0
5381
Газета Экономика Печатная версия

26.05.2022 20:05:00

Перестройку промышленности запустят "потихоньку"

Давление государства на предпринимателей чуть ослабло, считает бизнес-омбудсмен

Тэги: импортозамещение, отрасли, промышленность, перестройка, мишусти, частный бизнес

On-Line версия

Все статьи по теме "Санкционные войны"


импортозамещение, отрасли, промышленность, перестройка, мишусти, частный бизнес День предпринимателя Михаил Мишустин встретил у станка. Фото с сайта www.government.ru

Импортозамещение не будет быстрым, но его надо развивать, заявил в четверг Михаил Мишустин на подмосковном заводе компании «Тонар», где заседала правительственная комиссии по малому и среднему бизнесу. Эксперты «НГ» говорят, что пока рано говорить об адаптации реального сектора к новым условиям.

«Импортозамещение – это не то, что мгновенно происходит. Немножко, потихоньку, но четко абсолютно целеполагание должно быть», – сказал Михаил Мишустин, общаясь с работниками завода, который выпускает самосвалы и автопоезда повышенной грузоподъемности. С 2015 года РФ потратила на импортозамещение около 3,5 трлн руб., сообщил в четверг вице-премьер Юрий Борисов на саммите «Промышленная политика в новых реалиях».

Из этих средств около 440 млрд – бюджетные средства, остальное – внебюджетные источники, заемные средства и средства Фонда развития промышленности (ФПР). Около 160 млрд были потрачены на импортозамещение украинских агрегатов в оборонной промышленности, сообщил он. На все на это потратили около 160 млрд руб.», – заявил Борисов в ходе национального промышленного саммита «Промышленная политика в новых реалиях». «Ежегодно мы тратим около 1,5 трлн на вооружение, в среднем это дополнительно 10%. Это очень серьезная сумма», – подчеркнул он.

Россия смогла решить главные задачи в импортозамещении по ключевым направлениям, обеспечивающим суверенитет страны, заявил в четверг президент Владимир Путин, выступая по видеосвязи на первом Евразийском экономическом форуме. «Да, конечно, не все удалось сделать за предыдущие годы в области импортозамещения. Но все невозможно сделать. Жизнь быстрее, чем принимаемые административные решения, она быстрее развивается. Но здесь ничего страшного нет: по ключевым направлениям, которые обеспечивают наш суверенитет, мы сделали самое необходимое», – отметил глава государства.

Он добавил, что РФ в этом направлении будет двигаться дальше. «Ведь импортозамещение – это не панацея от всех бед, и мы не собираемся заниматься исключительно импортозамещением. Мы собираемся просто развиваться», – подчеркнул Путин.

Оборонная и космическая промышленность неплохо справились с импортозамещением, по словам Борисова. «Роскосмос оказался в лучшей ситуации по импортозамещению, чем другие отрасли, мы не испытываем такого дефицита, как в других отраслях», – сказал он. Объем экспорта продукции ОПК России в 2021 году составил 13,9 млрд долл., пакет заказов на российское вооружение составляет 50 млрд долл.

Стране нужны технологический суверенитет, новые принципы координации усилий (кооперации) предприятий по созданию сложных изделий, длинные дешевые деньги, говорили участники промышленного саммита. Количество проверок уменьшилось в три раза, штрафы уменьшились в шесть раз, регуляторная гильотина «отрезала» 33% требований, сказал уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, представляя Владимиру Путину в четверг свой ежегодный доклад. Начало улучшаться отношение бизнеса к судебной системе и правоохранительным органам. «Нельзя сказать, что это сплошной позитив пока, но тем не менее тенденция наметилась. Чуть-чуть стало легче», – отметил бизнес-омбудсмен.

