Ни санкции, ни высокие цены теоретически не мешают развитию сети дорог в РФ. Фото с сайта www.mintrans.gov.ru
Россия не будет сокращать планы инфраструктурного и дорожного строительства из-за санкций и увеличения себестоимости. План ремонтов дорог перевыполняется, рапортуют чиновники и просят возложить на них повышенные обязательства. Вице-премьер Марат Хуснуллин предлагает сдвинуть планы сдачи объектов на более ранние сроки. Он обещает привести к нормативному состоянию еще больше российских дорог при дополнительном финансировании в 13 трл руб.
Необходимо синхронизировать строительство дорог в России с развитием логистики, сказал президент Владимир Путин в четверг на совещании по развитию дорожного строительства. «Важно, чтобы строительство и ремонт дорог были синхронизированы с развитием логистических коридоров, включая международные», – сказал он.
Он также отметил, что «постановка и выполнение задач инфраструктурного развития на длительную перспективу имеет целый ряд позитивных эффектов». В частности, по его словам, подрядчики получат долгосрочные заказы, что позволит им более четко планировать свою деятельность и, следовательно, снизить стоимость работ. «Во всяком случае, я очень на это рассчитываю», – подчеркнул Путин. Он напомнил, что на прошлой неделе состоялось совещание по южным транспортным коридорам. «В дальнейшем детально рассмотрим ход работ на восточном направлении», – сказал Путин.
Именно ограничения в логистике стали основной причиной сокращения ВВП России в апреле на 3%, заявил в четверг министр экономического развития Максим Решетников. (Правда, сбои и запреты поставок, разумеется, никак не связаны с состоянием дорожного полотна в РФ.) В строительстве, которое слабо зависит от импорта, наоборот, отмечен рост, и весьма существенный – на 8%. Об успехах в строительстве и обустройстве дорог президенту в четверг рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин, представивший проект нового пятилетнего плана. По его словам, правительство планирует обеспечить за это время опережающее исполнение целевых показателей, приведя в порядок около 85% дорожной сети в России.
«По паспорту безопасности качественных дорог этот показатель должен был достигнут в 2024 году. Но благодаря тому опережающему финансированию и той системной работе, которую нам удалось развернуть за последние годы, мы считаем, что мы, за исключением восьми регионов, в 2023 году выполним этот показатель. А те регионы, в которых была низкая база в силу разных причин, мы постепенно за пять лет приведем в порядок», – уточнил Хуснуллин.
Он добавил, что к 2027 году предлагается «подтянуть к 85%» 138 тыс. км, из которых 63% – федеральные дороги и 75% – региональные. Это необходимо для создания комплексной, законченной системы дорог, отметил чиновник. При этом общий объем финансирования программы составит около 13,2 трлн руб. По итогам в стране будет построено и реконструировано около 4 тыс. км дорог.
Также Хуснуллин подчеркнул, что еще 3 тыс. км дорог расширят с двух до четырех полос. Кроме того, планируется отремонтировать 110 тыс. км дорог, включая 650 мостовых сооружений. Ранее Хуснуллин отмечал, что благодаря ударным темпам дорожного строительства в 2025 году около 72% опорной дорожной сети страны будет приведено в нормативное состояние.
В апреле министр транспорта Виталий Савельев рассказывал, что в 2022 году в России построят и реконструируют 228 км федеральных и 1598 км региональных автомобильных дорог. Капитально отремонтировать обещали 6,5 тыс. км федеральных и 16,8 тыс. региональных трасс.
Сегодня крупнейшим проектом является создание трассы М-12 Москва–Казань с выходом на Казахстан в рамках коридора Европа–Западный Китай, отметил Путин. «Как мы и договаривались, на востоке дорога будет продлена до Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска», – сказал он. И предложил, кроме строительства современного, качественного дорожного полотна, обустраивать сопутствующую инфраструктуру: открывать заправки, места отдыха, устанавливать вышки связи, создавать площадки для объектов сервиса, где может развернуть свою активность малый бизнес.
По сути, президент озвучил проблему трассы М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом, которая была флагманом строителей, а теперь проклинается водителями, не видящими на ней ни комфорта, ни нужного количества АЗС.
