Рестрикции ограничивают получение Россией судов и оборудования для арктических проектов. Фото с сайта www.kremlin.ru
Экономическое противостояние с Западом ставит под вопрос реалистичность планов освоения Арктики, которые были написаны в РФ до начала санкционной войны. У России в арктическом макрорегионе появились две новые проблемы – одна внутренняя, а другая сугубо международная. Участникам арктических планов предстоит определиться, как можно осуществить утвержденные проекты без участия иностранных партнеров. Эксперты «НГ» не исключают, что экономическая привлекательность российского Северного морского пути (СМП) в условиях санкций может снизиться.
Для арктических регионов вопрос цены на продовольствие имеет жизненно важное значение, заявила в среду зампред Госдумы Ирина Яровая в ходе парламентских слушаний комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики.
«Мы видим, что рост цен на продовольствие имеет разные скачкообразные выражения и не всегда обоснован», – сказала она. И предложила подключить к контролю за ценами северного завоза Федеральную антимонопольную службу.
В прошлом году по СМП перевезли около 35 млн т груза, в основном нефть и сжиженный природный газ, которые в основном поставлялись в Европу, где теперь планируют закрыться от российских углеводородов. Но 3 млн т – это грузы для жителей 25 регионов, которые отправляют морями в короткий летний промежуток. Если до сих пор ЦБ отмечал, что жители тех регионов сталкиваются с наименьшей продуктовой инфляцией в стране из-за того, что они пользовались еще тем, что было завезено в 2021 году, то теперь выросшая стоимость доставки будет учитываться в новых партиях товара. Как отмечалось на слушаниях, стоимость доставки одного контейнера на Чукотку выросла с 250 до 370 тыс. руб.
У «северного завоза» нет пока юридически точного описания, и проект закона о нем Минвостокразвития планирует представить только весной следующего года. На слушаниях в среду представители Чукотки и Якутии выражали недоумение по этому поводу, опасаясь, что из-за этого продолжатся трудности с этим самым завозом и в 2022 году, как было и в предыдущие годы, когда тему отдали на откуп регионам. По их словам, из бюджетов различных уровней субсидируются только 20% завоза, остальное – на совести и возможностях среднего и малого бизнеса. В марте правительство РФ обещало в своем Telegram-канале ежегодно выделять из федерального бюджета по 560 млн руб. на субсидирование льготных тарифов на перевозку грузов по СМП.
Возможно, чиновники не торопятся писать новый закон из-за того, что ждут начала обещанного ими же самими начала круглогодичного движения по СМП с 2023 года (такое заявление делал вице-премьер Юрий Трутнев), ведь тогда смысл понятия «северный завоз» кардинально изменится, и отправлять продукты, лекарства, стройматериалы, горючее на Север можно будет в любое время года.
Недавно принятая стратегия развития Арктики предполагает увеличение грузооборота по СМП как минимум до 80 млн т к 2025 году. Причем рост в основном ожидался за счет новых предприятий по добыче и переработке углеводородов. После успешного запуска производства сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале проект получил развитие в строительстве нового завода, но в среду для него пришли неутешительные новости – появились сообщения, что южнокорейская верфь компании Daewoo расторгла контракт на строительство трех танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2», не дождавшись планового платежа.
«Отказ корейской компании строить танкеры для «Арктик СПГ 2» – это не самая главная проблема проекта. Гораздо более тревожными выглядят сообщения гонконгской прессы о том, что ряд китайских компаний приостановили поставки в Арктику уже готовых производственных линий для этого проекта, – сказал «НГ» лаборант Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Никита Поташев. – Это – прямая угроза строительству, так как альтернативных поставщиков такого оборудования пока нет».
По словам эксперта, СМП – это энергетический мост, по которому в основном перевозится нефть и газ. По его словам, сложности, связанные с технологическими санкциями, обсуждаемое эмбарго на поставки российских углеводородов могут спровоцировать снижение объемов перевозок. «Запуск контейнерных перевозок тоже под большим вопросом: для них нужна стабильность условий, в том числе климатических, нужна глубокая модернизация морских портов по всей трассе, создание системы реагирования на чрезвычайные ситуации. После начала украинского кризиса даже китайские инвесторы теряют интерес к подобным проектам. К тому же крупнейшие зарубежные компании заявили, что не будут заходить в российские порты, значит, значительного увеличения грузооборота в контейнерах на трассе СМП ждать не приходится», – прогнозирует Поташев.
«Ледоколы будут строиться на отечественных технологиях, но вот будет ли адекватный спрос на них?» – задается вопросом эксперт. «Экономическая привлекательность СМП в новых условиях представляется труднопрогнозируемой. В условиях двузначной инфляции проблема арктических цен приобретает новую остроту. Сейчас как никогда нужен баланс между рыночной экономикой и поддержкой социальной стабильности», – говорит Поташев.
Санкции будут негативно влиять на ситуацию с развитием Арктики, сказал «НГ» депутат Госдумы, глава Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Алексей Веллер. «На Севере теперь также надо уделять особое внимание развитию собственных производственных мощностей, объединять усилия бизнеса. В частности, нужно развивать свой судоремонт», – сказал он.
Россия уже год является председателем в Арктическом совете, и оно продлится и в 2023 году. Но в марте западные страны-члены совета временно приостановили свое участие в нем. Более того, Финляндия и Швеция подали заявки на вступление в НАТО. Арктический регион становится интернациональным театром военных действий, заявил посол по особым поручениям МИД России, председатель Комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов. Зато РФ активизировала в рамках совета сотрудничество с Китаем, которые является там наблюдателем. 26 мая пройдет конференция «Российско-китайское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктики» в рамках программы председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.
Некоторые эксперты не думают, что возможна серьезная изоляция России в российской же Арктике. «Россия это Арктика, Арктика это Россия, так что никакая изоляция нас здесь невозможна, – сказал «НГ» генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. – Расширение активности на СМП будет происходить вслед за вводом в эксплуатацию новых ледоколов. В глобальное потепление я лично не верю, скорее можно ждать малый ледниковый период. Компетенции по строительству судов у нас есть, теперь придется без финнов и корейцев самим строить суда ледового класса. На мой взгляд, это не бином ньютона, и мы это осилим. Будем развивать здесь добычу углеводородов, они еще долго будут востребованы», – сказал эксперт.