Фото freepik.ru
Бизнес просит существенно снизить ставку «сбора на болванки», о такой просьбе предпринимателей сообщили «НГ» в пресс-службе Бориса Титова. Кроме того, упоминается и такое предложение, как мораторий на взимание сбора, в частности, на период санкционных ограничений. Сейчас статус аккредитованной организации, уполномоченной на сбор вознаграждения и его распределение между авторами, имеет Российский союз правообладателей (РСП), президент совета РСП – Никита Михалков. Дискуссии о сборе ведутся не первый год. Вступал в них и Михалков, особо критикуя, например, Титова в программе «БесогонTV» за формулировку «михалковский сбор». Титов назвал справедливой критику в части некорректной привязки имени Михалкова к этой проблеме и выступил за диалог, уточнив, что бизнесмены обращаются к правительству с просьбой «снизить базу для взимания этого квазиналога».
Дискуссии об обоснованности установленного в стране так называемого «сбора на болванки» ведутся не первый год. «Как введение сбора, так и последующая практика его взимания вызывает противоборство участников рынка», – сообщили в аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Судя по приведенным там аргументам, бизнесом критикуются и ставка сбора, и перечень оборудования, с которого он взимается, и сам механизм.
Уточним, речь идет о следующей норме. Гражданский кодекс РФ предоставляет авторам фонограмм и аудиовизуальных произведений право на вознаграждение за их свободное воспроизведение в личных целях. И это вознаграждение «выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения».
Механизм сбора таких средств был оформлен в 2010 году: постановлением правительства РФ утвержден размер и порядок сбора, перечень оборудования и материальных носителей, облагаемых им. Статус аккредитованной организации, уполномоченной на сбор вознаграждения и его распределение между авторами, получил Российский союз правообладателей.
Ставка сбора составляет 1%, взимается он с широкого перечня техники – от электронных часов, носителей информации, диктофонов, проигрывателей до смартфонов, ноутбуков, ЭВМ.
Как пояснили в аппарате бизнес-омбудсмена, «в ЕС, США и иных юрисдикциях используются разные ставки и механизмы взимания компенсаторного по своей природе сбора за свободное воспроизведение в личных целях в интересах авторов фонограмм и аудиовизуальных произведений». «Однако сложившееся в России сочетание относительно высокой ставки и чрезмерно широкого перечня оборудования, попадающего под действие компенсаторной нормы, не имеют реальных аналогов», – уверяют эксперты бизнес-омбудсмена.
По их словам, исторически «налог на болванки» при его введении был справедливым компенсаторным сбором за массовые копирования тех или иных произведений на носители, принадлежащие гражданам, без наличия на то соответствующего разрешения правообладетелей.
«Если бы, как это было заложено в законодательстве, сбор взимался с носителей, которые реально используются частными лицами для копирования, то серьезных возражений со стороны бизнеса не было. Однако необоснованно широкий перечень оборудования, попадающего под действие сбора, явно выходит за рамки разумного понимания оборудования, используемого для частного копирования с учетом относительно высокой ставки сбора», – утверждают эксперты омбудсмена. «При этом следует отметить, что с развитием технологий и особенно средств монетизации потребления контента, структура этого потребления решительно изменилась, и само по себе классическое частное копирование уходит в прошлое», – отметили они.
В итоге бизнесом предлагается внести изменения в соответствующее постановление правительства от 2010 года: существенно, возможно, даже в разы, снизить ставку «сбора на болванки», а также существенно сократить перечень оборудования и материальных носителей, облагаемых им. Об этой инициативе, поступившей к омбудсмену от предпринимателей, сообщили в пресс-службе Титова.
Борис Титов упоминал проблему «сбора на болванки» в своих ежегодных докладах президенту Владимиру Путину. Например, и в докладе этого года сообщалось, что «фактически сбор взимается с «пустых носителей» со всего произведенного в России и импортируемого оборудования, которое включено в перечень только лишь за предположение, что такое оборудование будет использоваться для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений с нарушением авторских прав».
В дискуссии принял участие и Никита Михалков, например, в одном из выпусков программы «БесогонTV», особо обратив внимание на то, что этот сбор именовался до недавнего момента «михалковским».
Кроме того, Михалков уточнял в этом выпуске, что «авторский сбор введен почти во всех странах Евросоюза более 50 лет назад, а в США действуют сразу три собирающие организации».
«В Болгарии ставка сбора 2–5%, Эстония – 3–8%, Греция – 6%, Литва – 6%, Румыния – от 0,5 до 3%, Словакия – 6%, – перечислил также в том выпуске Михалков. – Вот выплаты за частное копирование в расчете на душу населения в евро в год: Франция, Швейцария, Дания – 20–30 евро на человека. Германия, Италия, Австралия, Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Норвегия – 10–15 евро. США, Япония, Канада – 6–10. Российская Федерация – колебания от 0,5 до 2 евро в год».
«Должен признаться, что критика справедлива в части нашей некорректной привязки его имени к этой проблеме, – сказал «НГ» Борис Титов. – За что принесли извинения». «То, что касается сути вопроса, то это прежде всего обращения предпринимателей к правительству с просьбой снизить базу для взимания этого квазиналога, и здесь мы должны продолжать диалог и с правительством, и с Российским союзом правообладателей», – добавил он.
Декан факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве Вадим Засько назвал предложения бизнеса существенно снизить ставку сбора на производимую в России и импортируемую цифровую технику «более чем оправданным и актуальным». Более того, он считает оправданным даже такой вариант, как временная отмена сбора – например, на три года. «На сегодня стоит задача обеспечить экономику, равно как и потребительский рынок, доступной цифровой техникой», – пояснил Засько. Уточним, вариант моратория на взимание сбора, в частности, на период санкционных ограничений предлагается и в среде бизнеса. Все это темы для обсуждения.
«Считаю, что предложенные изменения своевременны: в России недостаточно производится цифровая техника, в большей степени она импортируется», – продолжила доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Галина Семенова. По ее мнению, надо пересмотреть и выделить перечень особенно необходимого оборудования и материальных носителей (возможно, уменьшив его), который будет облагаться минимальной ставкой с указанием размера средств, подлежащих уплате.Аналитик компании «Финам» Леонид Делицын отметил, что сейчас цифровая техника дорожает из-за ухода части брендов. «Импортеры по альтернативным каналам берут на себя значительные риски, они хотят, чтобы эти риски окупались определенным уровнем маржинальности, – говорит эксперт. – При этом, чтобы не образовалось дефицита, посреднических структур должно стать много, они будут небольшими, не смогут экономить на масштабе операций, и если их маржу будут съедать сборы, они не будут этим заниматься».
Между тем, как отмечалось в уже упомянутом выпуске программы Михалкова самими актерами, такие вознаграждения (за проделанную работу, а вовсе не подаренные просто так), полученные благодаря РСП, помогли им в том числе пережить тяжелый период пандемии.