Инвестиции в социальную сферу – беспроигрышная антикризисная стратегия. Фото Виктора Бартенева/PhotoXPress.ru
Региональные бюджеты закончат 2022-й с большим дефицитом. Доходы региональных властей останутся примерно на уровне прошлого года, а расходы – существенно увеличатся, прогнозируют экономисты в новом отчете о состоянии региональных финансов. Большинство регионов получают поддержку федерального Центра, который уже начал перестройку всего бюджетного процесса. Эксперты «НГ» надеются, что Минфин РФ сможет подготовить новые правила формирования доходов и расходов в июле 2022 года.
Депутаты Воронежской областной думы в среду усовершенствовали инвестиционное законодательство региона: теперь проекты по модернизации действующих производств могут рассчитывать на увеличение срока освобождения от уплаты налога на имущество с 3 до 5 лет, по примеру тех, кто реализует особо значимые инвестиционные проекты, направленные на создание новых производств.
Снижение налогового давления на бизнес одновременно сокращает и текущее поступление бюджетных доходов. Власти, однако, рассчитывают на отдачу своих стимулирующих мер в будущем.
По данным Росстата, в первом квартале инвестиции в основой капитал якобы выросли в реальном выражении на 12,8%. А объем инвестиций составил почти 4 трлн. руб – это на 25,8% больше, чем годом ранее.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв советовал не ожидать катастрофических сценариев, а в ответ на технологическое давление Запада более эффективно использовать доступные ресурсы для поддержки экономической активности. К действиям в этом направлении он относит поддержку объемов жилищного, социального и инфраструктурного строительства, использование ресурса доступности энергетических и других ресурсов.
У правительства уже есть поручение президента Владимира Путина представить предложения по новой конструкции бюджетных правил до конца июля. «Уже началась работа над федеральным бюджетом на ближайшую трехлетку», – сказал он. Министр финансов Антон Силуанов ранее рассказывал, что ключевым в новом подходе станет «бюджетное стимулирование», но при фиксации определенного уровня стоимости нефти, как в прежней, устаревшей конструкции.
Пока Минфин думает над новой конструкцией бюджета, правительство предпринимает самые очевидные антикризистные меры, для которых в казне уже имеются ресурсы или которые вообще не требуют значимого увеличения госрасходов. Накануне премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, по которому дополнительные средства на строительство детских садов с ясельными группами будут направлены в Башкирию, Московскую, Амурскую и Калининградскую области.
Центр, судя по некоторым сигналам, даже начал отставать от инвестиционных запросов регионов. В рамках инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) Минстрой получил заявок на реализацию проектов кратно больше, чем имеется средств на эти цели, сообщил первый замминистра строительства и ЖКХ Александр Ломакин. «Средств не хватает. По инфраструктурным бюджетным кредитам у нас одобрено 1 трлн руб., а собрано заявок на сумму более 2 трлн», – сказал он.
Меры правительства по стабилизации финансовой ситуации значительно улучшили ожидания экспертов относительно состояния региональных бюджетов в мае по сравнению с мартом, но общий прогноз остается негативным, говорится в отчете Института Гайдара (прогноз подготовлен по итогам опроса с 16 по 20 мая 2022 экспертов из РАНХиГС, Счетной палаты, аппарата Госдумы, НИФИ при Минфине России, других министерств и ведомств).
Эксперты существенно скорректировали свои прогнозы в сторону улучшения по сравнению с мартовским опросом. Вместо ожиданий по сокращению доходов на 5% они оценивают как наиболее вероятный сценарий сохранения доходов на уровне 2021 года и одновременного более быстрого роста расходов – на 7%, или на 1,2 трлн руб., до уровня в 18,1 трлн руб.
«На мой взгляд, состояние региональных бюджетов будет зависеть не только от санкций и состояния экономики в среднесрочной перспективе, но и от специфики регионов, и в частности от состояния развития регионального хозяйства, – сказала «НГ» профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Джанджугазова. – Хорошие доходы получат сельскохозяйственные и курортные регионы из-за короткого производственного цикла и высокого спроса на туристский и курортный продукт. Возможно, смогут сохранить стабильные показатели доходов регионы, где производство уже адаптировалось к санкциям или же бизнесы смогли справиться с логистическими проблемами. Сложно будет регионам, которые попали под каток санкций, их производство будет переживать трудности. Отчасти сюда можно отнести регионы с развитым машиностроением и автопромом. Во всех регионах расходы будут расти, так как необходимо будет поддерживать производственные цепочки и социальные программы».
