На предстоящем в Петербурге экономическом форуме представителям бизнеса важно оценить характер перемен, которые произошли во всем мире, определить, по каким правилам теперь работает мировая экономика, считает глава ВТБ Андрей Костин. В своей статье, опубликованной в РБК, он утверждает, что для банкиров мир никогда не будет прежним, а потому российскому бизнесу важно принять участие в структурной трансформации экономики, «начав с чистого листа». Происходящее на планете Костин называет «холодной войной 2.0» и уверен, что мир будет снова жестко поделен на «своих» и «чужих», санкции — это надолго, а глобализация в прежнем виде закончилась.
Глава ВТБ отмечает, что 30 лет существования современной России все привыкли к определенным инструментам и ориентирам, утрата которых не должна вывести нас из равновесия. А потому сейчас самое важное - трезво осмыслить происходящее, сделать выводы и продолжать двигаться вперед. «На мой взгляд, основная задача — оценить характер и глубину перемен по всему спектру социально-экономической повестки и сформулировать приоритеты работы государства и бизнеса в эпоху «игры без правил». Мы свою сессию так и назвали: «Новые реалии нового мира: игра без правил?». И один из главных вопросов для меня — в чем точки опоры банковского сектора, каковы его перспективы», - пишет Андрей Костин в своей статье.
Он напоминает, что глобальные «правила игры» появились не вчера и до 1970-х годов в мире параллельно существовали две социально-экономические системы, каждая со своим набором внутренних правил, норм и ценностных установок. Однако «разрядка» установила первую версию «правил» на международной арене. «Это было своего рода «джентльменское соглашение», которое в целом реалистично отражало баланс сил между СССР и США, основанный на ядерном паритете, сопоставимости экономических потенциалов и взаимном признании легитимных интересов в сфере безопасности, - отмечает глава ВТБ. - Что произошло дальше — хорошо известно: хаотичный распад СССР, кардинальная трансформация российской экономики и казавшийся логичным и правильным курс на полную интеграцию России в глобализирующийся по западным лекалам мир».
В то время Россия приняла, причем добровольно, во всех сферах жизни, от экономики до образования, новые стандарты и нормы, которые были глобальными. Важное обстоятельство – РФ принимала правила, сформулированные не ею и без ее участия. Процесс принес России определенные экономические выгоды, например, всего за несколько лет почти с нуля на основе американских и европейских технологических платформ удалось создать современный финансовый сектор страны.
Но через некоторое время оказалось, что использование модели основанной на технологическом и ресурсном заимствовании чрезвычайно опасно. «Кризис 2008 года продемонстрировал риски зависимости фондирования экономики от внешних рынков. Но по-настоящему серьезным звонком стал 2014 год. Крупнейшие отечественные банки были отрезаны от западных рынков капитала, а некоторые коллеги — отключены от международных платежных систем. Стало понятно: нас могут легко «отменить», - констатирует Костин. По его мнению, интеграция РФ в глобальный рынок и политические структуры на условиях «вторичности» не могла быть устойчивой, поскольку не предусматривала учета национальных интересов России. Также между РФ и странами, формулировавшими правила игры не было и равноправного диалога. К примеру, за 16 лет членства в «Большой восьмерке» (1998–2014) Россия даже не получила права обсуждать на равных финансовые и экономические вопросы.
Эта страница отношений России и «коллективного Запада» теперь перевернута, уверен Костин, который призывает обратить внимание на несколько обстоятельств, формирующих теперь новые приоритеты финансового сектора. Как считает глава ВТБ, в первую очередь, важно помнить, что для банкиров мир действительно уже «никогда не будет прежним». «Это не фигура речи. Теперь уже бывшие «партнеры» не устают повторять, что business as usual больше невозможен. Россия лишена доступа к основным рынкам капитала и платежным системам, международным рейтингам, аудиторским услугам. Поэтому чем быстрее мы и наши клиенты примем этот факт, начнем искать действенные альтернативы и новые возможности для роста, тем лучше», - пишет Костин и призывает не забывать об умении быстро «перенастраиваться» и находить эффективные ответы на управленческие вызовы. Для тех, кто смог пройти экономические шторма 1998, 2008, 2014, 2020 годов «кризис — новая нормальность».
