Более трети кинозалов закрылись в РФ. Фото РИА Новости
Малый и средний бизнес сегодня оценивает свое финансовое положение гораздо хуже, чем до начала спецоперации в Украине. Однако ожидания на ближайшие три месяца в мае улучшились. В предпринимательской среде образовались три почти равные группы: одни ждут скорого улучшения ситуации, вторые – ухудшения, а третьи не ожидают изменений. Бизнесмены в целом положительно оценивают меры поддержки со стороны государства, но не так уж активно ими пользуются.
Эксперты «НГ» уверяют, что малый и средний бизнес практически адаптировался к новым условиям, заключив новые контракты и пересмотрев логистические цепочки. Среди тех, кто не сможет адаптироваться, скорее всего окажутся кинотеатры, которые подали во вторник очередной сигнал бедствия.
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) фиксирует изменение настроений этого сектора бизнеса. По его данным, в начале 2022 года 36% предпринимателей оценивали финансовое состояние своего бизнеса как хорошее и 22% – как плохое. Повторный замер в марте зафиксировал рост количества предпринимателей, которые начали оценивать финансовое состояние своей компании как плохое – до 40%, а доля тех, кто говорил о хорошем состоянии, снизилась до 10%.
В марте лишь 27% ожидали улучшения финансового положения в течение ближайших трех месяцев, а 51% – ждали ухудшения. Майский опрос показал, что 35% стали ждать улучшения, а 36% – ухудшения.
Бизнесмены в целом положительно оценивают меры поддержки со стороны государства, 67% заявляют, что они нужны. Около 44% самыми полезными из них называют временное снижение налоговой нагрузки, 35% – кредитные каникулы, 32% – льготное кредитование. Однако, как показал майский опрос, фактически этими мерами воспользовались только 20, 16 и 13% соответственно, а 37% заявили, что не воспользовались ни одной из мер, включая также снижение административной нагрузки. Во вторник о помощи воззвала целая отрасль, в которой работают около 55 тыс. человек. Ассоциация владельцев кинотеатров сообщила, что на фоне отсутствия импортных фильмов кинотеатры в российских регионах сокращают часы работы или функционируют только в выходные дни. К середине апреля в стране закрылись больше 36% кинозалов. К концу 2022 года кинотеатры получат совокупный убыток не менее 11 млрд руб. В некоторых регионах частным кинотеатрам обещают выдать субсидии на оплату коммунальных платежей и на выплату зарплаты сотрудникам при условии сохранения штата.
Сообщество кинопрокатчиков просит правительство разрешить так называемое принудительное лицензирование голливудских кинофильмов, создав госорганизацию, которая будет получать прокатное удостоверение от Минкульта и делать отчисления правообладателям в рублях. Просят владельцы кинотеатров и о снижении аренды госимущества. Глава кабинета министров Михаил Мишустин озвучил во вторник новые меры, направленные на сохранение бизнесом рабочих мест. Компании и организации, которые трудоустроят граждан, потерявших или рискующих потерять работу в 2022 году, смогут рассчитывать на господдержку в рамках программы субсидирования найма, заявил он. Решение касается трудоустройства безработных, которые были уволены в 2022 году в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата. Также программа охватит тех граждан, кто в 2022 году был переведен на постоянную работу к другому работодателю, но теперь находится под риском увольнения, в том числе отправлен в неоплачиваемый отпуск, переведен на неполный рабочий день. Кроме того, получить господдержку в 2022 году работодатели смогут за трудоустройство беженцев из Украины, из Донецкой и Луганской народных республик. Субсидия будет равна трем минимальным размерам оплаты труда, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных. Первый платеж работодатель получит через месяц после трудоустройства соискателя, второй – через три месяца, третий – через шесть месяцев.
Российский бизнес надеется на более существенную антикризисную поддержку государства, не раз отмечали в объединениях предпринимателей. Основные требования бизнеса сегодня сосредоточены вокруг налоговой системы, так как большая часть предпринимателей испытывает избыточное налоговое давление. Около 40% российских бизнесменов сообщили, что фактическая налоговая нагрузка для них за последний год выросла, отмечалось в материалах мониторинга состояния российского бизнеса, проведенного аппаратом бизнес-омбудсмена Бориса Титова совместно с Институтом экономики роста им. Столыпина. Необходимо не просто ослаблять налоговое давление, а проводить масштабную налоговую реформу и переустройство экономики, подчеркивали бизнес-лоббисты (см. «НГ» от 06.06.22). «Неопределенность последних месяцев совпала со снятием ковидных ограничений, что усилило некоторую нервозность бизнеса, – сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Сейчас, когда во многих отраслях наблюдается стабилизация, малый и средний бизнес может строить адекватные и взвешенные прогнозы. Большинство предприятий перезаключили контракты и изменили свои цепочки логистики, о чем свидетельствует статистика последнего месяца. Работа с новыми партнерами уже успела войти в нормальное русло и причин для пессимистичных настроений существенно поубавилось».
