Главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву предстоит оценить перспективы урожая зерновых в стране. Фото с сайта www.stavregion.ru
На продовольственном рынке России зреют условия для взрывного роста цен. Низкие цены на продукты питания обеспечиваются сегодня лишь запретами и ограничениями на экспорт продовольствия. В случае ослабления экспортных ограничений зерно в стране может подорожать в полтора раза, что вызовет такой же рост цен по всей продовольственной цепочке, подсчитали в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Как долго смогут российские власти сдерживать рост цен – можно только гадать. Но в случае отмены экспортных запретов и увеличения доходов населения отечественное сельское хозяйство способно увеличить выпуск на 30%, считают экономисты.
В целом производство сельского хозяйства может быть увеличено на 30% за счет экспорта продукции и увеличения внутреннего потребления. Для сравнения: по итогам 2021 года объем производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий составил 7,5 трлн руб. Таким образом, увеличение производства на 30% дало бы отрасли около 2 трлн руб. дополнительно. При этом потенциал прироста в растениеводстве эксперты оценивают в 33%. Производство зерновых и зернобобовых в стране может быть увеличено на 36%, а масличных культур – на 43%. Такие расчеты приводит старший научный сотрудник ИНП РАН Дмитрий Ползиков.
По итогам 2021 года в РФ было собрано 121,4 млн т зерна, масличных – почти 25 млн т. И за счет наращивания производства уже к 2040 году РФ могла бы выращивать до 165,6 млн т зерновых и 35,6 млн т масличных.
Сегодня российские чиновники надеются, что сбор зерновых в этом году достигнет 130 млн т, из которых 87 млн т придется на пшеницу.
А у отраслевых экспертов даже более оптимистичные ожидания. Компания «Совэкон», которая специализируется на изучении аграрных рынков, в конце прошлой недели скорректировала свой прогноз по урожаю пшеницы в РФ в 2022 году, до 88,6 млн т. Для сравнения: годом ранее в стране было произведено 76 млн т пшеницы. Для озимой пшеницы в России хорошие условия сформировались в этом году практически во всех регионах страны.
Запасы влаги близки к среднему значению или превышают его. При этом оценка урожайности озимой пшеницы была повышена на 0,05 т – до 4 т с га, что является вторым по величине показателем за историю России. «Вероятность получения исключительного урожая озимых в России растет по мере того, как мы проходим один этап за другим. Появление растений после зимы и мартовско-апрельской погоды было важным этапом, и после него растения выглядят лучше. Глядя на прогноз погоды на ближайшие недели, мы не исключаем возможности дальнейшего повышения урожайности», – сообщает глава «Совэкона» Андрей Сизов.
Возможности для наращивания производства в животноводстве эксперты ИНП РАН оценивают ниже, чем в растениводстве. Общее производство продукции животноводства можно было бы увеличить на 23%. В производстве мяса потенциал прироста выпуска оценивается 16%. А в производстве молока – на 40%. При благоприятных условиях к 2040 году производство мяса в РФ может увеличиться до 13,2 млн т с нынешних с 11,3 млн т. Производство молока теоретически можно было бы увеличить до 45,6 млн т с нынешнего уровня в 32,3 млн т.
В растениеводстве потенциал роста производства в первую очередь связан с возможностью наращивания экспорта, тогда как в животноводстве основа прироста – внутренний спрос на продукцию, который, вероятно, и в дальнейшем будет ограничен низкими доходами населения.
Аграрии способны существенно повысить
производство пшеницы. Фото РИА Новости |
И если цены на американскую и французскую пшеницу растут, то на российскую – снижаются. Директор аналитического департамента РЗС Елена Тюрина сообщала, что цена американской пшеницы выросла с 442 до 476 долл. за тонну. Французская пшеница подорожала до 430 долл. за тонну. «В то же время российская пшеница подешевела за неделю на 1,2%, с 401 до 396 долл. за тонну», – рассказывала она.
При этом объемы экспорта российских зерновых в натуральном выражении снижаются. Россия с начала текущего сельхозгода (с 1 июля 2021 года) по середину мая экспортировала 33,85 млн т пшеницы, что на 10,4% меньше, чем годом ранее, указывала Тюрина. В целом экспорт зерна снизился на 17,6%, до 38,3 млн т. Также, по ее словам, значительно отстает от показателей прошлого сельхозгода экспорт ячменя – на 33,6% и кукурузы – на 30%.
