0
4756
Газета Экономика Печатная версия

31.05.2022 21:11:00

Бензин в России может подешеветь, как доллар

Правительство и нефтяная отрасль сдерживают падение цен

Тэги: топливная отрасль, топливо, реальные цены, экспортные сделки, рубль, валютный курс, нефтедобыча, санкционные ограничения

Все статьи по теме "Санкционные войны"

On-Line версия

топливная отрасль, топливо, реальные цены, экспортные сделки, рубль, валютный курс, нефтедобыча, санкционные ограничения Автомобилисты в РФ рассчитывают на снижение бензиновых цен. Фото Reuters

Отечественный топливный рынок существовал до санкционного кризиса в условиях растущего внешнего спроса на сырую нефть и нефтепродукты. В условиях свободного вывоза углеводородов по прозрачным ценам внешнего рынка внутрироссийские цены на бензин формировались на основе экспортного паритета. Нефтяники требовали обеспечить себе такую же доходность на внутреннем рынке, как и на внешнем. Сегодня реальные цены экспортных сделок сильно отличаются от мировых индикаторов. И ориентация на экспортный паритет невозможна. Для внутреннего рынка складываются условия для снижения цен. Этого не хотят и чиновники, и нефтяники.

Из-за экспортных запретов нефти в России остается все больше, но это практически не влияет на ценники автозаправок.

В мае россияне отмечали заметный рост цен на топливо, свидетельствуют данные опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Почти каждый респондент (24%) наблюдал заметный рост цен на бензин.

Российские чиновники убеждают, что нет причин волноваться, главное, что нет дефицита топлива. При этом налоговый механизм, который создавали в отрасли с 2019 года для сдерживания экспорта, теперь по факту утратил актуальность. Но бюджет продолжает выплачивать нефтяным компаниям сотни миллиардов рублей «обратного акциза».

Россия на внешнем рынке сохранит порядка 10 млрд долл. поступлений от поставок сырья в Венгрию, Словакию и Чехию, куда нефть поступает по трубопроводу «Дружба», но потеряет свыше 22 млрд долл. доходов в год из-за частичного эмбарго Евросоюза, подсчитало агентство Bloomberg. Россия экспортировала в регион около 720 тыс. барр. сырой нефти в сутки по своему магистральному трубопроводу в 2021 году, а 1,57 млн барр. в день поставлялись в ЕС морскими путями.

Некоторые аналитики считают, что РФ сама должна сократить добычу нефти, пока не определилась ситуация с актуальностью получения «еврофантиков» в обмен на энергоресурсы. И пока не отменен механизм налогового регулирования, который помогал сдерживать экспортные аппетиты нефтяных компаний. По оценкам директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, в краткосрочной перспективе более 100 млн т ежегодно добываемой Россией нефти окажутся избыточными из-за сильно сжавшегося вследствие европейского и американского эмбарго рынка, а переориентация на азиатские рынки упирается в логистические ограничения.

Внутренний рынок, по его мнению, не проглотит эти дополнительные 100 млн т в течение двух-трех лет. Он напоминает, что внутренние цены уже давно формируются по принципу экспортного паритета, когда они калькулировались как мировые за вычетом затрат на транспортировку и экспортных пошлин, скорректированные на текущий курс рубля. Сейчас же, по словам ученого, это становится невозможным, так как система экспортных цен, как, впрочем, и единообразного курса рубля, больше не действует.

«Фактическая цена реализации нашей нефти на внешнем рынке может иметь скидку от котировок сорта Urals на 30% и более, но именно она используется при расчете экспортной пошлины. Возникает также спред между курсами наличного и безналичного рубля. Фактически мы «въезжаем» в экономику, где параметры цены на нефть и курса рубля уже не являются главными ориентирами для формирования макроэкономических сценариев», – отмечал Широв.

Энергетическое крыло в правительстве РФ не склонно драматизировать ситуацию с нефтедобычей в России, которая в 2022 году снизится, но не так сильно, как ожидает Минэкономразвития, заявил в Тегеране вице-премьер Александр Новак. Однако он допустил, что она снизится до 480–500 млн т с 524 млн т в 2021 году. Впрочем, в мае добыча нефти в РФ снова начала расти, правда, всего на 1% по сравнению с апрелем. Производство составило 1,388 млн т в сутки (или 10,174 млн барр.). Обеспечение внутреннего топливного рынка качественными бензином и дизелем являются абсолютным приоритетом, производство топлива останется на нормальных уровнях для удовлетворения формирующегося спроса, сообщили «НГ» в пресс-службе Минэнерго. По оценке министра финансов Антона Силуанова, Россия в 2022 году может потерять до 17% нефтяной добычи.

Средние потребительские цены на бензин в России с 16 по 22 мая 2022 года составили 50,67 руб. за литр, сообщает Росстат. Средние цены на все виды топлива на московских автозаправках за последнюю неделю мая, как и неделей ранее, остались прежними, следует из данных Московской топливной ассоциации (МТА): марки Аи-92 и Аи-95 стоят 47,8 и 53,02 руб. соответственно. Средние цены на дизельное топливо составляют 54,1 руб.

Избыточное предложение топлива на внутреннем рынке из-за проблем с экспортом, падения спроса и стимулов государства, мотивирующих производителей наращивать поставки на российский рынок, приведут к тому, что цены на бензин на российских АЗС могут снизиться через три месяца при сохранении низких биржевых цен на топливо, заявил управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко. С начала военной операции в Украине оптовая цена на бензин марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 30%, до 36,775 тыс. руб. за тонну. Эксперт отметил, что понижение цен на заправках должны начинать вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые контролируют весь птовый сегмент на топливном рынке.

