0
5062
Газета Экономика Печатная версия

14.06.2022 20:53:00

Миру пророчат новый энергокризис, сопоставимый с шоками 1970-х годов

России выпал счастливый билет на 60–160 миллиардов долларов

Тэги: энергокризис, опек, нефтедобыча, прогноз, рф, нефтяные цены, пмэф, экономический форум

On-Line версия

энергокризис, опек, нефтедобыча, прогноз, рф, нефтяные цены, пмэф, экономический форум ОПЕК тоже теперь ожидает падения нефтедобычи в РФ. Фото Reuters

В результате сырьевого шока-2022 в пользу производителей сырья будет перераспределено от 5 до 6% глобального ВВП, сообщили аналитики Citigroup. По их оценкам, сейчас ситуация сопоставима с энергокризисом 1970-х годов. ОПЕК ухудшила прогноз по нефтедобыче в России: картель ожидает падения. Но высокие цены действительно дают шанс заработать. Как сообщили «НГ» в Центре развития энергетики, рост выручки российских экспортеров нефти, газа и угля в 2022 году по сравнению с допандемийным 2019-м мог бы достичь 160 млрд долл., это почти 9% ВВП РФ. Если же учесть эффект санкций, то рост выручки может составить около 63 млрд долл. Опрошенные эксперты предупреждают: скоро маятник топливных цен может качнуться в обратную сторону. Так что стране нужно успеть эффективно воспользоваться пока еще извлекаемой выгодой.

Одной из знаковых тем Петербургского международного экономического форума ожидаемо станет энергетика в условиях вялотекущей пандемии и нарастающего санкционного давления на Россию. Так, в четверг и пятницу ожидается выступление вице-премьера Александра Новака – ему предстоит обсудить вызовы для мирового рынка энергоресурсов и роль России в новой энергетической повестке.

«Мировая нефтегазовая отрасль входит в фазу кардинальных структурных изменений», – гласит один из анонсов. В качестве иллюстрации противоречивых тенденций на рынке энергоресурсов можно рассматривать, например, оценки аналитиков Citigroup. Судя по базовому сценарию из их нового исследования, глобальные покупатели сырьевых товаров в 2022 году заплатят производителям на 5,2 трлн долл. больше, чем в допандемийном 2019-м. Причина – рост сырьевых цен. И это эквивалентно 5% мирового ВВП.

Есть и другой сценарий, учитывающий, что форвардные цены на вторую половину этого года реализуются: тогда покупатели заплатят на 6,3 трлн долл. больше, чем в 2019 году. И это будет эквивалентно перераспределению уже 6% мирового ВВП в пользу производителей сырья.

«В любом случае такой шок будет сопоставим по масштабам с тем, который мир испытал во время нефтяного кризиса начала 1970-х годов, если анализировать долю в мировом ВВП», – пересказывает агентство Bloomberg выводы аналитиков.

Наиболее уязвимыми аналитики назвали Европу и некоторые развивающиеся экономики. Также они отметили, что хоть в этой истории окажутся и свои, условно говоря, победители, однако в целом воздействие такого шока будет, по мнению аналитиков, негативным и для потребления, и для глобального роста.

Директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов пояснил «НГ», что во время кризиса 70-х годов «энергетические расходы составили 12–13% ВВП ежегодно». Если не произойдет резкого снижения цен, то, по его словам, «аналогичный уровень будет характерен для этого года». «Однако надо понимать, что речь идет о перераспределении финансовых ресурсов от нетто-импортеров к нетто-экспортером. Чистый эффект для мировой экономики зависит от того, как будут использоваться эти средства», – добавил он.

По оценкам, которые привел «НГ» руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников, «рост выручки российских экспортеров нефти, газа и угля в результате повышения цен в 2022 году по сравнению с 2019 годом мог бы составить около 160 млрд долл., что эквивалентно почти 9% ВВП РФ в 2021-м в долларовом выражении».

«Однако если учитывать эффект санкций, который выражается как в сокращении объемов экспорта, так и в снижении цены относительно мировой (нефть и уголь из России сейчас продаются на мировом рынке с дисконтом), то рост выручки в 2022-м относительно 2019-го может составить около 63 млрд долл.», – продолжил Мельников.

«По нашим оценкам, только в части экспорта нефти и газа российская экономика получит дополнительную экспортную выручку в пределах 6–7% ВВП по сравнению с 2021 годом, даже учитывая снижение физических объемов экспорта», – привел свои данные Салихов. Эксперт подтверждает, что экономическая выгода будет получена, «однако она могла бы быть еще больше».

Здесь можно добавить, что теперь и ОПЕК во вторник зафиксировала свои ожидания падения нефтедобычи в РФ. По обновленному прогнозу картеля, добыча нефти в РФ в этом году снизится на 1,6% по сравнению с 2021-м и составит 10,63 млн барр. в сутки (б/с). Это хуже майских оценок.

Как напоминает ТАСС, в мае организация тоже ухудшала свой прогноз для РФ, однако она все еще ждала роста добычи в стране по сравнению с 2021 годом – примерно на 1%, до 10,88 млн б/с. В 2021-м добыча нефти в РФ составляла, по данным ОПЕК, 10,8 млн б/с.

