0
5898
Газета Экономика Печатная версия

07.07.2022 20:09:00

Зарубежные интернет-магазины недоступны россиянам

Доля трансграничной онлайн-торговли обвалилась на 25%

Тэги: интернет, торговля, объемы, внутренний рынок, трансграничная онлайн торговля, статистика


интернет, торговля, объемы, внутренний рынок, трансграничная онлайн торговля, статистика Граждане наращивают покупки в интернет-магазинах. Фото Reuters

Объем интернет-торговли в РФ увеличивается. Рост обеспечен в первую очередь за счет внутреннего рынка, тогда как объемы трансграничной онлайн-торговли продолжают сокращаться, сообщают в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По итогам пяти месяцев этого года электронные продажи внутри РФ выросли на 52%, а зарубежные – просели на 25%. То есть объем рынка трасграничной онлайн-торговли сократился в три раза по сравнению с итогами 2021 года и на 25% – с январем–маем 2021-го, и оснований для его восстановления нет, сообщили «НГ» в АКИТ.

Динамика продаж через интернет показывает неплохие результаты. Как сообщили «НГ» в АКИТ, по итогам пяти месяцев этого года общий объем интернет-торговли в РФ составил 1,9 трлн руб., что на 45% больше аналогичного периода 2021-го.

Большая часть этого прироста была обеспечена продажами на внутреннем рынке. Как рассказал «НГ» президент АКИТ Артем Соколов, по итогам пяти месяцев прирост здесь составил 52%, а весь внутренний рынок увеличился до 1,8 трлн руб.

Но если внутри РФ онлайн-продажи растут, то трансграничная торговля товарами через интернет, наоборот, снижается. «С января по май кросс-бордер просел на 25%, и сегодня на его долю приходится всего 4,6% в общем объеме продаж e-commerce (электронной коммерции. – «НГ») в России», – рассказывает Соколов. То есть по итогам пяти месяцев этого года объем трансграничной онлайн-торговли составил 87,4 млрд руб. Ранее в АКИТ сообщали, что в январе-феврале оборот трансграничного онлайн-рынка составил свыше 38 млрд руб.

Для сравнения: по итогам всего 2021 года общий объем интернет-торговли в России увеличился на 13% и составил 3,6 трлн руб. При этом на трансграничные продажи пришлось около 478,6 млрд руб., их доля в объеме e-commerce составляла тогда 13%. Сейчас эта доля по сравнению с итогами 2021 года сократилась в три раза.

Если продажи в течение года будут продолжаться с динамикой января–мая, то по итогам всего 2022-го общий рынок электронных продаж в РФ увеличится до 4,5 трлн руб., однако доля трансграничной торговли в нем обвалится до скромных 209 млрд руб.

При этом ранее, до нового санкционного обострения, в АКИТ прогнозировали, что по итогам 2022 года рынок e-commerce в России увеличится до 4,2 трлн руб., где 3,6 трлн придется на внутренний рынок и 527 млрд руб., или 13% всех продаж, – на трансграничную онлайн-торговлю.

В самой ассоциации теперь от прогнозов воздерживаются. «Что касается внутреннего рынка, то даже несмотря на оптимистичную динамику, прогнозировать итоги года по-прежнему сложно – слишком много факторов сегодня на это влияют», – говорит Соколов.

Что же касается перспектив трансграничной торговли, то здесь, по его мнению, единственной предпосылкой для изменения ситуации остается ее более активное развитие на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «В этом заинтересованы все страны – участницы союза, однако пока существующие взаимные барьеры и несовершенства евразийского законодательства сдерживают это ожидаемое развитие e-commerce. Возможно, ситуация изменится осенью, однако вряд ли в текущем году это критично повлияет на объемы заказов на трансграничных площадках», – отметил он.

Отдельные сервисы также указывают на рост интереса россиян к покупкам через интернет. Так, согласно исследованию сервиса «ЮKassa», число россиян, совершающих онлайн-покупки, в первом полугодии выросло на треть по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Аналитики сервиса также отмечали, что совокупное число покупок увеличилось на 22%, а обороты онлайн-площадок – на 25%.

