Крупнейший в Германии и в мире химический комплекс может закрыться из-за нехватки газа. Фото Reuters
В этом году еврозона рискует скатиться в «мягкую рецессию» из-за снижения энергопоставок из России, сообщили в Morgan Stanley. По оценкам Prognos AG, если с июля Германия прекратит закупать российский газ, это приведет к сокращению экономики ФРГ почти на 13%. В Германии допускают сценарий отключения ряда отраслей, убытки грозят стекольной, сталелитейной, пищевой промышленности. Инфляционный «налог» на европейцев растет, качество жизни ухудшается – взять хотя бы «душ за пять минут» или «гаванский синдром». Ударная волна от падения европейской экономики затронет и РФ, к чему надо оперативно готовиться.
«Мягкая» европейская рецессия все ближе, прогнозируют аналитики Morgan Stanley.
Они ожидают наступления рецессии в еврозоне уже в четвертом квартале 2022 года, сообщает агентство Bloomberg. По их оценкам, рост европейской экономики возобновится во втором квартале следующего года. Такой прогноз составлен с учетом вероятного сокращения поставок природного газа из России в Европу, а также снижения показателей потребительской и деловой активности в условиях перехода Европейского центрального банка (ЕЦБ) к ужесточению денежно-кредитной политики. Ведь ключевая проблема европейских стран сейчас – это рекордно высокая инфляция.
Специалисты Банка международных расчетов (BIS) предупреждают о риске «переломного момента» из-за инфляции, которая уже стала рекордной во многих западных странах. Возможно, инфляционная психология распространится и закрепится, это будет означать серьезный сдвиг парадигмы, предупреждают в BIS.
В начале недели глава ЕЦБ Кристин Лагард заявила, что регулятор сделает все возможное, чтобы вернуть инфляцию в еврозоне к целевому показателю в 2%. По оценкам экспертов UBS, годовая инфляция в еврозоне в июне ускорилась до рекордных 8,5%, пик ожидается экспертами в сентябре, когда годовая инфляция достигнет почти 9%.
«Инфляционные ожидания предприятий Германии и Франции по состоянию на май остаются рекордно высокими, хотя, возможно, немецкая промышленность уже прошла свои пиковые значения этого показателя», – сообщается в обзоре Института экономической политики им. Гайдара. Между тем, как уточняет завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло, «неустанные упражнения стран G7 c «санкционными гантелями» могут еще нарастить ценовые ожидания немецких предприятий, сильно зависящих от российского экспорта».
В случае отказа от российского газа болезненный удар будет нанесен прежде всего по экономике Германии. Как сообщили аналитики европейской компании Prognos AG, если предположить, что уже с июля Германия полностью откажется от закупки российского газа, то это приведет к сокращению экономики страны почти на 13%. Также в немецкой прессе сообщается о риске потери в этом случае примерно 5,6 млн рабочих мест.
«Зависимость экономики Германии от российского газа недооценивается», – пояснил представитель Prognos AG Михаэль Бемер. По данным аналитиков, в случае прекращения поставок газа РФ стекольной, сталелитейной и пищевой промышленности грозят во втором полугодии 2022-го убытки в размере 49 млрд евро.
С учетом взаимозависимости отраслей и цепочек поставок потери других отраслей могут приблизиться уже к 144 млрд евро. Так что в целом убытки промышленности ФРГ можно оценить за второе полугодие более чем в 190 млрд евро.
Министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек допустил в интервью Spiegel, что в случае острого дефицита газа, возможно, даже придется «отключить» некоторые отрасли промышленности, которые наиболее в нем нуждаются. Правда, тогда «все рыночные процессы прервутся», для ряда отраслей это будет иметь «катастрофический эффект». И речь идет «не о двух днях или неделях, а о продолжительном времени», то есть люди потеряют работу, а регионы могут лишиться целых промышленных комплексов. Это будут, по его словам, «трудные социальные решения».
Например, крупнейший в Германии и в мире химический комплекс в Людвигсхафене – BASF SE, – насчитывающий около 200 заводов, столкнулся с нехваткой сырья и увеличением расходов из-за снижения поставок российского газа, и его руководство рассматривает возможность закрытия, передает Интерфакс со ссылкой на Wall Street Journal. Ситуацию оценивают как чрезвычайную.
