По мнению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, санкции повлияли почти на 90% предприятий в РФ. Фото со страницы Бориса Титова в «ВКонтакте»
У российского бизнеса растет запрос на масштабную налоговую реформу и переустройство экономики в новых санкционных условиях. Стремление понятно: почти 90% предпринимателей ощутили принципиальное изменение условий работы. Большинство опрошенных бизнесменов выступают против косметических решений властей, отмечается в новом мониторинге, который подготовил аппарат президентского бизнес-омбудсмена Бориса Титова совместно с Институтом экономики роста им. Столыпина Российские экономисты советуют снизить налоги на труд с увеличением налогов на потребление уже не первый месяц.
Более 77% российских предпринимателей говорят, что уже адаптировались или вскоре адаптируются к условиям работы при антироссийских санкциях. Почти 12% считают, что вскоре будут вынуждены остановить свой бизнес – таковы цифры, которые приводятся в новом «Мониторинге текущего состояния бизнеса» аппарата уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Почувствовали влияние санкций почти 87% опрошенных предпринимателей. Всего в этом опросе приняли участие более 6 тыс. руководителей и владельцев компаний из 85 регионов РФ.
Кроме прямого действия санкций бизнес испытывает негативные последствия общего экономического. Об этом говорят более 67% предпринимателей. Почти каждый третий сообщил о снижении выручки, каждый четвертый охарактеризовал текущее состояние как серьезный спад. При этом только 7% опрошенных назвали текущую ситуацию кризисной, почти 6% сообщили о намерении закрыть свой бизнес в ближайшее время. О стабильном росте и расширении бизнеса сообщили чуть более 10% опрошенных.
«Самая значимая проблема – спад спроса (62,2% ответов), далее следуют дефицит оборотных средств и кассовые разрывы, разрыв цепочек поставок и сложности доставки по импорту», – отмечают опрошенные представители бизнеса.
При этом более половины респондентов считают действия правительства недостаточными в условиях санкционного давления. И только треть характеризуют их как «спокойные и эффективные». Свыше половины предпринимателей в нынешней ситуации видят необходимость «отказаться от косметических изменений и кардинально менять правила игры». Нужна новая экономическая модель, где будет удобно, выгодно и безопасно работать, говорят российские предприниматели.
«Большая часть бизнеса воспринимает текущую реакцию правительства на изменения как недостаточную», – делает вывод Борис Титов. Бизнес-омбудсмен считает, что преодолеть текущие проблемы можно только путем кардинальных реформ и изменений путей развития.
Бизнес в качестве помощи от государства в текущих условиях ждет в первую очередь снижения налогов и списания части накопившейся налоговой задолженности. Помимо этого предприниматели рассчитывают на снижение ставки страховых взносов до 15% со всей базы заработной платы. Большая польза была бы от более доступных кредитов и от заморозки монопольных тарифов.
И пока бизнес ждет от властей кардинальных перемен, чиновники предпринимают самые очевидные и не слишком затратные для бюджета меры. Хотя существенное изменение внешней конъюнктуры и внутренних условий потребует радикальной переделки бюджетной конструкции. А значит, и налогов. Понятно, что в интересах Минфина было бы ограничиться теми самыми косметическими изменениями бюджетной и налоговой конструкций. Хотя экономические условия этого могут и не позволить. А если же власти захотят обеспечить восстановление экономики, то существенное изменение налогов становится практически неизбежным.
Пока российские власти продвигаются в основном по пути отдельных послаблений для ряда отраслей. Так, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова объявили, что правительство РФ обсуждает различные варианты поддержки металлургов. «На данный момент в правительстве обсуждаются различные варианты поддержки, в том числе обнуление или корректировка акциза на сталь. Поскольку речь идет о поддержке из средств федерального бюджета, решение может быть принято только коллегиально. Пока оно не финализировано», – сказали в аппарате.
Ранее в Минпромторге заявили, что у металлургических заводов начинает снижаться рентабельность, и в мае эта тенденция стала очевидной. В частности, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) ожидает снижения загрузки производственных мощностей в июне более чем на 40%, «Северсталь» прогнозирует снижение производства от 20 до 40%. Загрузка производственных мощностей ММК в настоящее время находится на уровне 550 тыс. т в месяц, а производство чугуна снизилось на 30%, отметили в компании. В «Северстали» поясняли, что часть оборудования уже находится в простое.
Лоббисты металлургов предупредили правительство об убытках в отрасли и сокращении производства в случае сохранения текущих налогов и курса рубля. По их словам, некоторые предприятия терпят убытки и снижают производство. Существуют и серьезные риски сокращения персонала.
Близкие к властям экономисты также видят выход из кризиса в кардинальной перестройке российской экономики. Санкции вводятся надолго, и «переждать» их не получится», – напоминает руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов. Он считает, что современная ситуация требует более активного участия государства, общества и бизнеса. «Обязательное расширение роли государства должно балансироваться максимальной активностью бизнеса, что воспрепятствует «окостеневанию» политики и опасному застою в экономике и обществе», – говорят в ЦМАКПе. В свою очередь, отсутствие притока технологий можно компенсировать вначале заимствованием, затем – захватом позиций в сферах, где есть потенциал, предлагают экономисты. А сужение возможностей выхода на одни рынки они предлагают заменить максимально активным выходом «куда только можно», препятствующим становлению «монополии главного партнера».
