Фото freepik.com
Налоговые послабления и списание части налогов – самая востребованная у российских предприятий форма антикризисной поддержки. Об эффективности этой меры говорят более половины опрошенных бизнесменов. Новый пример налоговых послаблений демонстрирует в настоящее время Китай, который пытается стимулировать активность после серии жестких карантинов. Пекин объявил о возврате ранее уплаченного налога на добавленную стоимость (НДС). Казна вернет предприятиям в рамках стимулирующих мер более 240 млрд долл. Применение китайского опыта в РФ позволило бы нарастить оборотные средства для малого и среднего бизнеса, что стимулировало бы их экономическую активность.
Российский бизнес надеется на более существенную антикризисную поддержку государства. Одно из последних предложений: признать саморегулируемые организации (СРО) участниками госзакупок, наделив их правом опротестовывать действия заказчика. С таким предложением, в частности, выступил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Но основные требования бизнеса сегодня сосредоточены вокруг налоговой системы. Избыточное налоговое давление испытывает большая часть предпринимателей. Около 40% российских бизнесменов сообщили, что фактическая налоговая нагрузка для них за последний год выросла. Этот факт отмечается в материалах мониторинга состояния российского бизнеса, проведенного аппаратом бизнес-омбудсмена совместно с Институтом экономики роста им Столыпина.
О пользе налоговых послаблений и списания части налогов говорят почти 53% опрошенных предпринимателей. Почти половина компаний считают правильным снижение страховых взносов до 15%. Почти каждый четвертый говорит о необходимости заморозки тарифов естественных монополий, а каждый пятый видит решение в отказе от взимания недоимок, штрафов и пеней, начисленных до 1 января 2022 года, следует из исследования.
И необходимо не просто ослаблять налоговое давление, а проводить масштабную налоговую реформу и переустройство экономики, подчеркивали бизнес-лоббисты. (см. «НГ» от 31.05.22).
В Китае для стимулирования своей экономики выбраны новые налоговые инструменты. В этом году возмещение налога на добавленную стоимость в Китае достигнет 1,64 трлн юаней то есть свыше 244 млрд долл., сообщил представитель Минфина КНР Оу Вэньхань. При этом налоговые возмещения получат новые группы компаний: предприятия оптовой и розничной торговли, сельского хозяйства, общественного питания и гостиничной сферы. Китайские чиновники обещают, что малый бизнес сможет воспользоваться средствами возмещения до 30 июня. С апреля по конец мая объем возмещения НДС в Китае уже составил около 1,34 трлн юаней
Ответы респондентов на вопрос о том, что еще должно сделать правительство
в качестве мер поддержки бизнеса. Источник Институт экономики роста им Столыпина |
Возмещение НДС власти Поднебесной проводят в рамках мер по стабилизации экономики страны. Пакет антикризисных мер включает более трех десятков пунктов фискальной и денежно-кредитной политики, инвестиций, продовольственной и энергетической безопасности.
Технологии косвенного возврата налогов действуют и в РФ в форме налоговых вычетов. В России в конце марта принята новая норма о том, что все компании, не находящиеся в процедуре банкротства или процессе реорганизации либо ликвидации, смогут пользоваться заявительным порядком возврата НДС, позволяющим вернуть или зачесть сумму налога еще до завершения камеральной проверки поданной декларации. В рамках заявительного порядка компаниям не придется предоставлять банковскую гарантию или поручительство, если заявленная к возмещению сумма не превышает сумму налогов и страховых сборов за предыдущий год. Если сумма больше, то потребуется банковская гарантия или поручительство. «Сейчас делаем эту норму на два года, потом посмотрим, как она будет работать у нас», – говорил глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров. Глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров заявил, что бизнес теперь сможет вернуть налоги в объеме около 80 млрд руб. в среднем в течение восьми дней с даты представления соответствующего заявления.
Но эксперты видят и недостатки работы без банковских гарантий. Ведь риски хищения бюджетных средств могут увеличиться.
Эксперты «НГ» считают, что опыт Китая по возмещению НДС можно было бы использовать и в российской практике для поддержки субъектов малого предпринимательства. Правда, не все предприятия этот налог уплачивают. Те, кто не платит НДС, соответственно не имеют права на его возмещение. Так что при прочих равных условиях неуплата НДС ведет к увеличению себестоимости продукции, объясняет профессор Финансового университета Любовь Гончаренко.
Одна из главных налоговых мер по налоговому стимулированию экономики – это возмещение НДС, соглашается доцент РЭУ им. Плеханова Равиль Ахмадеев. Он считает, что применительно к РФ такой механизм возврата НДС из бюджета особенно актуален для экспортеров. «При экспорте организации реализуют товары за пределы территории РФ с применением НДС по ставке 0%. В свою очередь, по приобретенным ими внутри страны товарам (работам, услугам) применяется стандартная ставка 20% или льготная 10%. Поскольку НДС уплачивается организациями в бюджет по итогам каждого квартала в виде разницы между суммами НДС по реализованным товарам и приобретенным (налоговые вычеты), то экспортерам необходимо постоянно подтверждать ставку 0%, применяя заявительный механизм возмещения НДС по налоговым вычетам», – поясняет он. Эксперт считает, что недавнее расширение механизма заявительного порядка возмещения НДС из бюджета позволит компаниям высвободить собственные оборотные средства и направить их на свое развитие.
НДС в Китае является одним из мощных инструментов стимулирования внутреннего производства, отмечает член генерального совета «Деловой России» Борис Кац. «В России на сегодняшний день налоговая система стимулирует вывоз из страны сырья и категорически не стимулирует экспорт готовой продукции», – говорит он, отмечая, что изменение в НДС стимулирует развитие переработки внутри страны. «Однако нельзя считать, что это изменение будет мгновенным. От изменений налогов до начала работы новых предприятий пройдет несколько лет», – прогнозирует он.
Россия может поучиться у Китая не только процедурам администрирования НДС, но и оперативности управления налоговыми ставками, считает директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. «С начала пандемии ключевая ставка НДС в Китае была снижена с 19 до 13%. Столь радикальное снижение ставки НДС в России сегодня невозможно по объективным причинам. Но на следующий бюджетный период вполне можно рассмотреть возможность возврата НДС к предыдущему уровню в 18%, а по социально значимым группам – к пятипроцентному уровню», – рассуждает он.
«По текущим правилам в Китае два типа НДС. Один обычный (как в России, по которому можно получить зачет входящего налога), второй – НДС для малых предприятий в 3%, по которому получить зачет нельзя. Вот этот НДС для малых и предлагается разрешить засчитывать», - рассказывает советник Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.
По его мнению, для малых предприятий Китая, которых в Китае большинство, это очень хороший налоговый стимул. «Тем более что с прошлого года в стране в целом реализуется программа снижения налоговой нагрузки. За счет нее налоговая нагрузка в Китае уже снизилась до15 % от ВВП», - продолжает эксперт.
В России этот опыт напрямую неприменим, говорит Свириденко. «Но вот в целом создание единой понятной налоговой системы для МСП со стимулированием приоритетных отраслей посредством очень комфортных налогов как раз и стало бы аналогом китайских мер», - рассуждает он.