В картеле указывают на высокую неопределенность этого прогноза. Пока он выглядит еще более позитивно, чем даже оптимистичные прогнозы, которые ранее озвучивал Александр Новак. Вице-премьер допускал, что падение нефтедобычи в РФ в этом году составит «всего» 5–8% (см. «НГ» от 26.05.22, 01.06.22).

Как уточнил Мельников, приведенные выше расчеты российской выгоды сделаны «исходя из относительно консервативных оценок средних цен на энергоносители в мире в 2022 году (104 долл. за баррель Brent, 450 долл. за тыс. кубометров газа и 300 долл. за тонну энергетического угля 6000 ккал)». «В реальности цены могут оказаться выше», – сказал эксперт.

Хотя маятник цен вполне может качнуться как раз и в обратную сторону. «История рынка энергоносителей, и в частности нефтяного рынка, свидетельствует, что за периодами высоких цен всегда следуют столь же глубокие спады, – отметил также Мельников. – В настоящий момент страны Запада на практике все больше отходят от риторики «зеленого роста» и стремятся найти альтернативные России источники традиционного сырья. После того как эти добычные проекты будут запущены через два-три года, цены снизятся». «Они могут упасть и раньше в результате снижения потребления, а также кризиса в мировой финансовой системе», – добавил эксперт.

«Многие сырьевые товары уже начали падать в цене в последние дни. Минимумы последних месяцев обновили алюминий, палладий, никель, – сообщил начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. – Высоко держатся лишь энергоносители. Но и по ним перспективы туманны. Риски рецессии в ряде развитых стран (США, ЕС) высоки, что негативно скажется на спросе на нефть. Так что к концу года, вероятно, мы увидим более низкие ценовые уровни».

И если предположения о рецессии в странах – основных потребителях нефти и газа действительно оправдаются, то, по уточнению аналитика «Фридом Финанс» Сергея Пигарева, это «может привести к падению котировок ниже балансирующего спрос и предложение (в условиях мира) уровня в 65 долл. за баррель марки Brent».

Кроме того, говоря о сырьевых выгодах для экономики РФ, Карпунин добавил, что «высокие цены на сырье при курсе 100 и при курсе 56 руб. за 1 доллар – это, как говорится, две большие разницы». «Налогооблагаемая база от экспорта в рублях снижается», – уточнил он.

Другими словами, Россия получает шанс воспользоваться благоприятной для бюджета сырьевой конъюнктурой, однако есть риск, что та фора, которую обеспечивают экономике сырьевые цены, может оказаться недолгой.

Тем более что, как сообщил старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Фиранчук, России предстоит еще столкнуться и с теми ограничениями на поставки энергоресурсов в Европу, которые начнут действовать во второй половине 2022 года.

«Перенаправляемые объемы, вероятно, будут значительно меньше и потребуют больших скидок, что может существенно перекрыть эффект от увеличения мировых цен на энергоресурсы», – допускает эксперт.

Так что, по его словам, в текущей ситуации, «вероятно, основными экономическими задачами для страны становятся сохранение работоспособности банковской системы, поддержка наименее обеспеченных слоев населения, смягчение шока, вызванного сокращением импорта». 

«Требуется трансформация подходов для развития и формирования инвестиционного потока в инновационные и экологичные энергетические технологии, востребованные в будущем. Дополнительная прибыль российского нефтегазового сектора также может быть направлена на программы поддержки наименее защищенных слоев населения, приобретение медикаментов для людей с редкими заболеваниям», – считает доцент Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова.

«Нужна интенсификация промышленного роста. Дешевые долгосрочные кредиты для развития любой промышленности, – продолжил исполнительный директор департамента «Универ Капитал» Артем Тузов. – Надо успеть в кратчайшие сроки полностью заменить иностранное оборудование отечественными аналогами. В первую очередь речь про автомобильную отрасль, самолетостроение, судостроение». По мнению Салихова, сверхдоходы следует направлять на увеличение государственных расходов (это уже происходит), а также на финансирование импорта, в первую очередь инвестиционного.

Высказались эксперты и о вероятности передела сфер влияния на глобальном топливном рынке. «Все чаще звучат призывы о создании альянса стран-импортеров, использовании стратегических резервов, однако распечатывание этих резервов не оказывает долгосрочного воздействия на мировые цены на нефть», – отметила Сафонова.

«Попытки преодолеть доминирование интересов производителей мы уже наблюдаем в виде продажи существенных объемов нефти и нефтепродуктов из госрезервов. Однако в ситуации дефицита сырья такие попытки не заканчиваются успехом, – соглашается Пигарев. – Вполне возможно применение нерыночных мер снижения цен странами-импортерами. Например, Евросоюзом и США уже обсуждаются пошлины на российские углеводороды и установление ценового потолка».



Читайте также


Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Игорь Субботин

Израиль хочет создать буферную зону, свободную от проиранских группировок

0
424
Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Владимир Скосырев

Москва и Дели ищут путь к устранению дисбаланса в торговле

0
383
Киргизы вместо России поедут в Турцию

Киргизы вместо России поедут в Турцию

Виктория Панфилова

Анкара обещает помочь мигрантам интегрироваться в новое общество

0
2180
Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
1007

Другие новости