«Если в последнюю неделю апреля было отгружено 783 тыс. т зерна, в том числе 648 тыс. т пшеницы, то в первую неделю мая экспорт пшеницы составил 264 тыс. т, во вторую неделю – 300 тыс. т», – сообщали в РЗС. За неделю закупки российского зерна Египтом сократились в пять раз, Турцией – практически в 10 раз.
По мнению отраслевых аналитиков, одна из причин снижения экспорта – ограничения по вывозным квотам. Квота на экспорт зерна из РФ с 15 февраля по 30 июня этого года составляет 11 млн т, в том числе 8 млн т пшеницы и 3 млн т кукурузы, ячменя и ржи в сумме. По 30 июня также действует запрет на экспорт в страны ЕАЭС.
Вывоз зерна из РФ также регулируется плавающей пошлиной, которая действует в рамках механизма зернового демпфера. Пошлина составляет 70% разницы между индикативной ценой (среднее арифметическое ежедневных ценовых индикаторов) и базовой ценой. Базовая цена для пшеницы – 200 долл. за тонну, для кукурузы и ячменя – 185 долл.
С 18 по 24 мая пошлина на экспорт пшеницы из России составляет 111,9 долл. за тонну, на вывоз ячменя – 76,5 долл., кукурузы – 77,3 долл. за тонну, следует из данных Минсельхоза. С 25 по 31 мая пошлина на экспорт пшеницы из России включительно составит 110,5 долл. за тонну, на вывоз ячменя – 76,5 долл., кукурузы – также 76,5 долл. за тонну, сообщают в ведомстве Дмитрия Патрушева.
В ИНП РАН отмечают положительное влияние экспортных пошлин. Они считают, что внутренние цены на зерно без плавающих пошлин были бы выше на 50–60%. Экономисты предупреждают: отмена или даже смягчение действия вывозных пошлин крайне негативно скажется на производстве в РФ сельхозпродукции и на потреблении населения. И в первую очередь удар может сказаться на отрасли животноводства, говорят ученые.
Рентабельность в растениеводстве и так довольно высокая: в первую очередь в производстве зерновых и масличных культур, рассказывает Дмитрий Ползиков. А в животноводстве ситуация хуже. «А с учетом кредитной нагрузки на отрасль именно отрасли животноводства окажутся самыми уязвимыми в кризис», – продолжает он.
Основной шок – это стоимость кормов, которая связана с ценами на зерно. И в случае отмены или смягчения вывозной пошлины это приведет к росту издержек в животноводстве и росту себестоимости производства этой продукции. В итоге, продолжают в ИПН РАН, производителям придется либо повышать цены на свою продукцию, либо снижать маржинальность производства. При этом возможности АПК по дальнейшему повышению цен на сельхозпродукцию также будут ограничены, так как в марте наблюдался колоссальный скачок цен, считает Ползиков.
Ученые полагают, что возможности для повышения цен будут серьезно ограничены низкой платежеспособностью населения. Еще в прошлом году на еду и оплату коммунальных услуг у россиян уходило свыше 40% расходов, а в самых бедных группах населения – около 60%. Они полагают, что в случае ухудшения ситуации спрос на мясную и молочную продукцию в стране снизится на 10%.
Увеличение доходов – ключевой фактор повышения спроса, соглашаются эксперты «НГ». «Низкие доходы вынуждают отказываться от дорогих товаров плодоовощной группы, базовые многие выращивают самостоятельно. По мясу при росте цен сразу переключаются на более дешевый вид», – рассуждает директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин.
Гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова сомневается, что России удастся предотвратить внутренний рост цен. «Причины роста цен в России связаны также с недостатком семенного материала предстоящей осенью и весной», – рассказывает она.
Зависимость от импортных семян подсолнечника составляет порядка 70%, картофеля – 80%, кукурузы – 60%, сахарной свеклы – 98%.
Также после введения санкций есть сложности с поставками сельскохозяйственной техники, оборудования, упаковочных материалов, пищевых ингредиентов (крахмалы, ароматизаторы, красители, закваски и тд). Производителям продуктов питания также необходимо изменять рецептуру, технологию производства и упаковочные решения, что требует дополнительных финансовых и временных затрат», – поясняет она.
Эксперт считает, что растущая себестоимость приведет к тому, что российские продукты питания не смогут конкурировать на внешних рынках через 6–9 месяцев, когда закончатся остатки упаковки и ингредиентов, ранее поставляемые из-за рубежа. Петрова полагает, что в результате отечественные производители будут сокращать посевные площади в следующем году, а значит, продукты питания даже после экспортных ограничений возрастут в цене.