«Жибек Жолы» на рейде турецкого порта Карасу. Фото Reuters
Анкаре, которая долго пыталась играть роль посредника между Украиной и Россией в вопросе вывоза на экспорт украинского зерна, предстоит принять сложное решение после призыва Киева арестовать судно с зерном, прибывшим из взятого под контроль Россией Бердянска. В воскресенье, как сообщило агентство Reuters со ссылкой на посла Украины в Турции Василия Боднара, представители турецкой таможни все же задержали грузовое судно РФ с якобы «украинским зерном». Задержание до выяснения обстоятельств – это еще не арест и тем более не национализация, и эксперты «НГ» считают, что Турция не уступит нажиму Киева. В противном случае Анкара утратит важную для нее роль посредника в решении «глобального зернового кризиса».
Обычно быстро принимающий решения в трудных ситуациях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган взял паузу в решении вопроса с сухогрузом, который, как сообщалось, привез под российским флагом в Турцию зерно с взятых под контроль Россией территорий. Украина ранее попросила Турцию задержать и арестовать сухогруз «Жибек жолы», так как оно перевозит якобы «украденное» зерно. По данным Reuters, с такой просьбой обратилась Генеральная прокуратура Украины. Сделка была заключена между турецкой и эстонской компаниями, судно шло под российским флагом, но принадлежит оно при этом дочерней компании национальных казахстанских железных дорог КТЖ – KTZ Express Shipping.
В КТЖ заявили, что проверяют достоверность обращения совместно с уполномоченными органами Украины и проводят консультации с послами двух стран. Кроме того, компания уже направила запрос российскому арендатору сухогруза с требованием прояснить происхождение зерна, перевозимого из Бердянска в Турцию. Там хотят в срочном порядке увидеть все подтверждающие документы – контракты, сертификаты и т.д.
Стало известно, что еще в октябре 2021 года KTZ Express Shipping заключила договор о фрахтовании судна без экипажа с российской компанией «Грин-Лайн» до конца ноября 2022 года. «Грин-Лайн», в свою очередь, заключил контракт на оказание услуг по перевозке зерна из Украины в Турцию с эстонской компанией Mangelbert OU. Продавец, являющийся компанией, зарегистрированной в Европе, заявил о законности сделки.
В этой ситуации самое интересное – необходимость Турции реагировать не просто на призывы Украины не допускать импорта зерна, вывозимого, как она это называла, из «оккупированных» территорий, с которыми она обращалась раньше, а Турция просто отнекивалась. Теперь есть факт, есть судно, есть запрос Генпрокуратуры. Турецкая таможня также должна пролить свет на характер груза.
Анкара – важный посредник между Киевом и Москвой, особенно Турция подчеркивает свое влияние в вопросе налаживания поставок зерна из Украины. Турция готова заняться реэкспортом сельхозпродукции, которая будет перевозиться по Черному морю, сообщал Эрдоган в начале июня. «Мы можем поставлять в другие страны или реэкспортировать пшеницу, ячмень, подсолнечное масло и другую сельхозпродукцию нуждающимся странам», – сказал он. По словам Эрдогана, в украинских портах находится порядка 20 турецких торговых судов, которые готовы к перевозке сельхозпродукции. Помимо политических дивидендов Анкара получит и вполне конкретную материальную выгоду: власти Турции намерены закупать зерно у Украины со скидкой более чем в 25%, сообщил министр сельского и лесного хозяйства Вахит Киришчи.
Вопрос создания зернового коридора обсуждался 8 июня на переговорах в Анкаре главами МИД РФ и Турции Сергеем Лавровым и Мевлютом Чавушоглу. Президент Владимир Путин ранее заявлял, что Москва гарантирует беспрепятственный проход судов с украинским зерном, если Киев разминирует свои порты. Также он говорил, что РФ может обеспечить вывоз товара через подконтрольные РФ порты, такие как Бердянск и Мариуполь. Однако как раз этот последний канал и может заблокировать Украина своим обращением к Турции. Ведь, если оценивать ситуацию исходя из украинской позиции, РФ якобы повезет на экспорт через «украденные» порты «украденное» зерно.
Киев с самого начала пытался сделать Турцию стороной конфликта, призывая ввести санкции против РФ и вообще придерживаться общезападной позиции, так что эпизод с зерном лежит в русле этих попыток, которые наверняка будут продолжаться, – сказал «НГ» научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. «Хотя позиции Киева и Анкары по вопросу российской спецоперации и по зерну, в частности, расходятся, Киев не может отказаться от посреднических услуг Анкары, а Турция со своей стороны старается сохранить роль не просто регионального хаба, международного посредника, но и страны, решающей проблемы глобального масштаба, а именно таким сейчас на Западе представляют зерновой кризис», – говорит он.
