Потребители решили купить про запас еще и алкоголь. Фото агентства «Москва»
На пике санкционного кризиса россияне нарастили объем покупок алкоголя. По данным «Ромира», в марте рост составил 10% к марту 2021-го. Между тем, как сообщили «НГ» в Центре исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), за январь–апрель продажи алкогольной продукции выросли на 4% год к году, что выглядит не столь грандиозно. Но в ряде случаев ощущался ажиотаж. Производители, ретейлеры, потребители ждут легализации онлайн-торговли алкоголем гарантированного качества. А пока, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), теневой алкогольный онлайн-рынок оценивается в РФ в 5–10 млрд руб., это 3 тыс. сайтов.
В среднем за год 85% россиян покупают спиртные напитки, не считая пивной продукции, сообщил исследовательский холдинг «Ромир».
«В годовой динамике март к марту (2022-й к 2021-му. – «НГ») объем покупок алкогольной продукции увеличился на 10%. По статистике один житель России покупает спиртные напитки каждые две недели», – уточнили в холдинге.
Как пояснила «НГ» директор бизнес-направления «М-Ромир» Ксения Пайзанская, алкоголь – одна из якорных категорий в портфеле потребителя в кризис. При этом, с одной стороны, для 16% потребителей, по данным холдинга, сегодня алкоголь – это способ борьбы со стрессом, но, с другой стороны, «приостановка ввоза импорта в Россию крепкого алкоголя повысила спрос на него, произошла закупка» (уточним: в марте действительно появлялись новости о решении отдельных производителей, выпускающих узнаваемые бренды, приостановить поставки продукции в Россию).
На фоне кризисных социально-экономических тенденций спрос на алкоголь не мог не подскочить, следует из комментария директора ЦИФРРА Вадима Дробиза. Срабатывают примерно те же установки, что и при закупках сахара либо крупы.
На это же указывают и социологи. «Спрос на алкоголь весной мог возрасти в первую очередь в связи с ажиотажными покупками и страхом, что импортная продукция пропадет, – сказала «НГ» директор проектов фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова. – Во-вторых, люди закупались впрок для того, чтобы опередить инфляцию. И в-третьих, кризисные ожидания тоже сработали. Как раз в марте был пик тревожности, люди ожидали масштабного экономического кризиса, сравнимого с 90-ми, а в ситуации такого кризиса, как многие помнят, алкоголь и в частности водка были своего рода валютой».
Как уточнил Дробиз, хоть продажи и выросли, но все же не грандиозно, если ориентироваться, например, на данные за январь–апрель в годовом выражении. Так, в целом продажи алкогольной продукции за этот период увеличились примерно на 4%. «Это вся алкогольная продукция, кроме пива и пивных напитков», – уточнил эксперт.
Вина игристые и шампанское показали рост продаж примерно на 6%, а вино тихое виноградное – почти на 4%. По уточнению эксперта, как раз примерно в апреле на фоне ситуации с курсом рубля и импортом люди стали запасаться по пока еще старым ценам. «У нас половина винодельческой продукции импортная», – отметил Дробиз. В итоге, судя по его данным, если говорить про тихие виноградные вина, то в этом случае продажи дорогих качественных марок выросли заметнее – на 8%.
А как сообщил «НГ» президент группы компаний «Абрау-Дюрсо» Павел Титов, ссылаясь на продажи через торговые сети, в его случае рост продаж алкогольной продукции за первые четыре месяца этого года составил 28% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. «Безусловно, он связан с дефицитом зарубежных вин на полках магазинов, а также повышением их стоимости по сравнению с отечественной продукцией», – пояснил Титов.
Помимо этого, как сообщил Дробиз, продажи фруктового вина упали в январе–апреле год к году на 20%, а в целом вся винодельческая продукция просела более чем на 7%. «В России уже третий год подряд снижается потребление винодельческой продукции», – сказал эксперт. Связано это с ситуацией вокруг винных напитков.
Хотя в случае с крепким алкоголем продажи, судя по комментарию Дробиза, выросли прилично, и даже больше, чем обычно в кризис. Так, если говорить в целом про крепкий алкоголь, то в январе–апреле рост в годовом выражении составил почти 9%. Продажи совокупно виски, рома, джина, текилы и т.п. увеличились на 24%. По отдельным позициям динамика была такой: продажи водки выросли на 7%, виски – на 16%. Наконец, слабоалкогольные напитки показали рост в два раза.
«Ромир» выявил высокий запрос в обществе на внедрение легальных онлайн-продаж алкоголя: более 60% россиян хотели бы, чтобы появилась возможность онлайн-заказа и доставки алкогольных напитков. Потребители ждут такой услуги от специализированных ретейлеров, крупных продуктовых магазинов, онлайн-маркетплейсов.
