуацию ухудшил, и сейчас у нее нет денег покупать российское топливо даже с той скидкой, с которой покупает Индия, сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Давать еще большую скидку, не 30, а, предположим, 60 долл., не в наших интересах, впрочем, и по этой цене ланкийцы сейчас купить не могут, – говорит эксперт. – Хотя теоретически возможны и прямые поставки нашего топлива в Шри-Ланку, и варианты, при которых страна получит уже готовые бензин и солярку, переработанные в той же Индии из нашей нефти».
Скорее всего их руководство будет просить Путина предоставить нефть с оплатой через 10 лет, считает эксперт. «Но РФ сейчас вряд ли пойдет на такой вариант, хотя в нашей истории случалось, что мы в ответ на какие-то политические уступки предоставляли такие товарные кредиты, и не только в виде топлива, но и продукции машиностроения, – сказал Митрахович. – Хотя вряд ли РФ пойдет на такой вариант именно в этом случае: дело в том, что Шри-Ланка является зоной, где сталкиваются интересы Индии и Китая, и нам влезать в это противостояние смысла нет.
У Шри-Ланки сейчас вообще нет оборотных капиталов, так что дело не в цене на топливо, речь может идти только о внеэкономических расчетах, сказал «НГ» директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов. «Шри-Ланка не расплатилась вовремя с Китаем за кредит, полученный на строительство новых портов. Страна очень удобно расположена в Индийском океане, КНР планировала использовать эти порты для обработки своих грузов, однако проявилась свойственная не только ланкийцам, но и многим другим малым странам Азии проблема – неумение работать с деньгами. Ланкийцы надеялись, что китайцы «простят» долг, рефинансируют его, но Китай на это не пошел», – говорит эксперт.
Маслов не исключил, что руководство страны предложит России в обмен на топливо активы предприятий и даже уже действующих портов, а также текстиль, чай и фрукты. Проблема только в том, что необходимые им объемы нефти стоят гораздо дороже, чем то, что могут предложить они, у них объемов недостаточно, так что баланса в торговле достичь не удастся. Однако гораздо важнее, что у РФ появляется возможность войти в страну, чтобы управлять политическими процессами, говорит Маслов.
Маслов не исключил, что в качестве переговорной позиции руководство страны предложит России в обмен на топливо активы предприятий и даже уже действующих портов, а также текстиль, чай и фрукты. «Проблема только в том, что необходимые им объемы нефти стоят гораздо дороже, чем то, что могут предложить они, у них объемов недостаточно, так что баланса в торговле достичь не удастся. Однако гораздо важнее, что у РФ появляется возможность войти в страну, чтобы управлять политическими процессами, говорит Маслов. «Страна очень удобно расположена, через нее можно контролировать проход через Индийский океан. «РФ будет аккуратно проводить консультации с КНР, ни нам ни китайцам не выгодно, чтобы Шри-Ланка развалилась. Нам обязательно надо участвовать в этом, и, на мой взгляд, ни со стороны Китая, ни со стороны Индии не будет недоумения по этому поводу. Более того, консультации могут проводиться в рамках объединения Россия-Индия-Китай (РИК, является встроенной конструкцией в структуры БРИКС и ШОС- «НГ»).
Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь считает, что идея «обменять топливо на туристов» была бы весьма кстати сейчас. «Это позволило бы значительно расширить возможности россиян по выездному туризму, который сейчас сосредоточен в основном на Турции и Египте», - отмечает эксперт. Причем, считает она, даже какие-то бытовые сложности вряд ли остановят россиян. «Вспомните, кто первым поехал в Таиланд и другие страны Юго-Востока после сильнейшего цунами в 2004 году, когда там еще было много следов разрушений. Если удастся наладить прямое сообщение, это направление будет конкурировать с Таиландом, где антураж тот же, а лететь в два раза меньше», - говорит Дехтярь. Единственное , что может вызвать отказ от туров в Шри-Ланку сейчас, считает эксперт, это если МИД РФ «закроет» страну из-за политической ситуации в стране.
«С точки зрения туризма, это действительно очень привлекательное направление, но сейчас инициировать массовый турпоток туда очень преждевременно, нужно сначала установить стабильность в стране, а мы этим, как я уже сказал выше, заниматься не будем», - говорит Митрахович.
Маслов также сомневается, что в ближайшее время можно наладить турпоток из РФ. «Шри-Ланка заинтересована в туристах, но сейчас инфраструктура развалилась, многие гостиницы закрыты, есть проблемы с безопасностью, воровством, нападениями на склады, продовольствие не завозится, страна не может обеспечить себя всем необходимым», - говорит он.