По словам Мишустина, принимаемые правительством меры позволяют малым и средним предприятиям (МСП) развиваться даже с учетом нынешних обстоятельств. «Наши общие усилия уже дают определенные результаты. Главный из них – что даже в такой непростой ситуации, которая сложилась сегодня, малый и средний бизнес продолжает развиваться», – сказал Мишустин. В апреле количество субъектов МСП превысило допандемийное значение и составило более 6 млн, добавил глава кабмина.

«Наша промышленность находится сейчас в зоне огромной неопределенности. 63% опрошенных представителей предприятий отрасли ставят именно эту проблему на первое место в ходе опросов с огромным отрывом от других проблем, – сказал «НГ» директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. – Предприятия сейчас пытаются выстраивать работу в условиях срыва поставок, оборудования. Практически у любого предприятия та или иная часть поставок зависит от импорта, и если это даже не 90, а только 5%, все равно из-за нехватки этого звена ставится под вопрос вся остальная работа».

Показатели роста в промышленности (промпроизводство в марте 2022-го было на 4,5% больше, чем в марте прошлого года) эксперт связывает с работой на прежних запасах. «Даже апрельские опросы пока не демонстрируют ничего катастрофического, идет инерционная работа, хотя некоторые предприятия, тот же АвтоВАЗ, вынужденно прерывают производство, – говорит Остапкович. – Сейчас предприятия находятся в активном поиске новых поставщиков, российских аналогов и т.п. А вот в августе-сентябре придет полное осознание, кто и как адаптировался к новым условиям. Но объемы будут падать, особенно в высокотехнологичных областях, так как по ним нанесен самый чувствительный санкционный удар. Пострадают транспортное машиностроение, станкостроение, производство медицинского оборудования и т.п., где будет сильное, надеюсь временное, ухудшение».

На первом этапе скорее всего будут происходить примитивизация и архаизация продукции, полагает эксперт. «Дело в том, что импортозамещение – это очень дорогой и длительный процесс. Любой смартфон собирается из деталей из полутора десятков стран, в XXI веке ни одна страна не делает самостоятельно на 100% продукцию технологичнее лопаты. Если мы хотим пойти по этому пути, нам надо самим учиться делать не только аналоги немецких поездов, автоматических коробок передач, но и простого утюга. Надежда на поддержку из КНР может не всегда оправдаться, считает Остапкович. «Китайцы не заинтересованы в том, чтобы создавать себе конкурента. В лучшем случае они будут предлагать нам покупать свою продукцию. Они делают 17 млн автомобилей, могут сделать для нас еще 1 млн, сохранив у себя технологии и рабочие места», – говорит он.

В формировании технологического суверенитета главную роль сейчас играет не министр промышленности, а министр образования, считает Остапкович. «В промышленности есть 10–12% предприятий, которые и раньше, и сейчас в новых условиях демонстрируют постоянный рост спроса, объемов производства, сбыта продукции. Они есть во всех отраслях, это предприятия с высоким уровнем менеджмента, высококвалифицированным персоналом. Импортозамещение только деньгами не выстроишь, нужны активные, инновационные люди. Это долгая работа, которая, к сожалению, упирается и в демографическую яму, так как количество людей самого активного возраста, 29–42 лет, у нас сокращается», – говорит эксперт.

«Результаты импортозамещения есть в оборонной промышленности, космосе и сельском хозяйстве. В ближайшее время будут результаты в автомобилестроении – лидер здесь безусловно КамАЗ. Но есть отрасли, где еще очень много работы: это товары народного потребления, железнодорожный, морской транспорт. Требуются серьезные усилия в замещении строительной спецтехники: экскаваторов-погрузчиков, полноповоротных экскаваторов, тяжелых колесных кранов. Сложнее всего придется гражданской авиации – здесь нужны сверхусилия и значительные инвестиции. Самый проблемный участок – станкостроение, здесь полный провал», – сказал «НГ» председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

Бизнес широко приветствует программу импортозамещения, так как понимает, что для него теперь надолго и в самом широком объеме открываются новые внутренние рынки, продолжает эксперт. «Для импортозамещения широким фронтом необходимо строить новые, современные заводы, поднимать старые везде, где это только возможно. Вот для этого нужна поддержка правительства. Строительство каждого нового завода должно быть на учете у правительства, те, кто это делает, должны получать всемерную поддержку, особенно бесплатное предоставление земельного участка под любой новый завод, льготу по налогам на местном и федеральном уровне на пять лет минимум, бесплатное подведение всех видов коммуникаций. Тогда появятся новые производители, которые осуществят импортозамещение», – говорит Андриевский.

