0
5020
Газета Экономика Печатная версия

22.05.2022 20:49:00

Хакеры начали свою спецоперацию против российской экономики

Треть критически важных объектов страны пока не готовы к полноценной киберобороне

Тэги: хакеры, киберпреступность, киберзащита, экономика, ущерб, совбез, военная спецоперация, украина

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

On-Line версия

хакеры, киберпреступность, киберзащита, экономика, ущерб, совбез, военная спецоперация, украина Иллюстрация pixabay.com

Количество кибератак на предприятия и инфраструктуру РФ увеличилось на фоне специальной военной операции в разы. По данным Group-IB, максимальный запрошенный хакерами выкуп уже достигал 250 млн руб. А для всей экономики РФ ущерб от кибератак еще до обострения оценивался в триллионы рублей. Как сообщили «НГ» в Минцифры, расходы компаний на кибербезопасность составляют в среднем 6–10% от всех затрат на IT. И теперь они, по оценкам экспертов, могут удвоиться, но фактическая оснащенность средствами киберзащиты может упасть на треть: переход с зарубежных продуктов на отечественные в ряде случаев рискует растянуться или не завершиться вовсе. Киберугрозам было посвящено и заседание Совета безопасности: на трети критически важных объектов нет подразделений по защите информации.

С началом специальной военной операции вызовы для России в сфере кибербезопасности стали еще более острыми и масштабными. «Кратно, в разы увеличилось число кибератак, в том числе комплексных», – сообщил президент Владимир Путин на заседании Совета безопасности в конце минувшей недели.

«Россия на текущий момент находится в фокусе мирового внимания, в том числе киберпреступности, и отчасти стала условно легальной целью для многих групп», – подтвердил «НГ» руководитель лаборатории цифровой криминалистики и исследования вредоносного кода Group-IB Олег Скулкин.

В первом квартале 2022-го количество реагирований лаборатории цифровой криминалистики Group-IB на атаки программ-вымогателей в РФ выросло в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем «в последнее время шифровальщики нацелены в России исключительно на крупный бизнес – от 5 тыс. сотрудников – из отраслей строительства, страхования, агропромышленного комплекса».

«Если говорить про бизнес, то по большей части это были атаки финансово мотивированных хакеров, соответственно главной целью были деньги, а инструмент – вымогательство», – пояснил Скулкин. Уже есть примеры, когда у одной из жертв вымогатели потребовали за расшифровку данных рекордную для России сумму – 250 млн руб. «Что касается отрасли – это ретейл», – уточнил Скулкин.

В целом же ущерб российской экономики от киберпреступлений может достигать триллионов рублей. Например, летом прошлого года – то есть в относительно спокойное с точки зрения санкций время – зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов сообщал, что к началу 2022-го потери экономики РФ могут достигнуть 6 трлн руб.

Так что бизнесу, не говоря уже про госсектор, надо усиливать киберзащиту: сначала к этому подталкивал массовый цифровой переход, затем пандемия, теперь – санкционное обострение.

Как сообщил на заседании Совбеза президент, атаки наносятся из разных государств, при этом они четко скоординированы. «К проведению компьютерных атак для нанесения экономического и политического ущерба нашей стране все чаще привлекаются финансово мотивированные странами Запада хакеры», – конкретизировал секретарь Совбеза Николай Патрушев.

По уточнению Скулкина, определить страну, из которой идет атака, сейчас крайне сложно, так как злоумышленники могут арендовать серверы в любом государстве, но «в некоторых случаях атакующие были русскоговорящими».

Владимир Путин подчеркнул, что «киберагрессия против нас, как и в целом санкционный наскок на Россию, провалилась»: страна была готова. Но президент перечислил, над чем еще предстоит работать. В частности, на Совбезе обсуждалось, что до сих пор на трети отраслевых критически важных объектов, от которых напрямую зависят обороноспособность страны, стабильное развитие экономики и социальной сферы, нет структурных подразделений по защите информации. Говоря же о госорганах, президент указал на целесообразность создания государственной системы защиты информации.

