0
3750
Газета Экономика Печатная версия

03.07.2022 20:36:00

Аграрии России обеспечат продовольственную безопасность Африки

Парадокс Минсельхоза: экспорт сократился – план перевыполнен

Тэги: санкции, агропром, агроэкспорт, продовольственная безопасность, минсельхоз, африка

Все статьи по теме "Санкционные войны"

On-Line версия

санкции, агропром, агроэкспорт, продовольственная безопасность, минсельхоз, африка В африканских странах российская сельхозпродукция очень востребована. Фото Reuters

Снижение доходов населения станет сдерживающим фактором для развития потребительского рынка РФ, и именно экспорт рассматривается аграриями как источник для инвестиций. Однако в пандемийном 2020 году аграрная отрасль уже пересмотрела цель по удвоению экспорта, передвинув ее с 2024-го на 2030 год. Пересмотр целей по агроэкспорту, а также подходов к их определению может потребоваться и в санкционном 2022 году, допускают эксперты. Минсельхоз и аграрии при этом возлагают надежды на рынок Африки: на него уже приходится 12% агроэкспорта РФ.

Минсельхоз продемонстрировал парадокс российских стратегических планов, которые можно перевыполнить даже при сокращении показателей.

Так, отчитываясь перед премьером Михаилом Мишустиным о реализации госпрограммы развития сельского хозяйства за 2021 год, министр Дмитрий Патрушев сообщил, что «объем экспорта продукции агропромышленного комплекса (АПК) в 2021 году превысил 37 млрд долл.». В сопоставимых ценах 2020 года показатель, по его словам, составил более 29 млрд, «что значительно больше плана».

Упомянутая госпрограмма в редакции, которая действовала до конца минувшего года, предполагает объем экспорта сельхозпродукции из РФ в 2021-м на уровне 26 млрд долл., в 2022-м – 28 млрд, в 2023-м – 31 млрд, в 2024-м – 34 млрд (в сопоставимых ценах). Так что план действительно перевыполнен.

Но в натуральном выражении экспорт сельхозпродукции сокращался, и существенно. Так, по данным центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе, в 2021-м он составил немногим больше 71 млн т после почти 79 млн т в 2020-м – сокращение примерно на 10%. Причем в стоимостном выражении в 2020-м агроэкспорт РФ оценивался примерно в 30,5 млрд долл., что тоже больше итогов 2021-го.

Также стоит отметить, что в первый год пандемии одна из самых успешных отраслей РФ – аграрная – была вынуждена пересмотреть свои стратегические цели по удвоению экспорта. Напомним, в майском указе президента Владимира Путина от 2018 года (о национальных целях развития) было прописано, что в 2024-м объем экспорта продукции АПК должен составлять уже 45 млрд долл. в год. Однако затем, во время пандемии, цели пришлось пересмотреть: ориентир в 45 млрд долл. «переехал» на 2030 год (см. «НГ» от 15.11.20).

Санкционный 2022 год принес новые трудности, но и возможности, что может потребовать нового пересмотра и целей, и самого подхода к их определению. «Цели по агроэкспорту менять необходимо, но это связано не столько с новыми условиями торговли, сколько с ценовым кризисом на мировом рынке, – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский. – С момента последней ревизии целей агроэкспорта, осени 2020 года, мировые цены на продовольствие выросли в полтора раза. И если в фактических ценах в 2021 году наблюдался рост объемов агроэкспорта больше чем на 20%, то в сопоставимых ценах произошло его снижение примерно на 5%, то есть цель роста не была достигнута».

«На спад экспорта в физическом измерении повлиял меньший относительно прошлых лет урожай зерновых культур и подсолнечника – основных источников формирования экспортного предложения. При этом доля мясной и молочной продукции, продукции пищевой промышленности – тех элементов структуры экспорта, которые слабо зависят от природных условий и которые можно относительно точно планировать, – не превышает 20%», – уточнил эксперт. В этих условиях, по его мнению, целесообразно изменить сам подход к планированию, включив в него индикаторы, динамика которых зависит от качества управления, а не от внешних условий.

«Стратегические цели развития сельского хозяйства должны быть гибкими и способными адаптироваться к переменам, происходящим в глобальном рыночным пространстве. В условиях жесткого давления Россия должна ориентировать свои стратегические цели по экспорту агропродовольственного сырья и продовольствия на расширение круга получателей этой продукции, но не на отказ от традиционных рынков, в том числе европейских получателей», – считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ибрагим Рамазанов. При этом, судя по его объяснениям, целесообразнее переориентироваться в рыночном пространстве, чем смещать сроки достижения поставленных изначально целей.