Во-вторых, Костин призывает максимально активно участвовать в структурной трансформации экономики. «Первоочередная задача — помочь оперативно восстановить и при необходимости выстроить новые производственные, логистические и торговые цепочки и одновременно с этим — адаптировать инструментарий и возможности финансовой системы к резко изменившейся среде, - пишет банкир. - Стране предстоит комплексно перезапустить промышленность, заместить зарубежную продукцию где только можно. Все это требует значительных долгосрочных финансовых ресурсов. При этом нам не на кого рассчитывать, кроме самих себя».
Как полагает Костин, находясь сегодня за периметром западной финансовой системы, Россия должна продолжать полностью придерживаться откалиброванных по западным же рынкам базельских нормативов. «Регулятор уже выразил готовность провести «тонкую настройку» применения Базеля с учетом нынешних реалий, что, безусловно, окажет существенную поддержку сектору и экономике в целом», - считает глава ВТБ. По его мнению, сегодня у компаний есть уникальный шанс начать с чистого листа - создать собственные версии банковского регулирования и национального кредитного рейтинга. «В них вполне могут найти свое место релевантные положения действующих международных нормативов. Но прежде всего такие будущие стандарты должны отражать реалии и приоритеты экономики России», - уверен Костин.
В-третьих, он призывает осознать, что санкции – это надолго. «Глобализация в прежнем виде закончилась. Мир, вероятно, будет снова жестко поделен на «своих» и «чужих». Это холодная война 2.0, - резюмирует банкир. - Допуск на мировой рынок (где действуют не наши правила) необходимо заслужить хорошим поведением, то есть «игрой по правилам», следует из недавнего заявления министра иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которое она сделала в лондонском Сити. Россия получила «красную карточку». Китай — пока «желтую».
В этих условиях банковский сектор должен заняться девалютизацией балансов в долларах и евро, стремясь к диверсификация валютных платежей, переходу на торговлю с дружественными странами в рублях и национальных валютах с использованием защищенной платежно-расчетной инфраструктуры. Также важны разработка и запуск инвестиционных инструментов в мягких валютах, в том числе в рамках БРИКС, экономики которого сегодня формируют 25% мирового ВВП. «Что будет дальше — решать нам. В бизнесе, как и в спорте, действует проверенный принцип: чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть. На этот раз — по своим правилам», - уверен Костин.
Доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков комментируя статью Андрея Костина, отмечает, что впервые видный отечественный банкир говорит о пагубных последствиях для России курса, предполагающего следование в рамках западной модели социально-экономического устройства. «Ранее об это говорили только представители реального сектора экономики», - констатирует Крутаков, который полагает, что к российской элите приходит понимание: основой устойчивого национального контура экономики является не внешнеторговый баланс, а общественное согласие вокруг системы распределения совокупного национального продукта. Модель глобализации на основе западной (долларовой) финансовой системы действительно долгое время приносила всем выгоду. Не в равной мере, не с равными результатами, но всем. Время «общей выгоды» закончилось в 2008 году, а после 2014 настало время избирательной выгоды в пользу США, тут Костин прав на сто процентов. И диагноз он ставит верный и проблематику выдвигает адекватную.»
По мнению Крутакова диагноз, который ставит Андрей Костин не предполагает возврата назад, то есть он реалистичен. Но гораздо интересней приоритеты, которые Костин ставит перед экономикой России. Первым из них он провозглашает необходимость найти собственный драйвер роста и способ его капитализации. «Речь о самостоятельной (независимой от глобальной) модели роста. А это меняет местами приоритеты. Банковский сектор должен вернуться на подобающую ему вторую (обслуживающую) позицию по отношению к производству. Сегодня кредитор диктует условия заемщику, а должно быть наоборот.»
«Элита начинает осознавать, что единственной ее опорой является национальное государство. Исторической целью политической (странообразующей) нации является не растворение своей государственности в общей среде, а извлечение максимальной экономической выгоды из своего геополитического превосходства. В общем, Питерский экономический форум обещает быть очень интересным», - считает Крутаков.
комментарии(0)