Еще одна задача – «кардинальное снижение рисков, связанных с использованием зарубежных программ, вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования». Решить ее можно, обеспечив переход на отечественную технику, технологии, программы и продукты. Тем более что и некоторые иностранные поставщики теперь сами заявляют о приостановке деятельности в РФ.

Для укрепления технологического суверенитета страны президент призвал широко задействовать инструменты и ресурсы нацпрограммы «Цифровая экономика».

Между тем, по данным Минфина, «Цифровая экономика» среди других нацпроектов вовсе не отличается быстрым освоением средств в течение года. Как уже писала «НГ», по состоянию на апрель уровень кассового исполнения был лишь примерно 10% при среднем по нацпроектам показателе около 25% (см. также «НГ» от 17.04.22).

А кассовое исполнение входящего в состав «Цифровой экономики» федерального проекта, посвященного информационный безопасности (ИБ), и того ниже – 6%. Как пояснили в пресс-службе Минцифры, в это направление включено создание ИБ-проектов федерального уровня: Национального удостоверяющего центра, сегментов Национального киберполигона, антифишинговых систем. Но параллельно с этим реализуются инициативы коммерческих предприятий: например, в банковской, транспортной и иных сферах. «Таким образом, бюджет и мероприятия информационной безопасности не ограничиваются нацпрограммой «Цифровая экономика», хотя, безусловно, играют в ней важную роль», – уточнили в ведомстве Максута Шадаева.

По данным, которые привели «НГ» в Минцифры, траты на информационную безопасность стали привычной статьей любой компании, которая использует цифровую инфраструктуру, и «в среднем они составляют 6–10% от общего объема расходов на IT».

И теперь их придется увеличивать. «Есть эмпирическое правило, что «хороший», качественный объем инвестиций в ИБ – около 8% от общего бюджета цифровизации (хотя в зависимости от отрасли значение может меняться в два раза в обе стороны). В России, как правило, этот показатель ниже 3%. Полагаю, сейчас объем инвестиций в безопасность приблизится к общемировому», – сообщил «НГ» гендиректор компании Cyberok Сергей Гордейчик.

«По нашим оценкам, бюджетирование закупок в области кибербезопасности вырастет вдвое, – отметил председатель совета директоров «СерчИнформ», член генсовета «Деловой России» Лев Матвеев. – Компаниям придется снова платить за инструменты, которые уже были внедрены от иностранных вендоров. С нуля придется дорабатывать и кастомизировать IT-решения».

С одной стороны, как сообщают в Минцифры, возможности страны по импортозамещению в области ИБ «весьма высокие»: «В России достаточно собственных решений, востребованных во всем мире». С другой – по отдельным направлениям ИБ доля зарубежных решений тоже «была высокой», сообщил «НГ» управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ Михаил Прибочий.

Так, по оценкам, которые он привел, «иностранные системы по защите от целевых атак занимали до 65% рынка, решения для защиты корпоративной почты – до 70%». «Не все технологии и решения на данный момент имеют возможность импортозамещения», – соглашается руководитель перспективных проектов в области информационной безопасности фонда «Сколково» Оксана Ульянинкова.

Проблема еще и в том, что инфраструктура заказчиков была в основном ориентирована на иностранные операционные системы и оборудование, но теперь потребуется их замена, а затем и модернизация самих средств защиты, следует из пояснений Матвеева. Главным фактором, сдерживающим гарантированное обеспечение кибербезопасности российской экономики в новых условиях, становится дефицит «железа» (вычислительной техники, систем хранения данных), говорит заместитель технического директора по информационной безопасности компании САТЕЛ Юрий Миронов.