При текущей структуре российского аграрного экспорта существенно нарастить его объем возможно за счет хорошего урожая зерна и подсолнечника, который ожидается в текущем году, добавил Терновский. «Дальнейшие перспективы связаны с реформированием механизма демпфера (плавающей пошлины. – «НГ»), – уточнил Терновский. – Экспорт более сложной аграрной продукции успешно развивался в последние годы, но его текущие перспективы осложняются сильным рублем».

При этом, как уточнил Терновский, по основным экспортным продуктам – пшенице и подсолнечному маслу – «производство вдвое превышает внутренний спрос, альтернативы экспорту по этим продуктам нет». А например, производства мяса достаточно при текущем уровне внутреннего спроса, «оно может быть увеличено, что сдерживается только доходами населения», и экспорт, по словам Терновского, в этой ситуации рассматривается как способ поддержки доходов производителей.

Но об экспортном потенциале заявляют и представители молочной отрасли, хотя в этом случае о достижении целевых показателей по самообеспеченности страны молоком в отличие от зерна, растительного масла и мяса пока говорить не приходится. Выполнить задачи по уровню самообеспечения молоком Россия сможет «в течение пяти лет» при условии сохранения уровня господдержки, заявил директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов.

При этом в отраслевом союзе согласились с тезисом, что «потенциальное снижение доходов населения и, как следствие, снижение потребления будут сдерживать развитие сектора», но выходом из ситуации «как раз могло бы стать развитие экспортных поставок».

При текущем валютном курсе «конкурировать на мировых рынках в данный момент сложно, однако если говорить о долгосрочной перспективе, то российские молочные продукты имеют хороший экспортный потенциал». «Приоритетные для нас регионы остались прежними – это Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, рынок Африки, который в ближайшие 20–30 лет будет самым динамично развивающимся с точки зрения прироста населения, роста среднего класса, – пояснили в «Союзмолоке». – Среди наших преимуществ на этом рынке – то, что сейчас цены и спрос на мировом рынке будут расти, а объем предложения со стороны традиционных поставщиков молочной продукции сокращаться».

По данным, которые привел замминистра сельского хозяйства Сергей Левин, Россия в 2021 году поставила в страны Африки продукции АПК на 4,5 млрд долл., это около 12% от общего объема аграрного экспорта страны.

Перспективам рынка Африки в конце минувшей недели была посвящена специальная конференция, организованная центром «Агроэкспорт» при Минсельхозе. В презентациях, которые подготовила компания «Технология доверия – консультирование», сообщалось, что РФ «занимает выгодное логистическое положение для поставок зерновых в Африку, обеспечивая выгоду покупателю до 20%». Доля зерновых из РФ на рынке Африки составляет 18%. Если говорить про отдельные страны, то в Египте она достигает почти 36%, в Кении – примерно 28%, в ЮАР – около 20%, в Нигерии – 16%. И самой перспективной культурой для экспорта из России в Африку названа пшеница.

В случае с масложировой продукцией, как указано в презентации к конференции, если говорить про структуру импорта таких стран, как Тунис, Эфиопия, Кения, Маврикий, ЮАР, Ангола, Камерун, Нигерия и Гана, за 2021 год, то Россия туда «практически ничего не поставляет», однако в будущем страна «может конкурировать даже за замещение самого крупного сегмента – пальмового масла». Сергей Левин между тем сообщил, что с января по апрель этого года объем экспорта соевого масла из РФ в африканские страны вырос в 2,5 раза, подсолнечного – более чем на 15%.

Применительно к молочной отрасли в презентациях сообщается, что «Африка – рынок с ценовой конкуренцией, но гибкими требованиями к качеству продукции, поэтому при благоприятном курсе и по мере снижения себестоимости сырья и роста объемов поставок конкурентные позиции России будут усиливаться».

«Санкционное давление со стороны ряда недружественных государств, а также политически мотивированный уход из России некоторых крупных транспортных компаний создали сложности для поставок российской продукции, в том числе аграрной, – сообщил Левин. – Но несмотря на это, мы успешно справляемся с трудностями, и Россия готова обеспечить продовольственную безопасность своих африканских друзей». По его уточнению, Минсельхоз России прилагает все усилия для устранения возникающих логистических проблем и создания надежных и устойчивых цепочек поставок российской аграрной продукции в Африку. 


Читайте также


Метафора для новой антропологии

Метафора для новой антропологии

Марианна Власова

Игорь Сид о любви переводчиков к чужим странам

0
2707
Тегеран пообещал Трампу "максимальное поражение"

Тегеран пообещал Трампу "максимальное поражение"

Игорь Субботин

У иранской ядерной программы появились новые стимулы

0
2113
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
2783
В официальный дискурс вошло слово "мечта"

В официальный дискурс вошло слово "мечта"

Анастасия Башкатова

Создавая будущее, правительству предстоит опираться на твердую почву настоящего

0
3179

Другие новости