«Для них низкие оптовые цены – это их же скидка. И они за счет розницы компенсируют себе оптовые скидки. И чтобы они снизили цены на АЗС, нужно какое-то административное давление. Если через три месяца цены оптовые сохранятся на этом уровне, а розница не начнет снижаться, наверняка начнет вмешиваться ФАС, и мы какое-то снижение увидим», – продолжил он. По его словам, более мелкие независимые АЗС вряд ли начнут ценовую конкуренцию с крупными игроками, так как это противоречит прагматичным подходам.

Кроме санкционных ограничений привлекательность экспорта сейчас снижает и очень крепкий рубль, и теоретически этот фактор также должен давить на внутренние цены. Но если оптовые цены реагируют на эти факторы адекватно «нормальному» рынку, то розница пока выжидает. Тем временем, по данным Российского топливного союза, в мае продажи топлива на заправках упали на 15–20% по сравнению с 2021 годом.

Экспортный паритет практически обнулен, и есть перспектива снижения цен на внутреннем рынке, сказал «НГ» глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. «Демпферные выплаты сейчас большие, но и НДПИ высокий, так что одно другое покрывает, и налоговая нагрузка, судя по всему, сбалансирована», – говорит эксперт. (По данным ИНП РАН, доходы консолидированного бюджета по налогу на добычу природных ископаемых в январе-феврале 2022 года выросли почти на 195,6% по сравнению с тем же периодом 2021 года. – «НГ».)

«На экспорт идет ограниченное количество топлива, и это привело к тому, что оптовые цены внутри страны стали падать. В некоторых регионах уже заметно снижены и розничные цены. Такое снижение определяют в основном независимые АЗС, пытающиеся сейчас вернуть клиентов, которые могли уйти в 2021 году, когда цены у независимых станций были выше, чем у крупных сетей. Сейчас люфт для снижения цен есть, но не все им пользуются, потому что не до конца ясна долгосрочная перспектива», – говорит Баженов.

Последствия ценовой войны на АЗС заметили в некоторых регионах. Например, на заправках крупнейшей сетевой компании в Кирове цены на все топливо были снижены примерно на 1,2 руб. Однако, отмечают в комментариях автолюбители, это все еще дороже, чем на независимых АЗС.

Снижение внутренних цен возможно на оптовом рынке (оно там уже и происходит), но в рознице ситуация иная, сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «АЗС отыгрывают потери, которые они понесли в прошлом году из-за быстрого роста цен в опте при административном ограничении роста цен на заправках (максимум был разрешен рост на уровне официальной инфляции). Но с учетом высокой базовой ставки ЦБ и дорогих кредитов цена в опте все равно начнет расти через некоторое время», – считает эксперт. «От налогового маневра в аспекте роста НДПИ можно было бы отказаться для поддержки отрасли, но нефтянка воспринимается как источник денег для бюджета (налоги берут с тех, у кого банально есть деньги). Поэтому на серьезное снижение налогообложения я бы на месте отраслевых лоббистов не рассчитывал. Обратные акцизы и демпфирующую надбавку сохранят, но вряд ли будут дополнительно корректировать в пользу нефтяников, как было обещано несколько месяцев назад. В лучшем для отрасли случае коррекция демпфера будет отложена на несколько месяцев», – говорит Митрахович.

«Снижение внутренних оптовых цен наблюдается с самого начала СВО, – отметил для «НГ» аналитик «Финам» Сергей Кауфман. – Европейские потребители уже в марте начали активно отказываться от поставок российских нефти и нефтепродуктов, что привело к их перенаправлению на внутренний рынок и образованию профицита. Цены в рознице пока не снижаются, но в условиях существенного роста общей инфляции в стране стабильность цен уже является существенным позитивом. На мой взгляд, устойчивое снижение розничных цен возможно только в случае снижения налоговой нагрузки на отрасль, хотя в текущих условиях и возможны временные периоды возникновения скидок или более низких цен. Проведение налогового маневра не привело бы к выравниванию внутренних и экспортных цен на топливо из-за действия демпферного механизма. В текущих условиях налоговый маневр будет в первую очередь нацелен на повышение доходов бюджета».

«После ввода эмбарго давление в сторону снижения внутренних цен усилится из-за роста привлекательности внутреннего рынка в условиях ограничений на экспорт. Однако эффект передачи на розничные цены ограничен. Этому препятствуют два фактора - высокая доля фиксированных налогов в цене (в первую очередь, акцизов), а также механизм демпфера, - сказал «НГ» директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов. - Уже сейчас существует значительный разрыв между ценами экспортного паритета и ценами внутренними. Цена нетбека уже сейчас слабо связана с внутренними ценами (к примеру, по бензину превышает в настоящее время 100 тыс. руб за тонну). Цены на внутреннем рынке значительно ниже мировых. Я не думаю, что сейчас стоит задача повысить внутренние цен до уровнях мировых».


статьи по теме


Читайте также


Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
4681
Криптовалюта как фактор противодействия ограничениям в отношении российского ТЭКа

Криптовалюта как фактор противодействия ограничениям в отношении российского ТЭКа

Илья Иванинский

Смогут ли цифровые активы стать платежным средством вместо доллара и евро

0
9795
Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
8402
Российской валюте предстоит поумнеть

Российской валюте предстоит поумнеть

Анастасия Башкатова

Центробанк запланировал на 2025 год пилотирование бюджетных операций уже на реальных цифровых рублях

0
4054

Другие новости