Отмечается, что первое место по росту числа интернет-покупок занимают услуги турагентств: количество транзакций увеличилось в 19 раз, а онлайн-оборот – в 3,5 раза. На втором месте – товары для дома, онлайн-оборот которых вырос в 49 раз. Третье место занимают подписки на стриминговые сервисы с кино, музыкой и книгами. В этом случае оборот онлайн-площадок увеличился в 2,8 раза, а средний чек сократился на 29% и составил 492 руб.

К слову, в АКИТ ранее уже предупреждали об обвале оборотов трансграничной интернет-торговли. В ассоциации указывали, что только по итогам апреля объем зарубежной онлайн-торговли сократился на 51%, причем сильнее всего просела категория «одежда и обувь». В Минэкономразвития (МЭР) в ответ на это замечали, что трансграничная электронная торговля в апреле сократилась только на треть год к году. В ведомстве Максима Решетникова также объявляли, что на место выбывших с рынка иностранных товаров придет продукция государств ЕАЭС.

Напомним, в апреле Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) увеличил порог беспошлинного ввоза импортных товаров для личного пользования в страны – участницы союза с 500 евро до 1000. Предполагалось, что это позволит поддержать граждан в условиях санкционного давления и поможет избежать дефицита товаров первой необходимости, а также товаров критичного импорта.

Эксперты и участники рынка оснований для увеличения покупок россиянами в иностранных онлайн-магазинах не видят. «Обвал сегмента транснациональной торговли уже произошел, и пока признаков его восстановления нет. Сказывается прозрачность и высокая степень контролируемости каналов поступления товаров в этой схеме и, самое главное, проблемы дистанционной оплаты товаров и услуг. Думается, объемы не будут превышать 5% онлайн-рынка. Здесь многое зависит от позиции китайских маркетплейсов», – считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова Вячеслав Чеглов.

Вероятно, на трансграничную торговлю будет приходиться меньше 13% российского рынка интернет-торговли, говорит доцент РАНХиГС Юлия Сяглова. Она считает, что доля будет определяться за счет доступности товаров, широты и приемлемости ассортимента, логистических и временных затрат, а также удобства платежей. «Логистические операторы и маркетплейсы лишь начинают осваивать техники ввоза импортных товаров с зарубежных площадок, и пока неясно, как это будет организовано: бизнес-процессы должны быть результативны с точки зрения ценообразования и сроков ожидания как для площадки и сервиса доставки, так и для потребителя. Иначе условный комод от IKEA по завышенной в пять раз стоимости не будет никому нужен», – сомневается эксперт.

«В то же время, несмотря на сложности, россияне стали чаще пользоваться услугами сервисов-посредников, которые предоставляют возможность купить товар с любого иностранного интернет-магазина, оформив доставку на склад компании, который также расположен за границей. А потом уже доставить его в Россию. Комиссия посредника обычно составляет около 10%, можно оплачивать российскими картами. И наконец, более востребованными стали «байеры», частные лица, которые через различные платформы предлагают купить иностранные товары с комиссией. Это реинкарнация челноков из 90-х с соответствующими рисками нарваться на мошенников или некачественные поддельные товары», – рассказывает аналитик TeleTrade Алексей Федоров.

Трансграничную интернет-торговлю сейчас сдерживают сразу несколько факторов: отказ многих брендов из США и Европы работать с российскими покупателями, трудности с международными платежами и увеличение сроков и стоимости доставки, заявляют в «Почте России». В компании считают, что в этом сегменте будет расти доля отправлений из Турции и Китая. «Курс рубля к доллару также станет важным фактором для трансграничной торговли. Если его позиция сохранится, то к концу года мы увидим рост международных доставок. Ослабление рубля к иностранной валюте, напротив, будет тормозить международную торговлю», – говорят в «Почте России». 


Читайте также


Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Анастасия Башкатова

Застройщикам предстоит структурно перестроить бизнес и при этом не обанкротиться

0
2940
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
3296
Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
3426
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
4001

Другие новости