Политика импортозамещения в промышленности выстраивается с 2014 года на принципах экономической целесообразности и ориентации на критические позиции, которая изначально формировалась от наиболее важных технологий в энергетике и добывающем комплексе, постепенно распространяясь на другие отрасли промышленности, пояснили «НГ» в Минпромторге.

«Для этих целей мы утвердили 23 отраслевых плана импортозамещения продукции в приоритетных гражданских отраслях промышленности. Планы разрабатывались с учетом отраслевых перечней критичной с точки зрения зависимости от импорта продукции, услуг и технологий (технологические направления). Основным направлением было импортозамещение конечной продукции, - сообщили в пресс-службе ведомства. - За период реализации программы импортозамещения доля российской продукции в потреблении увеличилась до 60%. Лучшие показатели у отрасли машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в сельскохозяйственном машиностроении, нефтегазовом и тяжелом машиностроении».

«Если приводить конкретные примеры, хотелось бы для начала остановиться на производстве атомных ледоколов. Так, например, в 2021 году в эксплуатацию был передан первый спроектированный в постсоветскую эпоху атомоход «Арктика». Его серийный аналог «Сибирь» был успешно сдан в 2022 году. Еще три атомных судна должны быть построены до 2026 года. Российские судостроители также участвуют в возрождении пассажироперевозок по внутренним водным путям. Вдоль побережья Краснодарского края и Крымского полуострова уже курсируют скоростные суда «Комета». В Черном море в период сезонной навигации выполняет рейсы композитный катамаран «Грифон». В бассейнах Волги, Оки, Лены и на реке Обь работают суда на подводных крыльях «Валдай». Со следующего года в Югре начнут ходить новые «Метеоры», - отметили в Минпромторге .

«Также хотелось бы отметить запуск компанией «Метровагонмаш» в 2020 году нового поезда метрополитена «Москва 2020». Данный поезд получил одну из самых престижных мировых премии в области дизайна «Red Dot Award: Product Design 2021». Кольцевая линия в Москве уже полностью укомплектована новыми составами, а на Калужско-Рижской линии комплектация новыми составами идет полным ходом, - продолжают приводить примеры в министерстве. - При поддержке Минпромторга совместно с Ростсельмашем на отечественном рынке появились новые зерноуборочные комбайны, на которых используется отечественная компонентная база, в том числе коробки передач, производства Петербургского тракторного завода. Активно производится отечественное оборудование для нефтегазовой отрасли: геологоразведка, нефтедобыча и производство СПГ».

«Наша страна самостоятельно производит то, что под силу лишь нескольким избранным странам в мире. Например, мы успешно делаем космическую технику, гражданские лайнеры, авиационные двигатели, - сказали «НГ» в пресс-службе Ростеха. - Вы знаете о большой работе по программе МС-21. Сейчас идут испытания самолета с новыми двигателями ПД-14. Одновременно ведутся ресурсные испытания «черного» крыла из отечественных композитов. В 2024 году мы намерены создать полностью импортозамещенную версию самолета с двигателем и системами российского производства, соответствующую уровню иностранных самолетов-аналогов».

На основе этого опыта создается новый двигатель – ПД-8 для импортозамещенной версии «Суперджета». Он должен заменить российско-французскую силовую установку SaM146, производство которой сегодня фактически остановилось. Работа идет по графику, недавно мы завершили стендовые испытания. По плану дата начала поставок самолета с двигателем ПД-8 – 2024 год.