Задуматься о проблемах отрасли есть время и у водителей, простаивающих в пробках вокруг городских агломераций. Например, они задаются вопросами: почему пробку на построенной еще к Олимпиаде-80 трассе от столицы до Сергиева Посада только чуть отодвинули; почему, несмотря на резкий рост числа автотранспорта, мощности дорог десятилетиями остаются прежними?
Сейчас на отечественных дорогах насчитывается около 50 млн легковых машин, а еще в 2012 году их было 39 млн. Больше стало и грузовых авто – 7 млн против 6 млн. С 2012 года автопарк увеличился на 27%. На этом фоне новый план правительства не представляется чем-то грандиозным, кардинально меняющим ситуацию в стране. И напомним, что в 2022 году в России общая протяженность автодорог составляет около 1,6 млн км, то есть к нормативному состоянию планируется за 13 трлн руб. привести менее 10% дорог. Не говоря уже о том, что само понятие норматива весьма растяжимо, а дороги в регионах и после ремонтов не всегда можно назвать гладкими, ровными и безопасными.В целом дорожное строительство находится сейчас в относительно лучших условиях, чем другие отрасли: большинство материалов для него производится в самой России, даже большая часть техники также производится отечественными предприятиями. Ранее Хуснуллин рассказывал, что большая часть применяемых дорожно-строительных материалов – отечественные, в ходе работ используются российские песок, щебень, асфальтобетон и битум, поэтому дефицита ресурсов нет. Но есть проблема роста их стоимости. Инфляция в стране в апреле была на уровне 17%, а вот, например, цена на щебень за последнее время выросла в разы. Например, при перевозке из Петрозаводска до Москвы, цены на этот материал в июне 2020 года составляли около 1,5 тыс. руб за тонну, через год равнялись уже 2 тыс., а к весне 2022-го выросли до 3,3 тыс. И такая картина по всем направлениям. Основная масса щебня перевозится по железной дороге, а там свои проблемы с логистикой. Сначала мешали сильно выросшие экспортные перевозки, стало катастрофически не хватать вагонов. Сохраняется и проблема нехватки исправных локомотивов (в 2020 году был зафиксирован исторический минимум их количества с 2014 года): если 8 лет назад их было 8 тыс., то в 2020 году – 6,5 тыс., и проблема остается.
«Применение концессии и открытых торгов участия в придорожной инфраструктуре на автобане М-12 Москва–Казань вполне оправдает повышение текущих расходов. Оптовые цены на топливо сильно не поменялись, расход нефти при производстве асфальта – тоже. Подорожала только иностранная дорожная техника, – говорит доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. – Есть смысл развивать стимулирование. Поручить регионам разработать свои предложения участия в инвестировании автотрассы и урезать бюджет. Многие процессы компании уже прооптимизировали и научились строить так, чтобы зарабатывать больше. Есть смысл отсеять застройщиков, не дающих гарантию качества дорожного полотна сторонней экспертизе. Нужно ведомство, которое будет отслеживать проведение госэкспертизы».
Нынешняя ситуация открывает возможности для развития здоровой конкуренции на внутреннем рынке исполнения работ и поставок материалов в секторе дорожного строительства, считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В контексте развития дорожного строительства весьма актуален нынешний тренд на консолидацию и сотрудничество государства с частными предприятиями. В том числе речь идет о государственно-частном партнерстве (ГЧП ) как о наиболее гармоничном и взаимовыгодном формате сотрудничества. Внутренний рынок производства и прокладки дорожного покрытия достаточно уверенно чувствует себя в условиях усиления внутренней циркуляции, поэтому нынешнее удорожание можно считать естественной и временной реакцией на некоторую неопределенность последних месяцев. Сейчас, когда ситуация постепенно стабилизируется, можно уже говорить о потенциалах отрасли на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также о корректировке динамики цен и факторах ценообразования дорожного строительства», – говорит эксперт. Работающий бизнес, в том числе дорожное строительство сейчас получает преференции, помощь от государства и даже снижение контрольной нагрузки, которая также выливается в деньги, то есть налицо факторы, которые теоретически могли бы привести к снижению цен. Как заявил Решетников, реформа контроля сократила в 2021 году административные издержки бизнеса на общую сумму от 160 млрд до 180 млрд руб. А по словам Хуснуллина, в строительной сфере после выполнения поручения президента по сокращению «снипов-хрипов» осталось около 400 обязательных требований из 11,8 тыс. Все остальные являются рекомендательными. С 1 сентября эти правила вступают в действие», – сказал Хуснуллин.