В любом случае в первый год санкционного давления главная задача РФ – выживание. За этот год, заявляют эксперты, стране необходимо дифференцировать подход к странам-партнерам.
Также необходимо расширять спрос и доступность кредитов, бороться с инфляцией и стимулировать занятость, рассказывают в центре.
В ЦМАКПе при этом предупреждают и о дальнейшем сжатии «нефтегазовой ренты». «По мере выдавливания России с наиболее развитых рынков потребуется усиливать позиции на менее требовательных рынках развивающихся стран С учетом долгосрочной тенденции к повышению энергоэффективности/снижению углеродного следа в экономике, плюс вероятного ужесточения условий поставок из России произойдет сжатие ренты как ресурса развития», – указывает Белоусов.
В следующие три года необходимо активно поддерживать бизнесы, адаптированные к новым условиям, наращивать использование государственных ресурсов на развитие, выстраивать эффективную транспортно-логистическую инфраструктуру, продолжает Белоусов. И уже после этого, говорит экономист, можно будет переходить на третью стадию технологического рывка и экспансии на внешние рынки. Общая рекомендация ученых-экономистов: максимально дифференцировать бизнес, от добычи ресурсов переходить к импортозамещению нефте- и газохимии, инвестировать в регионы – потребители российских ресурсов.
О необходимости масштабной модернизации модели экономики и налогового бремени говорят и эксперты «НГ». «В плане бюджетной политики необходимо отказаться от пресловутой макроэкономической стабилизации и бюджетного правила. Бюджет не должен быть профицитным, а должен быть сбалансированным. Деньги от продажи углеводородов должны направляться в бюджет, а не накапливаться в разных фондах.
То есть если раньше был лозунг «экономьте», то теперь основной догмат – «тратьте и инвестируйте», – подчеркивает депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Она также считает необходимым осуществить контрналоговый маневр. «Необходимо переложить налоговую нагрузку на внешнего потребителя по углеводородам и рудам черных и цветных металлов. Снизить НДПИ и повысить экспортные пошлины, перенеся на них основную налог нагрузку. Это даст конкурентоспособность и возможность держать внутренние цены ниже мировых», – рассуждает Дмитриева, добавляя, что необходимо также вернуться к льготе по налогу на прибыль для высокотехнологичных отраслей. «Льготы, которые действуют для компаний, работающих в Сколково и IT-сфере, нужно распространить на всю научно-техническую сферу экономики», – считает эксперт.
Она также видит необходимость в дешевом кредите. «Политика дешевых денег, если она будет проводиться Центробанком, не позволит сверх укрепляться рублю, что благотворно скажется на экономике», – рассуждает Оксана Дмитриева.
Перестройка налоговой системы должна прежде всего быть ориентирована на уменьшение рисков банкротства, говорит доцент РЭУ им. Плеханова Вадим Ковригин. «А для этого надо заметно перераспределить налоговое бремя с косвенных налогов на прямые. Косвенные для бизнеса являются весьма рискованными – их надо платить в любом случае, даже если прибыль не получена. Такие налоги создают риски неплатежей и банкротства. Россия по праву гордится своими относительно небольшими прямыми налогами, но вот с косвенными ситуация хуже. В совокупности с иными начислениями предпринимателю приходится платить на один заработанный рубль до 40 и значительно больше копеек», – рассказывает эксперт, подчеркивая, что налоговую нагрузку надо снижать в целом. «Так мы дадим шанс нашему бизнесу перестроиться без сильных потерь. Предприниматели ждут уменьшения начислений на фонд оплаты труда. Нынешние их размеры (более 30% в ФОМС, ФСС, ПФР) в текущих условиях стимулируют бизнес уходить в тень», – считает Ковригин.
«Многие предприниматели говорят, что налоги нужно брать от заработанного. Для этого сейчас есть все механизмы отслеживания движения денег, в том числе безналичных платежей и наличных, через онлайн-кассы. Имущество, земля, транспорт – это лишь инструменты для зарабатывания денег, которые нельзя облагать сейчас налогами», – соглашается уполномоченный по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике Александр Прасолов.
В свою очередь, член генсовета «Деловой России» Александр Хаминский сомневается, что снижение налоговых ставок по НДС и налогу на прибыль приведет к существенной помощи бизнесу. Он в качестве реальной помощи бизнесу видит более широкое применение налогового кредита.
Применение налогов в новых условиях требует соответствующей корректировки, говорит профессор Финансового университета Любовь Гончаренко. Так, для решения вопроса о спросе (снижение которого беспокоит макроэкономистов, а также хозяйствующих субъектов) очень важно снизить ставку НДС как минимум до ранее действующих 18% или 16%, даже в определенной мере в ущерб его фискальной составляющей, считает она. Экономист предлагает пересмотреть налоговые льготы и убрать неэффективные. Она также согласна с необходимостью снижения взносов во внебюджетные фонды социального назначения. Их следует уменьшить именно как фактор снижения нагрузки на официальную зарплату, полагает Гончаренко.
«Сегодня в споре первичности бизнеса или бюджета чаша весов должна качнуться в данном вопросе в сторону бизнеса», - говорит эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ Владимир Саськов. Он также видит необходимость в ведении годового моратория на налоговый контроль производственного сектора экономики. « А учитывая экономическую значимость нефтегазового сектора, представляется перспективным дальнейшее развитие института налога на дополнительный доход, а также необходим мораторий на индексацию акцизов на ГСМ», - рассказывает экономист.