Протесты против «уберизации» экономик проходят во многих странах. Фото Reuters
Суды США и Европы обязывают цифровые платформы (как Uber) выполнять нормы законов, и в частности признавать себя работодателями. А в РФ цифровые платформы пытаются освободиться от ограничений и требуют для себя нового законодательства, где они будут признаны не поставщиками и не работодателями, а всего лишь некими «организаторами рынка». Требования особого статуса цифровых платформ презентовала в среду группа юристов и адвокатов. В случае успеха лоббистов работники платформ и потребители их услуг останутся в РФ без адекватной правовой защиты.
В среду Санкт-Петербургская коллегия адвокатов в партнерстве с Институтом региональных проблем опубликовала доклад, в котором предложено пересмотреть законодательные подходы к важной части электронного бизнеса – платформенным решениям.
По сути, они предлагают вывести из-под традиционного экономического законодательства торговые площадки, шеринг-экономику, службы доставок и другие сервисы. Эксперты «НГ» считают, что рассматривать регулирование служб доставки или других сервисов отдельно от цифрового рынка некорректно, да и в целом такой подход они называют очень преждевременным.
В ближайшем будущем Россию ожидает переход на российские и азиатские IT-решения и электронный документооборот, сообщил глава Минцифры Максут Шадаев. Он также уточнил, что власти РФ будут оказывать поддержку активам ушедших иностранных компаний, которые перешли под контроль российского менеджмента, а этот процесс даже «немного стимулируется». Впрочем, делать однозначный прогноз о будущем российского IT-рынка министр считает пока преждевременным.
В среду были представлены итоги исследования, проведенного Санкт-Петербургской коллегией адвокатов в партнерстве с Институтом региональных проблем, посвященного законодательству, связанному с работой электронных платформ – служб доставки товаров, еды, заказа такси и других сервисов. Они отмечают, что сегодня в качестве постоянных партнеров с платформами в РФ взаимодействуют более пяти миллионов человек, но эту экономику не видит Росстат, она не определена в российском нормативном пространстве, а права и обязанности участников трактуются на основании документов, которые не относятся к этой форме экономической активности.
Цифровые платформы должны вести себя добросовестно, честно и порядочно по отношению к участникам торгового оборота, однако не следует при этом возлагать на них ответственность за качество товаров и услуг, говорят авторы доклада. Отношение к платформе как к поставщику является в корне ошибочным, она – не поставщик товаров, не исполнитель услуг и ни в коем случае не работодатель, утверждают юридические лоббисты.
На самом деле, в Европе и США такие платформы, как Uber или Lyft давно признаны работодателями. Более того, американские и европейские суды обязали эти платформы считать своих водителей своими сотрудниками, а не рассказывать истории про некие посреднические услуги.
Попытка отнести самозанятых к категории работников представляет собой способ выдать желаемое за действительное, уверен адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Кирилл Рашкован. Распространенная ошибка в отношении цифровых платформ состоит в автоматическом расширении правового регулирования товаров и услуг, предлагаемых с помощью платформы, на саму платформу. По этому пути пошел, к сожалению, и российский законодатель, расширивший ответственность в рамках закона о защите прав потребителей, на владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах), говорится в докладе.
Авторы полагают, что возложение ответственности на платформы за качество поставляемых с их помощью товаров и услуг, равно как и распространение на их правоотношения с исполнителями норм трудового законодательства, увеличивает операционные расходы и замедляет наращивание сетевого эффекта (увеличения количества пользователей), а такой подход противоречит самой бизнес-модели платформ и ставит под угрозу их дальнейшее развитие и существование.
При этом авторы доклада не предлагают освободить цифровые платформы от правового регулирования, а уточняют, что предлагают регулировать деятельность платформ как организаторов торгового оборота, а не как поставщиков товаров и услуг.
«На наш взгляд, рассматривать возможность регулирования классифайдов (онлайн-сервисов, где собраны различные объявления от частных лиц и компаний, сгруппированные по темам. – «НГ»), служб доставки или других сервисов отдельно от цифрового рынка по меньшей мере некорректно, и в целом введение регулирования очень преждевременно», – сказал «НГ» президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. – Отрасль в активной стадии развития, и существует она в большом многообразии форматов, при этом продавцы, соцсети, поисковики, мессенджеры, операционные системы, маркетплейсы – это полноценные участники e-commerce, оказывающие влияние на развитие рынка в целом и на смежные сферы, и, кстати, участников становится все больше. При этом ни одна компания практически не повторяет другую ни по формату, ни по функционалу».
