0
4967
Газета Экономика Печатная версия

20.06.2022 19:20:00

Кризисный бюджет – без налогов и бюджетного правила

Инвестиции из Фонда национального благосостояния являются обычной эмиссией рублей

Тэги: минфин, бюджетная политика, госдума, кризис, бюджетное правило, налоги, валютные резервы, фнб

Все статьи по теме "Санкционные войны"

минфин, бюджетная политика, госдума, кризис, бюджетное правило, налоги, валютные резервы, фнб Заседание думского бюджетного комитета вызвало большой интерес прессы. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Обсуждение новой бюджетной, налоговой и тарифной политики в Госдуме в понедельник произвело шокирующее впечатление. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин признался, что вообще не успел прочитать документ «Основные направления бюджетной политики». А глава Минфина Антон Силуанов не смог объяснить, какие же изменения налогов планирует правительство. Не смог Силуанов и сформулировать новое бюджетное правило, которое хотят обязательно реанимировать чиновники ЦБ и сам Силуанов. При этом депутаты отмечали, что бюджетное правило на практике оказалось лишь инструментом сдерживания экономического роста России и способом инвестирования российского бюджета в экономику США и Евросоюза.

Документ под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов» Минфин разослал в Госдуму и в Счетную палату в самом конце прошлой недели. А уже в понедельник думский бюджетный комитет устроил его первое обсуждение с участием руководителей ЦБ, Счетной палаты (СП) и Минфина. Поскольку ключевой документ экономической политики почти никто не читал, глава бюджетного комитета Андрей Макаров назвал крайний срок для ознакомления и сбора предложений – 15 июля 2022 года.

При этом ход предварительной дискуссии показал, что в документе Минфина, мягко говоря, не много конкретики. На прямой вопрос, что же Минфин планирует делать с налогами, Антон Силуанов заявил под смех присутствующих, что «правительство планирует принимать взвешенные налоговые решения».

Более определенным оказался глава Минфина в рассуждениях о будущем бюджетном правиле, которое должно ограничивать текущие государственные расходы. По словам Силуанова, новое бюджетное правило рано или поздно появится в виде конкретных ограничений госрасходов. Однако подходы к определению максимально допустимых расходов министр сформулировать затруднился. Он сообщил лишь, что растущие государственные расходы на обслуживание разбухающего госдолга не должны учитываться при расчете первичного бюджетного дефицита. При этом Минфин согласен не применять никакого бюджетного правила во время падения российской экономики.

Зампред ЦБ Алексей Заботкин сообщил, что Центробанк полностью разделяет позицию Минфина об обязательном возврате ограничений госрасходов в форме будущего бюджетного правила. Между тем сам принцип бюджетной откачки денег из экономики ради каких-то виртуальных накоплений и сбережений вызвал серьезную критику со стороны депутатов. «Если в стране нарастает износ водопроводных сетей и другой инфраструктуры, а также увеличивается бедность, значит, с ограничениями бюджетных расходов что-то не так», – говорили народные избранники.

Бюджетное правило стало экономическим оружием против России, оно сдерживало развитие нашей страны и было каналом инвестирования денег российского госбюджета в экономики недружественных стран, заявила депутат Оксана Дмитриева. По ее словам, правительству следует переосмыслить печальный опыт изъятия Западом тех денег, которые были откачаны из российской экономики за годы действия пресловутого бюджетного правила. Нынешние объявления Минфина об инвестировании в экономику средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) Дмитриева считает обычной эмиссией рублей, поскольку валютные средства ФНБ фактически арестованы и российские власти никак не могут ими распоряжаться.

Идею бюджетных правил Дмитриева относит к разряду чужих правил игры, которые навязываются России. (В США или Евросоюзе власти не используют механизмы изъятия налогов ради виртуальных накоплений или вложений в иностранные экономики.) Действие бюджетного правила создавало в России мнимые ценности «подушки безопасности» в виде валютных резервов, которые хранились за рубежом. И украинский кризис показал нулевую ценность этой «подушки безопасности».

Изъятие налогов ради будущих накоплений Дмитриева считает рискованным и абсурдным действием. «Хранить резервы в рублях – бессмысленно. Переводить резервы в валюты дружественных стран также рискованно, поскольку эти страны могут вдруг оказаться недружественными», – считает депутат. Наилучшим способом применения резервов Дмитриева считает инвестиции в развитие и в производство реальных ценностей. При этом она несколько раз ссылалась на тезисы президента РФ Владимира Путина о том, что «на смену экономики мнимых сущностей неизбежно приходит экономика реальных ценностей и активов».

«Нынешний кризис в РФ связан с отказом и запретом поставок комплектующих и материалов. Значит, в стране нужно заниматься собственным производством, для чего предприятиям необходимы инвестиции. Источником инвестиций являются кредиты или прибыль предприятий. Поэтому необходимо вернуть в страну инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Причем не для избранных предприятий, а для всех», – считает депутат.

Несмотря на полную неясность с налоговыми изменениями и с будущей бюджетной конструкцией в «Основных направлениях налоговой политики» Минфина есть конкретные прогнозы по глубине нынешнего кризиса. Ведомство Силуанова, в частности, предполагает, что снижение реальных располагаемых доходов населения в 2022 году составит 6,8%, а в 2023 году ожидается их рост на 1,3%.

Добыча нефти, по прогнозам Минфина, упадет в этом году с 524 до 475 млн т и до 473 млн т в 2023 году. При этом ведомство ожидает рост нефтегазовых доходов в этом году на 15,2% – до 10,4 трлн руб. В 2023 году нефтегазовые доходы снизятся до 9,1 трлн руб., в 2024 году – до 8,4 трлн, а 2025 году – до 7,8 трлн руб., ожидают в Минфине.

Пресловутый Фонд национального благосостояния по итогам 2022 года сохранится в размере 12,8 трлн руб, в 2023 году – 11,7 трлн руб, в 2024 году – 11,3 трлн руб, предполагает Минфин. Правда, глава СП Алексей Кудрин ожидает скорого исчерпания ликвидной части ФНБ, поскольку, как сообщил Силуанов, уже около 6 трлн руб. расписано под конкретные проекты.

Расходы на нацпроекты и реализацию посланий президента будут увеличены и составят в 2023 году 4,5 трлн руб., обещает Минфин. В 2024 году эти расходы составят 4,7 трлн руб., в 2025 году – 5 трлн руб. 


Читайте также


Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
3452
Мигранты штурмуют границы Европы

Мигранты штурмуют границы Европы

Дмитрий Тараторин

Минск заявляет, что сам стал заложником ситуации

0
3410
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
2148
Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
2155

Другие новости