«Пока что в регионах бюджетная ситуация не выглядит угрожающей, несмотря на опасения падения доходов, – сказала «НГ» замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова. – Например, налоговые органы за январь–апрель этого года обеспечили поступление в бюджеты всех уровней на 36,2% больше поступлений, чем в таком же периоде прошлого года, то есть дополнительные поступления составили 3,1 трлн руб. И хотя из этих средств 2,1 трлн руб. приходится на федеральный бюджет, это говорит в том числе и о приросте доходов на субфедеральном уровне. Во многих регионах, согласно оперативным данным, по состоянию на начало июня сохраняется профицит бюджета (даже при том, что бюджеты ряда регионов были изначально спроектированы с дефицитом)».
«Основная особенность бюджетной конструкции нынешнего, 2022 года – приостановка действия бюджетного правила, то есть для поддержки экономики в условиях ожидаемого спада все дополнительные нефтегазовые доходы будут направляться на финансирование текущих расходов. Сохранится ли эта конструкция в 2023 году – пока не вполне понятно, – сказала «НГ» руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая. – Из вторничного поручения Путина правительству можно сделать вывод, что поставлена задача определения новой конструкции бюджетных правил. С одной стороны, сейчас из-за санкций государству стало невозможно продолжать накапливать резервы в наиболее ликвидных и надежных международных валютах, с другой – в период структурной трансформации экономике нужны инвестиции, и значительная часть накоплений может вкладываться в инфраструктурные проекты. С учетом неравномерной ситуации с региональными бюджетами (могут сильно пострадать бюджеты регионов с высокой долей автомобильной промышленности, металлургии, угольной промышленности) может усилиться переток средств из федерального бюджета в региональные в виде бюджетных кредитов и трансфертов».
«Необходимо учитывать, что состояние региональных бюджетов в значительно большей степени зависит от положения бизнеса, чем это характерно для федерального бюджета, - говорит Кононова. - Например, в 2021 году более половины доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ зависело от двух налогов: налога на прибыль (на него приходилось 25,8% их суммарных доходов) и НДФЛ, поступления которого в высокой степени зависят от компаний-работодателей (27,3% суммарных доходов). И в этом смысле опасения относительно сокращения доходов региональных бюджетов отнюдь не беспочвенны. Помимо того, что разрыв производственных цепочек и перебои с международным поставками осложняют положение компаний-налогоплательщиков и могут действительно сократить налоговую базу, ситуацию усложняют еще и жесткие бюджетные ограничения регионов. Расходные обязательства региональных бюджетов не становятся меньше, а вот их возможности поддержать своих налогоплательщиков, предоставить им стимулы для развития, остаются весьма ограниченными. И в этом смысле региональные бюджеты могут оказаться «заложниками» экономического спада, смягчить который многие из них не могут. Пока что есть лишь отдельные примеры более «обеспеченных» регионов, которые объявляют о собственных программах поддержки бизнеса (например, Москва). Для большинства же регионов многое зависит от федеральных программ поддержки экономики, предоставления доступного финансирования и т.д. От скорости и качества реализации таких программ и будет зависеть бюджетная ситуация во многих регионах к концу года».
В нынешних условиях приоритетным для региональных бюджетов должно стать исполнение расходов, причем не только критически важных, таких как социальные расходы, но и капитальных затрат, расходов на реализацию региональных программ развития, а вовсе не сведение бюджетов с профицитом, считает Кононова. «Такой «технический» профицит уже был достигнут во многих регионах в 2021 году, (тогда профицит имели консолидированные бюджеты 66 субъектов из 85), однако он формировался в том числе на экономии на расходах, и в итоге не привел к масштабному развитию региональных экономик. Сейчас эти остатки средств, накопленные в прошлом году, могут и должны быть направлены на поддержку экономики, стимулирование ее развития», - говорит она.