Увеличение добычи полезных ископаемых может обеспечить в РФ локальный экономический рост. Фото Reuters
Экономический рост в России возобновится, если заработают альтернативные каналы импорта сырья и комплектующих. Правительству важно поддержать потребительский спрос, падение которого остается ключевым фактором снижения ВВП, считают экономисты. Восстановление импорта сразу решит проблему слишком укрепившегося рубля, который в правительстве считают серьезным вызовом для нашей экономики. При этом в ряде регионов возможен быстрый экономический рост за счет разработки новых местных месторождений металлов или углеводородов, заявил в среду глава Минприроды Александр Козлов.
Нынешний экономический спад был вызван девальвацией рубля, скачком инфляции и сокращением реальных доходов населения и потребительского спроса, а также ростом процентных ставок из-за реакции Центробанка, отмечается в новом обзоре Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Сегодня ключевая ставка ЦБ уже вернулась на докризисный уровень, да и девальвация рубля сменилась его укреплением. Однако экономический спад продолжается в том числе и по причине остановки импорта промежуточной продукции и закрытия на неопределенный срок многих сборочных производств – прежде всего в автопроме. Произошло также заметное сокращение экспортных поставок и производства энергоносителей. Масштаб падения инвестиций эксперты ИНП оценивать пока не берутся «из-за высокой неопределенности, недоступности импортного оборудования и высоких процентных ставок».
Правда, последняя официальная статистика (за апрель) дает определенный повод для оптимизма, говорят экономисты. Экономический спад в апреле 2022 года оказался почти в два раза меньше, чем в апреле 2020-го, во время жесткого локдауна, напоминают эксперты. Многие факторы нынешнего экономического спада носят временный характер: валютный курс вернулся к предкризисным значениям, а инфляция сменилась дефляцией. Эти два фактора позволяют Банку России смягчить денежно-кредитную политику и перезапустить банковское кредитование, отмечается в обзоре ИНП РАН. К положительным моментам экономисты относят стабильность бюджетной системы и сохранение занятости с рекордно низким официальным уровнем безработицы.
Как только удастся найти альтернативные каналы поставок импортного сырья и комплектующих или заменить их внутренними аналогами, экономический рост в России возобновится, утверждают экономисты ИНП. При этом критически важно оказать поддержку потребительскому спросу, падение которого на текущий момент является ключевым фактором сокращения ВВП, отмечают эксперты.
Спад экономики России и уровень инфляции могут оказаться ниже текущих прогнозов; власти готовятся в июне пересмотреть свои ожидания с учетом того, что РФ проходит кризис лучше, чем прогнозировалось в начале марта, заявил в среду глава Минэкономразвития Максим Решетников. «Пока рано говорить о каких-то конкретных цифрах, потому что мы договорились, что в конце июня с учетом всех принятых сейчас мер и оценки их работы переоценим и этот год, и следующий», – сообщил министр. «Но в целом надо сказать, что инфляция будет явно ощутимо ниже параметров, которые мы давали. Вполне возможно, что глубина спада может оказаться чуть ниже, чем мы предполагали», – сказал он. Текущий официальный прогноз Минэкономразвития предполагает инфляцию по итогам 2022 года на уровне 17,5%, снижение ВВП – на 7,8%.
Текущее укрепление рубля – один из новых вызовов для российской экономики, который создает проблему как для экспортеров, так и для импортеров, считает Решетников. По его словам, источником сегодняшнего укрепления курса рубля является слабый спрос в российской экономике.
Министр подчернул, что есть основания для более интенсивного снижения ключевой ставки ЦБ. «Мы понимаем, что на фоне замедления инфляции, и такого существенного замедления, реальная ключевая ставка остается на крайне высоком уровне. Мы, конечно, приветствуем шаги по снижению, но считаем, что есть основания двигаться и более интенсивно, потому что без доступа к кредитам не будет перезапуска экономического цикла», – сообщил Решетников. Вначале Центробанк снизил ключевую ставку с 11 до 9,5% годовых. ЦБ также будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения на ближайших заседаниях.
Однако вне зависимости от игр ЦБ с ключевой ставкой многие параметры экономического спада уже определены санкционным давлением на Россию. Сокращение экспорта углеводородов или металлургии по итогам 2020 года уже измеряется десятками процентов.
С 1 января по 15 июня 2022 года экспорт «Газпрома» в страны дальнего зарубежья сократился на 28,9% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Добыча предприятиями «Газпрома» с 1 января по 15 июня снизилась на 6,4% по сравнению с прошлым годом, сообщил в среду газовый концерн. Также в среду металлургическая Группа НЛМК оценила спад производства черной металлургии РФ по итогам года на 15%. «Максимальное снижение прогнозируется во втором полугодии 2022 года – более 9 млн т (-26%) по сравнению со вторым полугодием 2021 года», – прогнозируют российские металлурги. Общее сокращение нефтедобычи по итогам 2022 года может составить около 10%, а добычи газа -6%, прогнозируют в ИНП РАН.
Но несмотря на общий спад, некоторые российские регионы могут добиться локального роста за счет разработки местных природных ресурсов. Об этом в среду в Госдуме заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. В качестве примера он привел освоение золотоносных месторождений в Якутии, которое предполагает и строительство атомной электростанции. Второй пример возможностей локального роста – это поиск углеводородов в Чеченской Республике. В случае успешных поисков «для региона это будет совершенно иной вектор развития», – заявил министр. Еще один пример – это создание кластеров по производству меди в Хабаровском и в Забайкальском краях.