Судя по другому исследованию Prognos AG, от состояния немецкой экономики напрямую зависят перспективы экономик Центральной и Восточной Европы. В частности, Германия – важнейший рынок сбыта для Чехии, Польши, Венгрии, Румынии, Словакии. В целом государства – члены ЕС создают 2,2% своей валовой добавленной стоимости (около 290 млрд евро) за счет экспорта в Германию. Поэтому предположения о европейской рецессии вслед за экономическим спадом ФРГ выглядят обоснованно.
Так что рекомендации или необходимость принимать душ «за пять минут» кажутся уже ерундой, хотя и это тоже своего рода свидетельство ухудшения качества жизни, стоящее в одном ряду в том числе с угрозой так называемого «гаванского синдрома».
Например, как сообщает чешское издание iDNES, большинство автомобилей, которые сейчас ездят по дорогам Германии, «относятся, по данным Федерального управления автомобильным транспортом, к категории пяти–девяти лет и десяти–четырнадцати лет» (перевод – ИноСМИ). Автопарк стареет. Хотя это история не текущего газового кризиса, она развивалась по мере усиления зеленой повестки.
Как сообщает издание, в частности, ситуацию усугубляет запланированный на 2035 год запрет двигателей внутреннего сгорания: «Если большинство покупателей так и не заинтересуются электромобилями, это может привести к «гаванскому синдрому». «Положение напоминает ситуацию на Кубе, где ездят преимущественно на старых машинах», – поясняется в материале. Так же будет негативно влиять инфляция, снижающая покупательскую способность немцев: «Люди будут раздумывать не о том, какой автомобиль купить, обычный или электромобиль, а покупать ли новую машину вообще». Но даже и старый автомобиль может стать не по карману в условиях дорожающего бензина, как уже показывает ситуация в США.
Остается только гадать, зачем в принципе европейскими властями принимаются решения, ухудшающие качество жизни местного населения. Версии разные, включая такие: например, как полагает исполнительный директор департамента «Универ Капитал» Артем Тузов, «не выгодные с экономической точки зрения действия политиков Евросоюза можно объяснить только личной заинтересованностью в организации спроса на поставки сжиженного природного газа в ЕС».
Как считает при этом Тузов, «нормальной геополитической повесткой, которая звучала в ЕС, можно было назвать только лозунг «Европа от Лиссабона до Владивостока», когда обсуждалась глубокая взаимная интеграция ЕС и России». «Это позволило бы объединить научный потенциал Евросоюза с дешевыми ресурсами из России и действительно создать значимую для мира силу, способную сравниться с Китаем и Индией, – говорит эксперт. – Но этот проект, судя по всему, похоронен».Газ, судя по объяснениям доцента РЭУ им. Плеханова Александра Тимофеева, возможно, и не панацея, есть выход в виде наращивания потребления угля или в виде развития атомной промышленности, но в первом случае возникают противоречия с зеленой повесткой, во втором усиливается зависимость от других стран, например, от Франции как главного бенефициара атомной промышленности в ЕС.
Провалы в экономической европейской политике, по предположению Тимофеева, «кончатся раздробленностью и ростом «серой» экономики внутри ЕС, а отсутствие избытка денежной массы в Евросоюзе скажется на малом бизнесе и предпринимательстве».
При этом, как полагает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов, если действительно в европейских странах начнут массово закрываться производства из-за нехватки газа и увеличится безработица, то это приведет к социальному взрыву. Ведь примеры социальных недовольств были как до нового санкционного витка, так и после.
Для России важно минимизировать негативное влияние на свою экономику от ожидаемой в Европе рецессии.
Ведь, по уточнению руководителя отдела компании «Финам» Ольги Беленькой, «хотя экономические связи России и ЕС вынужденно резко обрываются, глубокая рецессия в Европе может стать триггером для глобальной рецессии и привести к спаду спроса на товары российского сырьевого экспорта во всем мире».
«Во-первых, чтобы перенаправить потоки энергоресурсов в азиатские страны, на другие дружественные РФ рынки, понадобится 1–2 года, следовательно, в этот период добыча нефти и газа может сократиться, – предупреждает инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин. – Во-вторых, европейский кризис приведет к охлаждению риск-аппетита в мире в целом и снижению сырьевых цен. В-третьих, даже если вслед за экономическими бедствиями в европейских странах наступит некая политическая турбулентность, вряд ли стоит рассчитывать на улучшение отношения к России». Исходя из таких прогнозов и следует действовать на опережение.