«Вероятно, мы увидим рост госрасходов на инфраструктурные проекты в ближайшее время, - сообщили «НГ» в пресс-службе Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП). - Во-первых, это будет инструментом для создания новых рабочих мест для борьбы с последствиями роста безработицы. Во-вторых, это будет попыткой перезапустить экономику и загрузить заказами промышленность. Рост цен не так очевиден, потому что те же самые металлурги столкнулись со снижением спроса на продукцию, а, значит, будут более сговорчивы по вопросам поставок для «строек века» по более комфортным для государства ценам. На первый план выйдут проекты по развитию дорожной инфраструктуры: Восточный полигон БАМ, Меридиан, расширение погранпереходов с Китаем - все те проекты, которые помогут решить проблемы «узкого горлышка». Среди потенциальных проблем строительного бума - дефицит спецтехники и комплектующих для спецтехники. Однако, на текущий момент поставки из Китая в основном решают эту проблему».
«Что касается федеральных проектов, которые непосредственно реализуются Федеральным дорожным агентством, то в настоящий момент все они выполняются четко в установленные госконтрактами сроки, а некоторые - с опережением этих сроков, - заявили «НГ» в Росавтодоре. - Правительство РФ поддерживает дорожную отрасль, из резервного фонда выделяются дополнительные средства на компенсацию затрат, возникших в связи с увеличением цен на строительные ресурсы». Так как строительством скоростной автомобильной дороги М-12 занимается, прежде всего, ГК "Автодор", вопросы по данном проекту Росавтодор рекомендовал адресовать туда.
Надеюсь, Россия не будет сокращать планы дорожного строительства, а наоборот увеличит их, так как такое строительство является сильнейшим драйвером развития экономики, - сказал «НГ» председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. - Дорожное строительство является основным аргументом в развитии неосвоенных территорий: где появляется дорога, там откуда ни возьмись появляется новая жизнь». При этом в нынешних условиях уже остановлено немало проектов промышленного строительства, которые были завязаны на поставку иностранного технологического оборудования, отмечает эксперт. Планы строительства могут быть скорректированы с учетом роста цен и, соответственно, роста стоимости проектов. Есть проекты гражданского строительства, на которых цены не поменялись, так как не все поставки заблокированы из Европы и Азии. А есть проекты, которые объективно подорожали на 30%, говорит Андриевский. «В основном проекты пока проходят стадию "заморозки" на 6 месяцев, поиск новых поставщиков и решений, но есть проекты, которые полностью отменены до появления новых обстоятельств. Например, если в проекте предполагалось использовать французское оборудование, то его инициаторы полностью остановили работу. В целом более всего французы и поляки ведут себя некорректно. А вот бельгийцы, наоборот, ищут варианты, как решить вопрос поставок, чаще всего сами организуют доставку. Так что ситуация у нас сильно зависит от страны поставщика!», - говорит он.
***
Дискуссию о будущем дорожной отрасли комментировали и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. «Инфраструктурное строительство стимулирует развитие нашей экономики. Это и логистические перспективы для бизнеса, связи между регионами, наращивание экспорта, новые рабочие места. Да и пространство возможностей для малого бизнеса тоже открывается, - отмечает «Темник». - Таким образом, Россия в ответ на внешнее давление выбирает стимулирование своей экономики. В частности, в инфраструктурной сфере».
"Мейстер" обращает внимание на заявления по еще одной важной инфраструктурной теме, которая обсуждалась в четверг - о развитии авиации:"Отечественный авиапром планирует к 2025 году поставить более 110 гражданских самолетов, а к 2030 – более 500. Набор в целом понятен, он включает как новые машины – МС-21, Ил-114, «Суперджет», так и старые, серийное производство которых разворачивается заново – Ту-214, Ил-96. Легким процесс не будет, но даже если план будет реализован хотя бы на 2/3, с последующим наверстыванием отставания, это позволит сделать главное: укрепить национальную структуру поддержки и развития гражданской авиации, гарантировав себя от повторения подобных ситуаций впредь. Отдельно отметим, что одновременно эту же задачу сейчас в ускоренном режиме будет решать Китай, у которого зависимость от западной коммерческой авиации еще выше, а уровень собственных разработок пока существенно ниже чем в России".