В профильных ведомствах подчеркнули: согласно законодательству, дистанционная продажа алкогольной продукции, в том числе в интернете, запрещена. «Вместе с тем в настоящее время обсуждается реализация эксперимента по продаже российского вина дистанционным способом «Почтой России», – сообщили в пресс-службе Росалкогольрегулирования.
В пресс-службе Минфина подтвердили: «В этом году планируется начать проведение эксперимента с «Почтой России» по осуществлению розничной продажи вина, крепленого вина, игристого вина, произведенных из винограда, выращенного на территории России». В министерстве добавили, что «в настоящее время законопроектом о проведении эксперимента использование маркетплейсов не предусмотрено; возможность использования маркетплейсов будет прорабатываться в ходе его проведения».
Как сообщил «НГ» президент АКИТ Артем Соколов, со снятием регуляторных ограничений для интернет-торговли, отсутствующих в обычной рознице, то есть снятием запрета на онлайн-торговлю алкоголем, «связаны сегодня большие ожидания всей отрасли, в том числе продуктового сегмента».
Производители тоже считают перспективной идею легализовать онлайн-торговлю. «Продажи через интернет считаем очень перспективным направлением, однако при обязательном условии возможности верификации потребителя по возрасту», – сказал Павел Титов.
«Алгоритмы работы онлайн-ретейлеров в целом позволяют реализовывать эту товарную группу, соблюдая все требования законодательства, однако еще требуется разработка новых нормативных актов и новые технологические подходы, – отметил Соколов. – В частности, понадобится полная интеграция с современными информационными системами ЕГАИС и ЕСИА».
Как уточнил Соколов, алкогольная продукция – практически единственная категория (остаются еще рецептурные лекарства), которую сейчас нельзя легально заказать с доставкой на дом. «Между тем, по разным подсчетам, нелегальный оборот алкоголя в интернете оценивается в сумму от 5 млрд до 10 млрд руб., а общее количество ресурсов, предлагающих онлайн эту категорию, насчитывает около 3 тыс. сайтов», – сообщил он.
Этот теневой рынок находит разные способы обойти закон. «Например, алкоголь может быть представлен как предмет залога, как подарок при покупке незначительных товаров, то есть используется любая возможность реализации, не предусматривающей официальную куплю-продажу, – пояснил Соколов. – Понятно, что покупатели при этом не осознают, что за заказами стоят нелегальные организации, которые не несут никакой ответственности за качество продукции».
«Большинство существующих способов продажи через интернет нелегальны и незаконны, соответственно потребители несут определенные риски: они не застрахованы от покупки контрафакта или продукции, которая хранилась в ненадлежащих условиях», – отметил Павел Титов. «Пока покупки в онлайн-канале не осуществляются в России, только с помощью самовывоза из торговых сетей», – пояснила «НГ» и Пайзанская. Отдельные маркетплейсы уже предлагают возможность онлайн-бронирования алкоголя с самовывозом из лицензированных винотек (оплата заказа происходит непосредственно в магазине, перед демонстрацией витрины ретейлер запрашивает возраст пользователя).
«На наш взгляд, снятие регуляторных ограничений этой товарной группы будет самой действенной мерой для сокращения неконтролируемого оборота: покупатели получат гарантии доставки качественной продукции, а теневой рынок вытеснят легальные добросовестные производители», – добавил президент АКИТ.
«Дистанционная продажа алкоголя разрешена во всех развитых странах, включая государства Северной Европы с жесткой антиалкогольной политикой, – продолжил управляющий директор Ozon Сергей Беляков. – Современные IT-решения позволяют полностью прослеживать и контролировать путь товаров до конечного покупателя, включая проверку возраста, время и место продажи. Крупные онлайн-площадки, в том числе маркетплейсы, смогут полностью обеспечить прозрачность и законность процесса».При этом, по его словам, в условиях сокращения ассортимента зарубежного алкоголя снятие запрета на онлайн-продажи алкоголя «поможет в том числе небольшим российских производителям вина получить доступ к широкому рынку сбыта с уже выстроенной логистикой с помощью маркетплейсов». А потребителям станет доступен максимально широкий ассортимент винодельческой продукции, что «стимулирует более конкурентное ценообразование в сегменте». «Кроме того, потребители будут лучше защищены от контрафакта, чем сегодня при нелегальной покупке в интернете», – добавил Беляков.
И еще один важный аспект. Как сообщил Соколов, «возможность покупать алкоголь в интернете не влияет на увеличение его потребления – этот факт подтверждает опыт стран, где давно легализована его онлайн-продажа: там просто произошло перераспределение потока потребителей из одного канала продаж в другой, то есть у потребителей появился максимальный выбор комфортного для себя способа совершать покупку». Вадим Дробиз уточнил, что услуга онлайн-доставки скорее всего наиболее востребованной станет у более обеспеченных потребителей.