Процесс перестройки IT-отрасли будет не быстрым. «С уходом западных компаний бизнесу, который использовал эти и другие решения, приходится менять системы для обеспечения непрерывности своей работы. Процесс выбора нового поставщика в зависимости от масштабов IT-инфраструктуры может занять от недели до полугода», – говорит Прибочий.

По оценкам же гендиректора INPRO.digital Виталия Арбузова, срок полноценного перехода с зарубежного софта на аналогичные системы зависит от размеров компании и ее бизнес-процессов: «Это может занять от полугода до года, а может и не завершиться вовсе». Несмотря на рост инвестиций, «фактическая оснащенность средствами киберзащиты упадет на треть», допускает Матвеев. 

При этом источники для инвестиций – как в создание новых продуктов, так и в их закупку – нужно еще найти. Эксперты указали на дефицит инвестиционного капитала, отсутствие сформированной инвестиционной инфраструктуры в индустрии кибербезопасности.

Видимо, предприятиям-заказчикам придется перераспределять приоритеты в рамках собственных бюджетов. Большие компании найдут средства и возможности, а уязвимыми становятся малые и средние организации, и кстати, госсектор, считает Гордейчик. Так что, по его мнению, наиболее эффективным решением для таких организаций станет модель «безопасность как сервис». В условиях, когда собственных ресурсов нет, эффективней всего обращаться к аутсорсингу, соглашается Матвеев. Если же говорить о разработчиках, то в этом случае, видимо, следует убедить инвесторов, что тема информационной безопасности интересна с точки зрения прибыли.

В федеральном проекте «Информационная безопасность», который входит в «Цифровую экономику», расходы на кибербезопасность за период до 2024 года предполагаются в размере почти 35 млрд руб., сообщил «НГ» Виталий Арбузов. В основном это будут госрасходы. Достаточно ли такой суммы, ответить однозначно – сложно, считает он. Для сравнения: как сообщалось в материалах Positive Technologies, весь российский рынок информационной безопасности в прошлом году оценивался аналитиками в 120–150 млрд руб.

Но не только деньги требуются для развития отрасли. Решение должно быть консолидированным, уточнила Ульянинкова: «От централизации нормативных требований до создания государственной платформы тестирования и разработки решения по информационной безопасности». Также нужны интеллектуальный человеческий капитал, научно-технический задел, добавляет гендиректор компании «Системы распределенного реестра» Игорь Кузьмичев. А значит, говорит он, «помимо финансирования непосредственных работ потребуется реализация образовательных программ и научных исследований».

С учетом малой доли текущего кассового исполнения проекта «Информационная безопасность» Кузьмичев предполагает, что не финансы становятся препятствием для интенсивной реализации. Их-то выделяют. Скорее, как поясняет эксперт, сказывается «нехватка специализированных организаций, способных выполнить соответствующие работы, и квалифицированных инженеров по безопасности». К слову, в одних только госкорпорациях ощущается «нехватка около 30–50 тыс. сотрудников только по информационной безопасности», сообщил Юрий Миронов, хотя он и уточнил, что новые меры господдержки «отчасти уже показали свою эффективность».


Читайте также


Киев заготовил бюджетную "дыру" для поступления от российских активов

Киев заготовил бюджетную "дыру" для поступления от российских активов

Наталья Приходко

При этом оплата в некоторых украинских секторах выросла в 10 раз

0
1186
Почему сорвались переговоры Москвы и Киева в 2022 году

Почему сорвались переговоры Москвы и Киева в 2022 году

Запад не настолько доверяет Украине, чтобы брать на себя гарантии безопасности

0
1495
США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

США и НАТО готовят для Украины наступательные вооружения

Владимир Мухин

Самолеты и большое количество ударных дронов планируют поставить Киеву летом

0
2474
В Хорватии прозападный премьер с трудом победил пророссийского президента

В Хорватии прозападный премьер с трудом победил пророссийского президента

Данила Моисеев

Сторонники прекращения помощи Украине выступили лучше, чем ожидалось

0
1395

Другие новости