Пациенты ищут в клиниках оптимальное соотношение цены и качества. Фото Светланы Холявчук/PhotoXPress.ru
В стране увеличивается доля тех, кто удовлетворен отечественной медициной: как сообщили «НГ» в исследовательском холдинге «Ромир», в июне она составила 72% против 54% в 2021-м и 46% в 2002-м. Но, судя по оценкам страховщиков и Финансового университета при правительстве, россияне все равно вынуждены балансировать между бесплатной и платной медициной в поисках оптимальных вариантов. Почти 80% пациентов обращаются за бесплатной медпомощью, и одновременно с этим каждый второй именно оплачивает медуслуги в частных или госклиниках. Хотя санкционный кризис уже вносит коррективы. Часть россиян, ранее лечившихся за деньги, теперь заняли выжидательную позицию.
Опросы выявляют крайне противоречивое отношение россиян к отечественной медицине.
По данным, которые привели «НГ» в исследовательском холдинге «Ромир», в 2002 году 46% россиян были в той или иной степени удовлетворены качеством медицинских услуг в стране: называли его хорошим или удовлетворительным. В конце прошлого года 54% респондентов оценивали качество медуслуг как удовлетворительное или хорошее. «А по результатам исследования, проведенного в июне этого года, уже 72% удовлетворены отечественной медициной», – сообщили в холдинге.
То есть за прошедшие полгода доля тех, кто так или иначе удовлетворен качеством отечественной медицины, подскочила настолько, насколько не могла увеличиться за минувшие несколько десятилетий.
Между тем, судя по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), после того как COVID-реальность «заархивировалась», в стране увеличилась доля тех, кто в разной степени скептически относится к врачам. Этот опрос предполагает градацию уровня доверия по пятибалльной шкале: от «совершенно не доверяю» врачам до «полностью доверяю».
И хоть в опросе не делается акцент именно на российских врачах, исследование может учитывать впечатления граждан в принципе от врачебного сообщества как такового, но все же можно предположить, что респонденты опирались в том числе на личный опыт посещения поликлиник или больниц.
В итоге доля тех, кто полностью доверяет врачам, сократилась с 36% в 2020-м до 20% в 2022-м. А доля тех, кто совершенно им не доверяет, удвоилась, составив в 2022-м 14%.
Кроме того, судя по исследованию, проведенному в апреле-мае компанией «Ингосстрах» и Финансовым университетом при правительстве, россияне вынуждены балансировать между бесплатной и платной медициной – видимо, в поиске оптимальных вариантов.
Так, по данным исследования, три четверти – почти 76% – опрошенных посещают государственные медицинские учреждения на бесплатной основе по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС). И одновременно с этим примерно каждый второй – около 51% – пользуется платными медицинскими услугами в частных клиниках или же в государственных (за наличный расчет).
Причем при получении бесплатной медпомощи в рамках ОМС «полностью или в основном довольны» качеством медицины примерно 62% респондентов, при оплате услуг на базе государственных клиник – тоже около 62%, а при оплате услуг в частных клиниках – в той или иной степени довольны почти 69% опрошенных.
«Чаще всего в частных медицинских организациях россияне оплачивают анализы и исследования, в том числе УЗИ и МРТ – этими услугами пользовались почти 65% опрошенных из числа тех, кто посещал частные клиники, – уточнили авторы обзора. – Также востребованы услуги стоматологических клиник – их оплачивали 29%; консультации невролога оплачивали 16% опрошенных, а гинеколога – 11%». При этом, по данным исследования, в среднем россияне оценивают свои расходы на платные медицинские услуги (без расходов на медикаменты) в 4,5 тыс. руб. на человека в год.
Санкционный кризис уже вносит коррективы. Ранее сообщалось, что весной более четверти – около 28% – россиян прекратили или стали реже пользоваться платными медицинскими услугами. Такие данные приводило издание «Коммерсант», ссылаясь на опрос сервиса Calltouch. Еще 20% опрошенных выбирали более доступные по цене клиники. Уточнялось, что снижение обращений за платными медуслугами – на 36% год к году – наблюдалось уже в марте.
Как сказал «НГ» руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве Александр Цыганов, пока преждевременно говорить о формировании устойчивого разрыва между потребностями граждан в платных медицинских услугах и реальной возможностью населения их оплачивать.
По его мнению, скорее можно говорить о том, что те граждане, которые оплачивали непосредственно в медучреждении услуги, теперь заняли выжидательную позицию, решив повременить с процедурами или обследованиями, которые можно перенести или отменить без непосредственной угрозы для жизни.
«С прошествием времени граждане смогут более уверенно оценить свои перспективы и достаточность имеющихся доходов для сохранения привычного уровня жизни. При этом у части населения есть действующие договоры добровольного медицинского страхования (ДМС), и они пока не задумывались об их продлении», – продолжил Цыганов. Так что и в этом случае говорить о разрыве между потребностями и возможностями тоже рано: нужно сначала определиться с самими потребностями.
Хотя, судя по упомянутому исследованию «Ингосстраха» и Финансового университета, в первом квартале 2022-го спрос населения на полисы ДМС увеличился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 14%. На данный момент имеют полисы ДМС, купленные работодателем или за свой счет, 8,5% участников исследования.
Помимо этого Цыганов указал на то, что, видимо, некоторые работники на тех предприятиях, которые объявили простой, смогли теперь более активно пользоваться медуслугами именно в рамках ОМС, «которые требуют больше времени для их получения».
«Тем не менее есть виды медицинской помощи, которые серьезно зависят от импорта, и в первую очередь это стоматология, где оборудование и расходные материалы имеют заграничное происхождение», – обратил внимание Цыганов. По оценкам эксперта, хоть параллельный импорт уже начал реализовываться, в ряде случаев «цены на стоматологические услуги растут на 50–100% и более по сравнению с допандемийным временем». «Например, импланты у многих клиник выросли в цене в 1,5–2 раза, хотя и ранее эта услуга была слишком дорога для многих потенциальных потребителей, – сообщил он. – Сейчас же это объективно ограничивает спрос, потенциал которого вовсе не снизился».