Поставки российской нефти через порт Козьмино продолжают увеличиваться. Фото с сайта www.kozmino.transneft.ru
Экспорт российской нефти через порт Козьмино в Японском море стремительно увеличивается и установит уже в июле исторический рекорд. Новый рекорд могут установить и мировые цены на нефть, которым в среду иностранные эксперты предсказали новый взлет до уровня в 150 долл. за баррель.
Европейские санкции против российской нефти заставили увеличить поставки через восточные регионы страны. Особенно быстро увеличивается экспортный поток нефти через порт Козьмино, через который будет отправляться на экспорт до 900 тыс. барр. в сутки (барр/сут). Но, несмотря на рост интереса азиатских покупателей к российским углеводородам, полностью заменить западное направление экспорт на Восток не сможет, уверены эксперты. Основная причина – протяженность маршрутов и слабое развитие инфраструктуры.
Перенаправление поставок российской нефти из Европы грозит поднять котировки до 150 долл. за баррель в самые ближайшие месяцы, уверены аналитики.
Цены на нефть остаются высокими и, вероятно, будут повышаться и дальше. В среду стоимость августовских фьючерсов на нефть марки Brent превышала 120 долл. за баррель. И эксперты, и представители отрасли ожидают дальнейшего роста котировок. Так, глава компании Trafigura, одного из крупнейших в мире независимых нефтетрейдеров, Джереми Вейр полагает, мировые цены на нефть могут показать «параболическое» движение в этом году, поднявшись до рекордных максимумов и спровоцировав замедление глобального экономического роста. Имеется в виду, что на уже растущем рынке произойдет скачок цен до рекордных уровней. Вейр допускает подъем цен на нефть до 150 долл. за баррель или выше в ближайшие месяцы на фоне изменения потоков энергоносителей в связи с перенаправлением Россией нефтяного экспорта из Европы.
Аналитики Morgan Stanley прогнозируют суммарный дефицит предложения нефти на мировом рынке в объеме около 500 тыс. барр/сут во второй половине текущего года. Они также ожидают подорожания барреля нефти до 150 долл. уже в третьем квартале 2022 года.
«Если очень высокие цены энергоресурсов сохранятся некоторое время, мы увидим снижение спроса. Будет проблематично выдержать подобный уровень цен и сохранить экономический рост», – считает Вейр, напоминая, что производство нефти в РФ уже снизилось на 1,3 млн барр/сут.
Из прогноза управления энергетической информации Минэнерго США следует, что добыча черного золота в РФ снизится с 11,3 млн барр/сут в первом квартале до 9,3 млн в четвертом квартале 2023 года. Но падение добычи может оказаться и более существенным, что создает риски дополнительного подорожания черного золота.
Между тем Россия быстро адаптируется к западным санкциям и оперативно перенаправляет экспортные потоки нефти с Запада на Восток. «Российская компания «Транснефть» увеличила количество сырой нефти, перекачиваемой в Козьмино по своему основному азиатскому нефтяному маршруту, трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), на 70 тыс. барр. в сутки за счет использования химических добавок для ускорения потоков нефти», – сообщает Reuters. Таким образом, дополнительные поставки позволят Козьмино увеличить общую загрузку порта примерно до 900 тыс. барр/сут в ближайшие месяцы по сравнению с прошлым средним показателем в 750 тыс. барр/сут.
Порт Козьмино расположен в Находке и с декабря 2012 года является конечной точкой трубопровода ВСТО. Этот трубопровод соединяет сибирские нефтяные месторождения с Козьмино и Китаем по суше. Общая пропускная способность ВСТО – более 1,6 млн барр/сут. Источники Reuters заявляют, что в настоящий момент Козьмино может обрабатывать отгрузки до 1,1 млн барр/сут.
На прошлой неделе Евросоюз объявил об эмбарго для российской нефти. ЕС обещает к концу года сократить импорт нефти и нефтепродуктов из РФ почти на 90%. На этом фоне РФ планомерно наращивает поставки черного золота в Азию. Агентство Bloomberg, ссылаясь на аналитиков компании Kpler, ранее сообщало, что Азия в апреле впервые обогнала Европу по импорту российской нефти. «Совокупные поставки российской нефти для двух крупнейших покупателей в Азии – Китая и Индии – достигли рекордных значений в апреле, правда, в основном за счет увеличения закупок Индии», – подсчитали в Kpler.
Согласно расчетам агентства Bloomberg, Индия купила более 40 млн барр. российской нефти с конца февраля по начало мая, что примерно на 20% больше, чем за весь 2021 год. Согласно данным Kpler, поставки российской нефти в Индию в мае составляли около 740 тыс. барр/сут по сравнению с 284 тыс. в апреле и 34 тыс. годом ранее. Только за последнюю неделю мая в Азию танкерами было поставлено почти 80 млн барр. российской нефти. До начала спецоперации РФ экспортировала в среднем 27 млн барр. (3,7 млн т) в неделю, говорят аналитики.
Впрочем, пока нельзя сказать, что поставки российской нефти по западному направлению сильно снижаются. Так, британская газета Independent сообщает, что судоходные компании, базирующиеся в Греции, на Кипре и Мальте, увеличили транспортировку российской нефти по всему миру в последние недели, несмотря на попытки ЕС ограничить доходы РФ от продажи углеводородного сырья. И если в феврале суда перевезли 31 млн барр. российской нефти, то в мае – уже 58 млн барр. «В общей сложности суда, связанные с Грецией, Мальтой и Кипром, с февраля перевезли 178 млн барр. российской нефти на сумму 17,3 млрд долл.», – указывает издание.
В мае экспорт российской нефти и конденсата морским транспортом в среднем составил 3,6 млн барр/сут, сообщали аналитики компании Vortexa, анализируя перемещение морских грузов. «Это немного меньше, на 170 тыс. барр/сут, по сравнению с апрелем, но почти на 0,4 млн барр/сут больше, чем в среднем за первый квартал 2022 года», – указывали в компании, отмечая, что таким образом экспорт фактически вернулся к уровням 2019 года.
Говорить о полноценной переориентации на азиатские рынки пока рано: число трубопроводов и в целом логистических маршрутов в Азию значительно уступает числу маршрутов по поставке нефти в Европу, напоминают эксперты «НГ». «В то же время использовать морские маршруты из Европы не представляется возможным, а портов на востоке России, достаточно хорошо оборудованных для увеличения поставок черного золота, довольно мало», – рассказывает аналитик компании «Финам» Андрей Маслов.
Увеличение поставок через порт Козьмино он считает незначительным. «В целом поставки в порт Козьмино могут быть увеличены с 750 тыс. барр/сут до 900 тыс. По сравнению с возможными потерями в 1 млн барр/cут от частичного эмбарго на нефть в ЕС увеличение на 150 тыс. барр/сут выглядит довольно слабым решением», – подчеркивает аналитик.
Пропускная способность трубопровода ВСТО также не позволяет компенсировать потери. «На данный момент трубопровод может быть загружен до 1,1 млн барр/cут, что указывает на то, что даже при максимальной нагрузке РФ скорее всего не сможет полностью компенсировать потери от продажи нефти в Европу. А риски ужесточения санкций со стороны Запада могут привести к еще большим проблемам с перенаправлением потоков экспортной нефти, так как инфраструктура в Восточной Сибири не готова к подобным шагам», – отмечает Маслов.