Майнерские фермы потребляют до 2% электроэнергии в стране. Фото Reuters
Кибершахтеры могут более чем вдвое нарастить количество подключений и потребление электроэнергии в ближайшее время, если майнинг перейдет в правовое поле в РФ, считают эксперты «НГ». Стоимость минимального набора майнера заметно снизилась в РФ. Россия – один из лидеров по выработке криптовалюты. Но после падения курса биткоина современные «шахтеры» стали жаловаться на высокую стоимость электроэнергии и потерю рентабельности бизнеса.
По итогам июня траты на минимальный набор для майнинга криптовалют в РФ в среднем составили около 80,3 тыс. руб., показало исследование аналитического ресурса «Чек Индекс». Это на 21% ниже уровня февраля и на 0,12% ниже уровня прошлого года, сообщает «Прайм» со ссылкой на обзор. Одним из основных факторов стабилизации цен на видеокарты и другое необходимое оборудование эксперты считают кризис отрасли на фоне резкого падения одной из основных криптовалют.
В конце весны и начале лета курс биткоина стремительно упал, а с ноября прошлого года он подешевел более чем втрое – с почти 70 до 20 тыс. долл.
Россияне стали избавляться от оборудования для майнинга еще и потому, что добывать криптовалюту стало совсем невыгодно из-за укрепления курса рубля. По данным специализированных изданий, рынок майнинга в июне сократился почти в пять раз по сравнению с мартом и апрелем 2022 года из-за околонулевой рентабельности, в которой майнеры винят также высокие цены на электроэнергию.
На «добытчиков» цифровых валют приходится более 2% от общего объема потребляемой в России электроэнергии, это больше, чем сельское хозяйство, поэтому рынок необходимо «обелять» и регулировать, заявлял в мае этого года замглавы Минпромторга Василий Шпак. Ранее Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) приводил данные, согласно которым, на таком же уровне потребляет электричество, например, стройотрасль – те же 2%, хотя доля крупнейших потребителей гораздо больше: примерно по 15% приходится на население, металлургию и добычу, около 10% – на транспорт (см. «НГ» от 12.12.21).
В начале апреля премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что правительство думает над стимулированием инвестиций в майнинг с точки зрения создания дата-центров и соответствующей инфраструктуры. Впрочем, речь не о выработке криптовалют – энергоемкие блокчейн-вычисления очень востребованы транспортом, финансами, ИТ и финтехом.
Майнинг криптовалют сейчас находится у нас в серой зоне, никак не облагается налогами и создает риски для тех людей, которые им занимаются, говорил Шпак. Центробанк РФ готов согласиться на легализацию майнинга криптовалют, но при условии, что реализация их выручки в виде цифровых валют будет происходить за пределами России, заявил в конце июня директор департамента финансовых технологий Банка России Кирилл Пронин.
«По экспертным оценкам, за 2021 год электропотребление на майнинг криптовалют в России составило около 20 млрд кВт-ч. Притом что потребляемая мощность всего рынка майнинга в России оценивалась в 1,5–2 ГВт, то есть до 1 млн подключенных устройств, – сказал «НГ» директор по GR компании BitRiver Олег Огиенко. – При введении майнинга и обращения криптовалюты в правовое поле рост потребляемой мощности может составить примерно в 2,5 раза в течение ближайших двух лет. То есть до 45 млрд кВт-ч и около 2,5 млн подключенных устройств для майнинга».
Однако, отмечает эксперт, условием этого должно быть сбалансированное налогообложение майнинга в момент перевода намайненной криптовалюты в обычные, фиатные средства (доходы за вычетом расходов).
Между тем, как сообщили «НГ» в среду в пресс-службе Минэнерго, доля потребления электроэнергии майнерами криптовалют в России на сегодняшний день составляет порядка 0,64% от общероссийского. Там отметили, что в энергосистеме РФ имеется достаточный объем свободных генерирующих мощностей для покрытия всех потребительских нужд, в том числе для осуществления майнинга. «Если подключение осуществляется в соответствии с правилами технологического присоединения и выдерживаются заявленные технические параметры, то никаких негативных последствий не будет», – сообщили в ведомстве.