Турция не пойдет на полноценный арест судна, считает Гаджиев. «Турция позиционирует себя как объективного игрока, она ввела в действие положения конвенции Монтре 1936 года (ограничив военное использование Россией пролива Босфор – «НГ»). Пойдя на поводу у Киева Анкара отошла бы от своих принципов, поставила бы крест на своих посреднических усилиях. Кроме того, это означало бы, что Анкара окончательно перешла на сторону Запада, а это сейчас не на руку Эрдогану, потерявшему определенную часть поддержки в своем обществе после подписания меморандума о принятии Швеции и Финляндии в НАТО. Арест российского судна дал бы новые аргументы оппонентам турецкого президента», – говорит эксперт. «С моей точки зрения, основной сценарий развития событий такой: турки проверят судно, груз и убедятся, что документы в порядке, причин для ареста нет, – сказал «НГ» политолог Андрей Суздальцев. – Дело в том, что в морских перевозках все строго, нельзя просто какое-то, непонятно чье зерно загрузить и отвезти. В данном случае речь о зерне, принадлежащем фермерам, конкретным людям из Запорожья и Херсона, деньги от продажи зерна на мировом рынке должны вернуться им. Заявления Киева о том, что зерно украденное – беспочвенны».
Турция вряд ли попытается арестовать, национализировать это зерно, считает эксперт. «В этом случае перекрылся бы важный канал поставок, что не в интересах Турции, – говорит он. – Регионы, о которых речь, давали от четверти до трети всего товарного зерна Украины, причем зерна твердых сортов, которое так любят покупать итальянцы для своих спагетти».Если Турция все же качнется в сторону Киева, то функцию переговорщика по зерну у нее могут быстро перехватить, и тогда не факт, что ей удастся сохранить и огромные скидки. СБ ООН в июле обсудит проблему продовольственной безопасности в контексте Украины, сообщил председательствующий в Совбезе постпред Бразилии при ООН Роналдо Коста Фильо. По его словам, дата заседания будет зависеть от того, как продвигаются переговоры об обеспечении экспорта зерна с Украины и из России. «Наш план – провести заседание по Украине по аспекту продовольственной безопасности», – сказал Коста Фильо. – Мы хотели бы, чтобы у нас прошла дискуссия с подходом, ориентированным на результат, а не просто звучали обвинения». По его словам, «У нас был ряд встреч, на которых звучали обвинения, и у нас ощущение, что это не особо помогло нам продвинуться».
«Турция столкнулась с жесткой ситуацией, которая может стать антитурецкой. Именно поэтому страна будет уверять, что она не является стороной конфликта, – сказал «НГ» директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов. – Обычно Эрдоган принимает очень быстрые решения в таких ситуациях, но сейчас это не в его интересах, ведь страна может утратить функцию переговорщика в этом вопросе». А у Бразилии появляется шанс заявить о себе как о большом игроке, считает Маслов. «Такого опыта у политиков этой страны до сих пор нет, но именно это дает им шанс стать эффективными посредниками в этой ситуации», – говорит он.
Таможня в турецком порту Карасу не стала подтверждать или опровергать сообщение о задержании российского грузового судна, якобы перевозившего украинское зерно. Посольство РФ в Турции заявило в воскресенье, что Анкара официально не оповещала о задержании российского сухогруза. Данные мониторингового сервиса Marine Traffic свидетельствуют, что сухогруз "Жибек жолы" достиг порта Карасу 1 июля и до сих пор находится возле него. Судя по карте сервиса, судно стоит на якоре на небольшом расстоянии к востоку от порта, сообщает ТАСС.
Источник в порту сообщил, что судно с 1 июля ждало разрешения от властей Турции на заход в Карасу и разгрузку, но так его не получило. По словам собеседника агентства, на "Жибек жолы" находится 7 тыс. тонн зерна. Агентство Dogan сообщило, что зерно после разгрузки в порту Карасу должны были перевезти на грузовиках в город Конью в центральной Турции.
Член главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов заявил, что власти региона пока не подтверждают и не опровергают информацию о том, что в Турции якобы могло быть задержано торговое судно, которое ранее вышло из порта Бердянска. По словам Боднара, 4 июля должно пройти "заседание следователей, на котором будет определена дальнейшая судьба судна".