Танкеры все еще перевозят нефть из России, и это ЕС очень не нравится. Фото Reuters
Введение седьмого пакета санкций Евросоюза против России возможно уже в этом месяце. Саммит ЕС, который состоится 23–24 июня, будет посвящен в том числе экономическим вопросам. Часть стран Евросоюза настаивают, чтобы в новый пакет было включено и эмбарго на поставку газа из РФ. Но скорее всего этого не будет.
Точная дата принятия седьмого пакета санкций неизвестна. Судя по прежнему темпу работы ЕС, согласование и подготовка санкционного пакета у него отнимают от одного месяца до двух. Таким образом, первая дата, когда возможно принятие новых рестрикций, – это ближайший саммит ЕС. Он пройдет 23–24 июня. Главной темой обсуждения на нем должна стать Украина. Ее президент Владимир Зеленский настаивает на том, чтобы стране был предоставлен статус кандидата на вступление в ЕС. Соответствующую заявку Украина уже подала.
Юридически статус кандидата в члены сам Евросоюз ни к чему не обязывает (Турции, например, он был предоставлен еще в 1999 году, и на этом дело о ее евроинтеграции заглохло), однако все же создает политические обязательства перед страной, которая его получила. Объединенная Европа, пусть и на уровне декларации, признает Украину своей потенциальной частью. Именно это, по-видимому, и пугает ЕС. В нем нет единства по поводу предоставления Украине статуса кандидата, да еще в июне. Германия выступает за, что подтвердила министр иностранных дел Анналена Бербок. Франция, Нидерланды и Австрия настроены скорее против, чем за.
В этих условиях предоставление в июне Украине статуса кандидата на вступление в ЕС становится проблематичным, а вероятность принятия нового пакета санкций, чтобы «подсластить пилюлю» Киеву, напротив, повышается. Работа над ним началась, еще когда шла разработка шестого пакета. Это, в частности, подтвердил 31 мая в Брюсселе в кулуарах заседания Совета ЕС канцлер Австрии Карл Нехаммер. Он сообщил журналистам, что «эмбарго на газ не будет обсуждаться и в рамках следующего санкционного пакета». Эту позицию он объяснил тем, что российский газ в отличие от нефти Европе труднее заместить.
Действительно, газовое эмбарго, по идее, должно нанести более сильный удар по российской экономике, чем нефтяное, хотя бы потому, что газопроводов, способных перебросить сопоставимые объемы голубого топлива в Китай и Индию, в России не существует. Однако и зависимость Европы от российского газа так же велика. Тем не менее ряд стран ЕС безо всякого эмбарго уже отказались от него. Российский газ не поступает в Финляндию и Польшу. Возможно, в следующем году от него полностью откажется Болгария. Наконец, с апреля российский газ не получают Литва, Латвия и Эстония. Именно эстонский премьер-министр Кая Каллас заявила о том, что в седьмом пакете должно обязательно быть газовое эмбарго. Правда, она же сама выражала сомнение в том, что это возможно.
Более реалистичной представляется точка зрения премьер-министра Бельгии Александра Де Кро, который призвал сделать паузу в принятии энергетических санкций против РФ с тем, чтобы посмотреть, какой они приносят эффект. «На сегодняшний день непонятно, как будет работать шестой пакет. В этих условиях, если скорое, уже в этом месяце, принятие седьмого пакета все же состоится, то он, вероятнее всего, будет в усеченном виде», – предположил в комментарии «НГ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. Тем не менее лоббисты именно быстрого и максимально радикального нового пакета в Евросоюзе есть, о чем напомнил в интервью агентству PAP замминистра иностранных дел Польши Павел Яблонский.
«Санкции должны стать еще более жесткими в отношении газа, который Россия все еще может продавать, в отношении всех российских банков и отключения их от системы SWIFT. Я говорю прежде всего о Газпромбанке. Также необходимо ввести эмбарго на технологии, которые еще могут поставляться в Россию и использоваться в промышленности», – сказал он. Необходимость перехода к газовым санкциям их сторонники обычно объясняют тем, что практически все возможные рестрикции Запад против России уже ввел. Осталась финальная жесткая мера.
В любом случае, если новые санкции и примут в таком радикальном варианте, для их воплощения в жизнь потребуется время. Пока в ЕС даже осуществление шестого пакета сталкивается с немалыми трудностями, о чем с возмущением пишет европейская пресса. В частности, большой резонанс получил отчет антикоррупционной группы Global Witness, опубликованный газетой Independent. Из него следует, что танкеры компаний из Греции, Кипра и Мальты с 24 февраля каждый месяц увеличивали объемы перевозок российской нефти, почти удвоив их за несколько месяцев. Остановка перевозок сопряжена со значительными юридическими трудностями, учитывая, что прямой запрет на страхование и перестраховку российской нефти и нефтепродуктов в третьи страны шестым пакетом санкций не предусмотрен. Правда, там есть запрет на финансирование и оказание финансовой поддержки таким перевозкам. Это должно включать в себя и страхование. Как бы то ни было, не решив юридических сложностей с Грецией, Кипром и Мальтой, ЕС вряд ли приступит к новым, более жестким энергетическим санкциям.