«Существенная часть послаблений стала реальной помощью для бизнеса еще в коронавирусное время. Речь идет в основном о безвозмездных мерах поддержки – невозвратных субсидиях на выплату части зарплат, финансовых компенсациях для компаний из сферы услуг, выделенных на профилактику коронавируса и т.д. Для малых и средних предприятий (МСП) была вдвое (с 30 до 15%) уменьшена ставка страховых взносов, продлен срок действия разрешений и лицензий, введен мораторий на проверки и меры взыскания, а также на банкротство», – пояснила «НГ» сооснователь и исполнительный директор компании Lemon.online Марина Кашина. Однако ряд мер господдержки обернулся дополнительными рисками для бизнеса, говорит она. «Неоднозначной помощью стали кредитные каникулы по займам и отсрочки по уплате налогов. Ведь иногда компаниям приходилось «расхлебывать» негативные последствия отложенных платежей. Объем выручки большинства компаний не вернулся на прежние значения. Сотни предпринимателей, которые воспользовались отсрочкой, потом оказались на грани банкротства. Помощь к тому же была рассчитана на наиболее пострадавшие отрасли. Малый и средний бизнес в основном оказался за рамками господдержки», – отмечает Кашина. По ее словам, индивидуальные предприниматели и представители малого бизнеса избегают дополнительной нагрузки, которая может быть связана с господдержкой. «Они понимают, что еще не интересны банкам, к тому же многие кредитные организации сократили программы кредитования для МСП. Такие предприниматели предпочитают полагаться на себя и менее консервативны в привлечении ресурсов», – говорит эксперт.
Настроения малого и среднего бизнеса объективны, говорит советник федерального бизнес-омбудсмена Антон Свириденко. «Помимо чисто санкционной истории – логистической, расчетной и прочей, есть проблема спада спроса, - говорит он. - И спад спроса связан не только с экономическими факторами – снижением доходов населения или падением спроса компаний. В условиях неопределенности многие не готовы сейчас потреблять, особенно если это касается товаров длительного пользования. Ну, например, в случае автомобилей и потреблять-то нечего. При этом первая волна санкционных последствий постепенно сошла – большинство компаний хоть как-то, но смогли приспособиться к новым условиям. Однако главным фактором, который не позволяет уменьшить количество ожидающих ухудшения, является неопределенность экономической политики».
«Меры поддержки в определенной степени действуют, а кому-то они и не нужны. Но предприниматель никогда не знает, что будет дальше, после их получения, - продолжает он. - Какова будет политика процентных ставок, не увеличатся ли налоги, после конца моратория на проверки не придут ли сразу к ним, не используют ли конкуренты государственный ресурс через уголовное или административное давление. Или просто возбудят дело за неправильное использование поддержки».
Каковы перспективы компании, если она получила поддержку, а проект не «пошел» в силу объективных обстоятельств - очень много таких вопросов, которые в «предпринимательской» экономике уже давно решены, а в нашей остаются подвисшими, поясняет эксперт. «Нет и с достаточной степени индикативного планирования, например, в вопросе размещения малых производств. Для того, чтобы предприниматели, тем более малые и средние, смотрели в будущее более уверенно, насколько это возможно в текущих условиях, необходимо в принципе пересмотреть экономическую модель, - говорит он. – Чтобы сделать ее более ориентированной на предпринимателя, нужно обеспечить четыре основные компоненты – повышение доступности финансирования, создание комфортной налоговой системы с обоснованной налоговой нагрузкой, снижение давления на бизнес и решение возникших и накопленных структурных вопросов – с логистикой, инфраструктурой для производства, региональными диспропорциями, повышением финансовой самостоятельности регионов».
В этом направлении действительно сейчас работает экономическая мысль и неважно кто это сделает, начать же хотелось бы как можно раньше, говорит эксперт. «Развиваться на старых принципах мы не можем и не сможем, значит, механизмы, которые раньше мы заимствовали, надо изобрести заново или копировать – это касается и капитала (долгового рынка), и системы экономического воспроизводства, и целых пластов рынка услуг (в том числе ИТ)», - говорит Свириденко.
Что касается близлежащих планов бизнеса – автопром, машиностроение в целом, фармацевтику, производство электроники, ждет переформатирование и оно уже идет, продолжает он. «Нельзя сказать, что быстро и без проблем. А вот, например, такие сферы как кинопрокат, торговля иностранными брендами под очень большой угрозой. Можно приводить многие примеры отраслей, где санкции сказались или еще скажутся достаточно существенно, но это не означает перманентного кризиса для этих отраслей, это означает изменение парадигмы их развития, причем коренное», - говорит эксперт.
