Глава Минцифры Максут Шадаев заверяет, что в стране хватает запасов. Фото с сайта Министерства цифрового развития РФ
Справиться с общим технологическим отставанием в условиях санкционной войны России будет очень не просто. Ведь даже нейтральные страны будут не в восторге от технологического прогресса России. Еще одним сдерживающим фактором является высокий уровень износа основных фондов в отечественной промышленности. Единственный выход в этой ситуации – добиться существенного технологического прогресса в нескольких узких технологических направлениях. Ряд провластных аналитиков предлагает строить в РФ технологический «островной» суверенитет. Примечательно, что именно в информационных технологиях и электронике фиксируется самый высокий износ техники, который превышает 60%, а где-то даже 90%.
Российские чиновники уверяют, что страна вот-вот наладит собственные производства технологичной продукции. Правда, пока не самой сложной. В частности, глава Минцифры РФ Максут Шадаев обещает, что массовое производство российских базовых станций стандарта LTE будет организовано в течение двух-трех лет. «Я считаю, что в течение двух-трех лет мы организуем массовый выпуск базовых станций российского производства стандарта LTE и дальше уже будем переходить к базовым станциям 5G», – рассказал он.
Ранее министр сообщал, что российским операторам связи запасов телеком-оборудования хватит на год-полтора. Он также обещал, что у РФ в ближайшие два года может появиться собственное оборудование для связи стандарта 4G. «Оборудование у них есть, десятки тысяч базовых станций на складах присутствуют, поэтому операторы будут дальше свою инфраструктуру развивать», – заверял Шадаев.
В пресс-службе Минцифры «НГ» в четверг подчеркнули, что непосредственно в телекоммуникационной отрасли ситуация с износом оборудования существенно лучше. «Помимо уже работающего оборудования у операторов запас на год-полтора работы, так что в ближайшее время мы не ожидаем значительных проблем, связанных с выходом оборудования из строя», – пояснили в ведомстве.
Кроме того, в Минцифре сообщили, что ведут работу в части импорта из дружественных стран и в части развития своего производства. «Второй путь приоритетный, и именно на него направлены основные усилия», – говорят в министерстве, добавляя, что существуют «объективные сложности с быстрым развертыванием высокотехнологичных производств».
Вероятно, ставка в собственном развитии будет сделана на «островизацию» России в части технологий. В частности, такой сценарий развития РФ рисует спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Он считает такой сценарий наиболее вероятным для РФ на ближайшие 10–15 лет. Песков пояснил, что под термином «островизация» должен пониматься вариант, когда каждая страна в мире будет развивать свой технологический суверенитет. Он подразумевает разделение крупных техноэкономических блоков, сворачивание глобализма и конец глобальной системы безопасности прошлого века. «То есть страны, все крупные техноэкономические блоки захотят производить еду, лекарства и все остальное на своей территории. Это то, что происходит прямо сейчас», – пояснил он. По его мнению, «островизация» станет ключевым приоритетом для США, Китая и, возможно, Индии.
Также спецпредставитель президента назвал основные вызовы, с которыми придется столкнуться России на пути создания «собственного острова». Это, в частности, развитие собственного технологического блока.
При этом с производством более сложного оборудования РФ испытывает существенные проблемы. Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Масух на заседании комитета РСПП во вторник отметил, что если ситуация с отечественным программным обеспечением (ПО) еще более-менее приемлемая, то с «железом» все очень плохо». Так, в настоящий момент в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных включено более 13,5 тыс. программных продуктов, при этом в реестр отечественной радиоэлектронной продукции включено всего 2 тыс. наименований, рассказал Масух. В этот список входит вся продукция, включая фены и специализированные холодильные установки (см. «НГ» от 07.06.22).
Россия пытается производить собственное «железо», однако после введения санкций в связи с началом спецоперации в Украине перспективы по этому направлению заметно ухудшились. В частности, отечественные процессоры «Байкал» и «Эльбрус» до недавнего времени производили не в России, а на тайваньской фабрике TSMC. Из-за санкций она прекратила поставку чипов в Россию.
Обсуждается перенос производства процессоров «Эльбрус» на завод «Микрона» в Зеленограде. Однако российский чипмейкер отстает от TSMC в плане освоенных техпроцессов – современные 16-нанометровые «Эльбрусы» он выпускать не в состоянии. IT-отрасль считает такой переход «большим шагом назад». Председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко не исключал, что процессоры «Эльбрус» и «Байкал» могут «тихо умереть» подобно браузеру «Спутник».