Еще один пример импортозамещения: первая российская энергетическая установка ГТА-8 для морских добывающих платформ. Ее создали специалисты «Объединенного двигателестроительной корпорации». Агрегат устойчив к экстремальным условиям: соленой воде, штормам и отрицательным температурам. Первая поставка в интересах отечественного ТЭК планируется в 2023 году.

«Мы также делаем медицинское оборудование, вакцины и фармпрепараты, конкурентоспособные по цене и качеству. Например, в конце прошлого года наш холдинг «Нацимбио» успешно завершил клинические исследования инновационного препарата «Ковид-глобулин». На данный момент он уже успешно применяется в клиниках. В его основе - антитела переболевших людей, которые «учат» организм пациента вырабатывать свои антитела самостоятельно. Это первый зарегистрированный препарат такого действия в мире. Сейчас совместно с Институтом стволовых клеток человека мы работаем над созданием комбинированной вакцины для профилактики сразу двух инфекций - гриппа и коронавирусной инфекции. Планируем завершить доклинические исследования и перейти к клиническим испытаниям в третьем квартале текущего года», - сообщили в Ростехе.

«Наш Красногорский завод создает особо чувствительные фотообъективы «Зенитар». Устройства войдут в комплектацию медицинских флюорографов российского производства и будут использоваться для диагностики онкологических заболеваний. На днях ученые нашего холдинга «Швабе» объявили о еще одной инновационной разработке: это оптоволокно с увеличенным до 100 мкм (микрометров) диаметром сердцевины (вместо типовых 50 и 62.5 мкм). Оно обеспечивает высокую надежность передачи данных и ориентировано на кабельные системы, работающие в агрессивных условиях окружающей среды – в воздухе, космосе, на железных дорогах и в метро. Такие примеры – а их очень много - доказывают высокий потенциал наших предприятий. В прошлом году гражданская выручка Ростеха превысила 45% - более 900 млрд руб. То есть наши компании укрепились в значительных рыночных нишах».

«Сейчас, в условиях беспрецедентных ограничений, мы, безусловно, испытываем трудности. Потеряли доступ к отдельным товарам, технологиям, комплектующим. В связи с этим прорабатываются новые возможности кооперации, меняется база поставщиков. Форсируются программы импортозамещения по критически важным направлениям. Но текущая ситуация не является сигналом для тотального импортозамещения. Импортозамещение должно быть умным. В первую очередь, необходимо хорошо представлять себе тот перечень, который определяет нашу импортозависимость. Изучить возможности параллельного импорта товаров из этого перечня. Там, где таких возможностей нет и речь идет о критически важных технологиях, надо развивать импортозамещение. Например, для авиации это силовые установки, как самолетные, так и вертолетные, бортовые системы. Двигатели для автомобилестроения, оптоволокно для телекоммуникаций – многое из того, что закупалось за рубежом, мы будем делать сами».

Самые очевидные направления импортозамещения с огромным мультипликативным эффектом связаны с гражданским авиа- и судостроением, энергетическим и тяжелым машиностроением, производством нефтегазового оборудования, приборостроением. Именно на таких критически важных направлениях надо максимально концентрировать усилия отраслевых команд и финансовые ресурсы, - продолжили рассказывать в Ростехе. - При этом важно понимать, что никакого «шапкозакидательства» здесь быть не должно. Какие-то «пробелы» можно ликвидировать быстро - за год-два, какие-то – в течение 5 лет. А на какие-то - потребуется значительно больше времени. Работа должна базироваться на четких инвестиционных программах с горизонтом планирования 5-10 лет, не меньше».


Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
3084
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
5084
Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Анастасия Башкатова

Застройщикам предстоит структурно перестроить бизнес и при этом не обанкротиться

0
3880
Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Михаил Сергеев

Может повториться сценарий 90-х годов

0
5955

Другие новости