Меры поддержки со стороны правительства оказываются востребованы не всеми предприятиями во-первых, потому, что процесс получения мер поддержки не такой простой, размышляет он. «По кредитам до сих пор есть залоговые требования во многих случаях, кто-то не смог вернуть еще ковидную поддержку и новый уже не дадут. Часто предприниматели плохо информированы о мерах поддержки. Многие боятся брать, чтобы не вступать в отношения с государством, ну и главный вопрос – не так ее пока и много. Но количество получателей будет расти и, по нашим ощущениям, дорастет примерно до 40%, это показал опыт ковидного кризиса, - говорит Свириденко. - В экономической политике надо переходить все же от точечной поддержки, тем более для многочисленной категории МСП, к базовым выгодным условиям для бизнеса, чтобы не получилось, как со льготными кредитами (13-15,5 ), ставка по которым уже совсем не льготная после снижения ключевой до 9,5».
Ситуация, в которой оказался весь российский бизнес, - сложная, признают в пресс-службе Минэкономразвития. «С наиболее острыми вызовами столкнулись отрасли, чья работа зависела от импорта иностранных товаров, а также те, кто занимался экспортными поставками. Идет перенастройка логистики, производственных процессов, поиск новых рынков сбыта, - отметили там. - Такие компании – в центре всех принимаемых мер поддержки. Ключевые решения направлены на максимальное снижение административной нагрузки, упрощение всех процедур, предоставление доступных оборотных средств».
Меры, которые приняты для помощи компаниям, во многом являются беспрецедентными, считают в ведомстве. «Это и мораторий на плановые и внеплановые проверки любых предприятий, и перенос срока уплаты страховых взносов за II и III кварталы 2022 года, и запущенные в кратчайшие сроки льготные программы кредитования с общим лимитом 1 трлн руб., половина из которого уже поступила в экономику. Масштаб этих решений не имеет аналогов в новейшей истории нашей страны», - отметили там.
«Наиболее объективным индикатором состояния и настроений бизнеса является общая численность предприятий в секторе и занятых в нем людей. В апреле этого года количество субъектов МСП превысило доковидные показатели и составило более 6 млн. А занятость, по итогам первого квартала, превысила максимальные значения с 2019 года. Это наглядно иллюстрирует желание людей развивать свое дело и нанимать новых сотрудников, - сообщили в Минэке. - По данным офиса клиентоцентричности Аналитического центра экспертно-аналитической поддержки деятельности правительства, который проводит анализ обратной связи по мерам поддержки, доля тех компаний, которые заявляют, что не собираются прекращать свою деятельность или оценивает перспективы закрытия своего предприятия не выше, чем на 25%, составила 79%, а доля уверенных в том, что сокращать сотрудников им не придется — 65%. Уровень удовлетворенности тех, кто воспользовался конкретными мерами поддержки бизнеса, превысил 70%».
При этом мы понимаем, что меры дошли пока не до всех адресатов, продолжили представители Минэка, поэтому сейчас сосредоточились на максимальном информировании предпринимателей обо всех запущенных программах «По всем мерам поддержки бизнеса ведется постоянный мониторинг и сбор обратной связи. Благодаря постоянному общению с предпринимателями в различных регионах мы отслеживаем эффективность принятых решений на протяжении всего их жизненного цикла – от старта до завершения. Оперативно корректируем их в случае необходимости. Более того, бизнес непосредственно участвует в выработке мер, в их основе – запросы самих компаний», - заключили в Минэке.
***
За экономической ситуацией в РФ наблюдают и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «Мейстер» обращает внимание цифры, содержащиеся в докладе Счетной палаты о работе ведомства. «Количество свободных средств у регионов упало: если раньше до 50% выделяемых Центром средств могли распределяться на местах сообразно местным нуждам, то сейчас таких средств только 28%. Деньги выделяют очень адресно, это имеет минусы для решения насущных проблем регионов», - отмечают авторы канала. Тем временем, «Темник» обращает внимание на инициативу Центробанка о создании механизма самозапрета на выдачу кредитов: «В регуляторе полагают, что эта мера поможет защитить россиян от мошенников, оформляющих займы без ведома человека. В Центробанке подчеркнули, что записать запрет на выдачу кредитов на своё имя клиенты финансовых организаций смогут в своей кредитной истории. Предполагается, что ограничения могут быть разные: по виду кредита (банк или МФО), способу обращения (дистанционно или в офисе), а также на все или отдельные виды кредитов и займов».