Не вполне понятно, как РФ будет запускать собственные высокотехнологичные производства, если страна до недавнего времени обладала низким уровнем локализации практически любой техники. В частности, в РФ фактически нет своих самолетов, высокая доля зависимости от импорта наблюдается в железнодорожном и автомобильном транспорте.
Так, до недавнего времени 93% иностранных самолетов обеспечивали практически все пассажирские перевозки в стране. 60% рынка занимают при этом самолеты Airbus и Boeing. Позиционирующийся как российский самолет Superjet 100 – имел высокую долю иностранных компонентов, в поставке которых было отказано в конце марта в связи со спецоперацией РФ в Украине. В Минпромторге в ответ лишь заверяли, что импортных запчастей для его обслуживания, несмотря на санкционные ограничения, хватит «на значительное время».
Власти также обещали, что российский самолет МС-21 к 2022 году будет на 97% состоять из отечественных компонентов. Теперь эти сроки сдвинуты на 2024 год (см. «НГ» от 26.05.22).
Существенная зависимость от иностранных компонентов наблюдалась и в автомобильном производсвстве. Теперь уже бывший президент АвтоВАЗа Николя Мора признавал, что уровень локализации автомобилей Lada сейчас составляет от 50 до 90% в зависимости от модели.
Российские власти проблему признают и обещают со временем решить.
Может ли страна совершать технологический рывок на старом, изношенном оборудовании – большой вопрос. В РФ продолжает нарастать износ основных фондов – то есть полная или частичная потеря стоимости и эксплуатационной пригодности оборудования, зданий, инфраструктуры. В среднем по всем секторам экономики доля износа основных фондов составляет 40%. И что примечательно, по 2018 год доля износа основных фондов все же постепенно снижалась, однако с 2019 года опять начала расти.
Но средний показатель маскирует гораздо более серьезное отставание в отдельных секторах. Так, степень износа основных фондов в добыче полезных ископаемых составила 58% в 2021 году. На транспорте степень износа основных фондов превышала – 61%. В обрабатывающих производствах износ составляет 51%. Степень износа основных фондов в строительстве составляет 51,6%, при этом оборудование для строительства изношено на 60%.
Особенно печально на фоне обещаний технологического рывка выглядит степень износа фондов в области информации и связи – почти 60%. Причем оборудование в отрасли оказывается изношенным более чем на 66%, говорится в сводках Росстата. Если смотреть по отдельным сегментам, то в сфере телекоммуникаций, информационных технологий и разработке компьютерного и программного обеспечения износ оборудования составляет 64%. А в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий – колоссальные 99%.
У России хроническая болезнь – старые и изношенные фонды, соглашаются эксперты «НГ». «Проблема также и в крайне низком темпе обновления оборудования. В стране довольно низкая производительность труда, не потому что мы мало работаем, а потому что работаем на старом оборудовании», – говорит директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович.
«Основные средства в России не просто изношены, они по факту на ладан дышат. А те, что еще «дышат», часто не способны производить конкурентоспособную продукцию», – добавляет владелец компании «Капитал» Николай Пальченко, отмечая, что такая картина наблюдается абсолютно во всех сферах экономики. Он считает, что проблему износа основных средств в условиях санкций в ближайшем будущем придется решать параллельным импортом и «креативными логистическими решениями».
Эксперт считает, что сегодняшняя деградация технологий – следствие экономической модели государства. «В России было решено не готовить «людей творческих», а воспитывать «квалифицированных потребителей», которые ничего не будут изобретать сами, а «пользоваться плодами трудов других людей». Ровно тоже самое мы сделали в сфере НИОКР. Мы «оптимизировали» расходы на науку, позакрывав институты и конструкторские бюро, с тем чтобы все необходимое покупать за рубежом. За что и поплатились», – рассуждает Пальченко.
При этом Россия сегодня сильно отстает в сфере IT-технологий, признают аналитики компании «Фридом Финанс». «Процесс импортозамещения там выполнен лишь на 25%, а к 80% уровень замещения приблизится лишь через два-три года», – говорят они. Ввоз микроэлектроники и чипов через третьи страны будет особенно актуален для данной отрасли, а также и для сферы машиностроения. Однако компенсировать свое отставание от Запада в этой сфере быстро не удастся.