Электропотребление в России в июне 2022 года увеличилось на 0,5%, сообщили в «Системном операторе Единой энергетической системы». Потребление электроэнергии за шесть месяцев 2022 года в целом по России составило 565 млрд кВт-ч, что на 2,2% больше, чем за такой же период 2021 года. С начала 2022 года выработка электроэнергии в России в целом составила 574,9 млрд кВт-ч, что на 1,9% больше объема выработки в январе – июне 2021 года. По итогам 2021 года энергопотребление в РФ выросло на 5,4% в годовом выражении – до 1,107 трлн кВт-ч, а выработка – на 6%, до 1,131 трлн кВт-ч.
«На уровне России в целом говорить о проблеме жесткой конкуренции майнеров с другими секторами вряд ли возможно, – сказал «НГ» руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников. – Если эта конкуренция и есть, она имеет ограниченный, локальный характер. Дело в том, что в настоящее время в большинстве регионов, как правило, генерирующих мощностей хватает для удовлетворения спроса со стороны и майнеров, и других секторов экономики. К тому же майнеры заинтересованы в дешевой энергии и поэтому размещают свои мощности там, где проблем с поставками меньше».
Тем не менее, как говорит эксперт, определенные «проблемы с майнерами» есть. «Во-первых, это банальная проблема уклонения от уплаты налогов этой, по сути, предпринимательской деятельности. Во-вторых, это получение электроэнергии по пониженному тарифу для населения, если фермы для майнинга размещаются скрыто в жилом секторе. В-третьих, это создание повышенной нагрузки на трансформаторы и отдельные участки распределительных сетей, которые не были спроектированы под высокое потребление (и которые подчас изношены», – говорит Сальников.
Основные последствия легализации майнинга сводятся, по мнению эксперта, к следующему: некоторое уменьшение доходов майнеров при росте доходов электроэнергетики и бюджетов разных уровней, а также некоторое повышение надежности электроснабжения, за счет лучшего балансирования спроса и предложения электроэнергии.
Огиенко считает, что для промышленности и электрохозяйства последствия легализации майнеров будут позитивными: более цивилизованный и предсказуемый рынок майнинга, играющий по правилам, рост полезного отпуска электроэнергии для энергокомпаний, более сбалансированное электропотребление, снижение цен на электроэнергию для промышленности.
«Майнеры находятся в равных условиях с другими хозяйствующими субъектами промышленности на рынке электроэнергии и мощности. Операторы проектов строительства промышленных дата-центров для майнинга, точно также как и другие потребители, подают заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям. Заявки затем оцениваются и при удовлетворении требованиям выдаются техусловия для подключения, – говорит эксперт. – Какой-то специфической конкуренции с промышленностью не происходит. Регулирование потребления на майнинг в секторе населения и приравненных к нему категорий потребителей лежит в плоскости установления тарифов».
На текущий момент законодательные основы регулирования цифровых валют и майнинга предусмотрены в законопроекте Минфина России «О цифровой валюте». Законопроект был доработан Минфином России в соответствии с замечаниями федеральных органов исполнительной власти и внесен в правительство Российской Федерации, сообщили «НГ» в пресс-службе Минэкономразвития России.
Там считают целесообразным разрешить деятельность по майнингу криптовалют в регионах, имеющих устойчивый профицит генерации электроэнергии и возможность предложить приемлемые коммерческие расценки на стоимость ее потребления. «Это снимет риски недостаточного энергообеспечения жилья и других объектов социальной сферы и промышленности в регионах с дефицитом генерации электроэнергии, с которыми и конкурируют майнеры за электроэнергию», - заявили в ведомстве.
«Минэкономразвития предлагает ввести пороговое значение использования электроэнергии для потребления электроэнергии физическими лицами (социальная норма потребления). Это связано с тем, что тарифы для физических лиц на электроэнергию имеют социальную направленность и в целом ниже тарифов для юридических лиц. В случае, если физические лица будут осуществлять майнинг, их расходы на электроэнергию возрастут. Это станет индикатором установления повышенного тарифа, сопоставимого с соответствующей тарификацией юридических лиц для производственных целей», - заявили в министерстве.