Флагман китайско-российского авиационного сотрудничества был экспонатом многочисленных выставок и презентаций. Фото Reuters
Через два года РФ может лишиться более половины парка самолетов иностранного производства из-за их разбора на запчасти, прогнозирует Минторг США. Из-за санкций РФ, вероятно, придется выйти из совместного с КНР проекта широкофюзеляжного самолета CR929. После 2014 года российские чиновники возлагали на этот самолет большие надежды. А сегодня они говорят, что проект их не устраивает. Будущий флагман российско-китайского авиасотрудничества теперь не упоминается в новой государственной авиапрограмме до 2030 года.
К 2025 году РФ будет вынуждена остановить эксплуатацию от половины до двух третей коммерческих самолетов, «чтобы разобрать их на запчасти», прогнозирует Минторг США.
До начала санкционного противостояния более 90% авиаперевозок РФ осуществляла на самолетах иностранного производства. На долю иностранных машин приходится почти две трети всего авиапарка, который используется РФ. Однако после введения антироссийских санкций наша страна потеряла возможность технического обслуживания иностранных самолетов. Для продления эксплуатации иностранных машин российским авиакомпаниям придется разбирать на запчасти некоторые самолеты, а также искать обходные пути поставки комплектующих.
Кроме того, возможна замена иностранных машин отечественными. В начале недели правительство РФ утвердило новую госпрограмму выпуска отечественной авиационной техники. Общий объем ее финансирования в ближайшие семь лет составит более 770 млрд руб. При этом больше 150 млрд руб. будут выделены уже до конца 2022 года.
До 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить свыше тысячи отечественных самолетов. Среди них более 140 бортов SSJ New (Сухой Суперджет), 270 самолетов МС-21–310, по 70 машин Ил-114–300 и Ту-214. Кроме того, предусматривается большой объем поставок малоразмерных самолетов: ТВРС-44 «Ладога», L-410 и «Байкал» (ЛМС-901).
Отдельный блок программы посвящен выпуску гражданских авиадвигателей. Всего до 2030 года предусмотрен выпуск почти 5 тыс. двигателей для самолетов и вертолетов.
«Еще один важный вопрос – состояние предприятий авиационной промышленности. Там есть интересные решения, опытные кадры, но производственная база зачастую нуждается в обновлении», – заявил премьер Михаил Мишустин. По его словам, из-за санкций многие из компаний столкнулись с нехваткой комплектующих, материалов, критических технологий.
Примечательно, что в новой госпрограмме не упоминается российско-китайский широкофюзеляжный самолет CR929, соглашение о разработке которого было подписано еще в 2014 году. И сейчас в КНР собирается первый образец этого лайнера. Учитывая большие производственные мощности КНР, этот лайнер мог бы помочь восполнить потери иностранного авиапарка на территории РФ, но этого скорее всего не будет.
Россия сокращает свое участие в проекте создания совместного с Китаем дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета CR929, сообщил вице-премьер Юрий Борисов в среду. «У нас идет с Китаем этот проект, идет в принципе не в том русле, которое нас устраивает. Китай по мере превращения в индустриального гиганта все меньше и меньше заинтересован в наших услугах, у нас работает наше КБ, мы имеем громадный опыт в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). Но у китайцев больше потребностей, чем у нас на сегодняшний день. Наше участие все уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта – будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идет», – объяснил Борисов.
По первоначальным планам российская сторона должна была разрабатывать за консоли крыла, центроплан и механизацию крыла, а китайская – фюзеляж, обтекатель и горизонтальное и вертикальное оперение. Двигатели на лайнере должны были быть иностранными.
Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что проект совместного китайско-российского самолета «будет переформатирован на только российские и китайские комплектующие». Согласились ли с этим китайцы – пока неясно.
Частная китайская коммуникационная компания Sina («Сина») сообщила своим пользователям, что «Китай подтвердил поставку авиадеталей в Россию» и что «сотрудничество между двумя странами вышло на новый уровень». Так ли это в действительно – окончательно не ясно. Тем более в китайской статье больше используются предположения. «Если Китай и Россия станут эксклюзивно разрабатывать этот самолет, то он получит преимущество в конкурентной борьбе с Boeing 787 или Airbus A330. Западные страны не смогут угрожать Москве и Пекину дальнейшими санкциями и прекращением поставок основных деталей и комплектующих для CR929, а значит, Запад не сможет повлиять на его производство и продажу», – рассуждают китайцы (перевод по ИноСМИ.ру).
Между тем российское правительство прямо предусматривает разборку на запчасти иностранных самолетов. «С учетом имеющейся избыточности провозных мощностей для закрытия потребности в авиационных перевозках допустима частичная разборка воздушных судов некоторой части парка воздушных судов. В итоге не менее 70% иностранного авиационного парка к концу 2025 года останется в эксплуатации, что соответствует прогнозируемым потребностям в мощностях», – отмечается в госпрограмме. И этот прогноз российского правительства радикально отличается от прогнозов Минторга США. (На момент введения санкций в РФ находились в эксплуатации 817 иностранных самолетов и еще 470 машин производства РФ и СССР.)
Среди системных рисков, которые могут помешать исполнению новой программы, в правительстве называют «выбытие имеющегося парка воздушных судов из-за сложностей с техническим обслуживанием и организацией поставок запасных частей», а также «неисполнение графика поставок отечественной авиационной техники».
Российские эксперты также видят существенные риски для авиаперевозок. «Не исключено, что авиакомпаниям придется каннибализировать больше двух третей иностранного авиапарка. Не вполне ясно, как будет решаться проблема обновления программного обеспечения», – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. По его словам, нам нужно подготовиться к увеличению числа авиационных происшествий. «Если российская промышленность не будет успевать заменять выбывшие самолеты отечественными, то возникнет проблема сохранения транспортной связанности страны и притяжения периферийных российских регионов к внешним центрам», – предполагает Пухов. Прогнозировать допуск иностранных авиаперевозчиков для обслуживания внутрироссийских маршрутов эксперт не стал.