По нашему мнению, вопрос не в том, какие последствия будут при отказе от регулирования цифровых платформ, а в том, что будет, если его сейчас ввести, говорит эксперт. «Любая попытка применить что-то сверх того, что уже есть в законе о защите прав потребителей, политика запретов и ограничений могут лишь затормозить активное развитие отрасли и приведут к значительному ухудшению сервисов», – говорит Соколов.
По его мнению, единственный возможный вариант сегодня – саморегулирование. «Именно по этому пути сейчас идет отрасль – всего два месяца назад крупнейшие российские IT-компании добровольно и осознано подписали Принципы взаимодействия участников цифровых рынков. Нужно немного времени, чтобы этот шаг закрепился на всем рынке и получил широкую реализацию», – отметил Соколов.
Платформы, где могут работать многие самозанятые и даже индивидуальные предприниматели, – это хороший способ сокращения безработицы, повышения уровня дохода людей, которые по тем или иным причинам не хотят работать «на дядю». Ровно год назад глава Минтруда Антон Котяков рассказывал, что ведомство разрабатывает варианты страхования для самозанятых. Отмечалось, что более половины из тех, кто занят в рамках платформ, – это самозанятые, при этом их статус с точки зрения социальных гарантий не закреплен на законодательном уровне.
Самый большой страх любого самозанятого водителя (а их по данным самих платформ, уже в 2021 году было около миллиона человек), получающего заказы через интернет-приложения, – заболеть. Ему приходится в этом случае продолжать оплачивать аренду автомобиля, тогда как заработка нет. Для таких людей, так же как и для курьеров, фрилансеров разного рода, в том числе айтишников, кроме медицинского обеспечения не решен вопрос пенсий. Рассчитывать они могут только на себя. Как отмечали авторы доклада в среду, самозанятые выплачивают 4% налога, если оказывают услугу или продают товар физическому лицу, а если юридическому – 6%. При этом размер налогов и отчислений на работника, занятого по трудовому договору, достигает 50%. То есть предполагается, что самозанятый сам за счет такого люфта должен формировать себе резервы и на случай болезни, и на пенсию.
«Колхозное», не проработанное, как выразились авторы доклада, законодательное регулирование этой сферы, беспокоит участников процесса и по таким, казалось бы, простым вопросам, как общение с представителем работодателя. Если курьеру внезапно начинают приходить смс-ки с обвинениями в недоставке товара по адресу, которые потом приводят к снятию баллов, снижению рейтинга, ограничению в следующих заказах, а затем и полной блокировке на ресурсе, то есть в обычной жизни – увольнению – то не существует законного, отраженного в Трудовом кодексе алгоритма подачи жалобы роботу, рассылающему послания и применяющему наказания. Тем более, что речь о случае, когда человек знает, что товар получен и доставлен. Проблема социальной незащищенности, то есть отсутствия законодательного зонтика над головами миллионов людей касается огромного числа людей. По данным Минэкономразвития в стране в 2021 году число самозанятых увеличилось в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом и составило 3,6 млн человек, а еще столько же было индивидуальных предпринимателей. И это число будет расти. Как отмечал Котяков, к 2024 году количество самозанятых превысит пять миллионов человек, к 2030 будет уже 10-11 млн. Такой рынок труда, безусловно, требует требует законодательной регуляции.
По прогнозам экспертов Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2022 году рост экономики Рунета составит порядка 11%. При этом рост во многом будет обеспечен именно за счет электронной коммерции, которая, как ожидается вырастет на 15% за счет сохранения привычки покупать онлайн, возникшей в пандемию. Ковид стимулировал и сервисы доставки, перевозки, услуги он-лайн частных мастеров и репетиторов. И у этого сегмента есть еще большой потенциал роста. Дело в том, что онлайн-ритейл, например, сейчас составляет 9,5% от российского ритейла, это меньше, чем во многих странах. В ближайшие годы, не исключено, почти четвертая часть всего ритейла будет онлайн. Для России развитие цифровых рынков, национальных экосистем и платформ может стать не только драйвером экономического роста, но и основой для сохранения экономического и технологического суверенитета, отмечает Минэкономразвития в Концепции государственного регулирования цифровых платформ и экосистем. Там признается, что в России цифровые экосистемы только зарождаются.