Фото сайта er-gosduma.ru
Законопроект о внешнем управлении активами ушедших из России иностранных компаний доработают ко второму чтению. В первоначальной версии законопроекта представители бизнеса увидели ряд рисков злоупотреблений, а также угрозы для делового климата. Эксперты призывают разработчиков закона сделать приоритетом законопроекта интересы российского государства, поскольку не оно начинало санкционную войну.Как сообщают СМИ, представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) встретились с депутатами «Единой России» в Госдуме и договорился доработать законопроект о внешнем управлении активами ушедших из России иностранных компаний. В частности, было предложено сделать не такими обширными полномочия внешней администрации, например, ограничить ее в праве запрашивать сведения служебной, коммерческой или банковской тайны организации и ее контрагентов, а также лишить лиц, назначенных в качестве внешней администрации, права участвовать в торгах по продаже акций подконтрольной организации, наделить внешнюю администрацию полной ответственностью за ее действия. Для поддержания делового климата РСПП считает нужным исключить основания для введения внешней администрации, связанные с объективными экономическими причинами и подозрением о прекращении деятельности, а также дать возможность российским акционерам компании исполнять функции внешней администрации. В имеющейся редакции законопроекта не предусмотрена возможность назначения остающихся российских акционеров в качестве внешней администрации, хотя они лучше всего осведомлены о состоянии дел в компании и могут максимально быстро приступить к операционному управлению, сказано в письме РСПП.
Российские эксперты призывают депутатов в процессе доработки законопроекта не забыть об интересах России. «Я бы в этот законопроект добавил бы еще несколько пунктов. Первый – это мораторий на отчуждение имущества или выход из капитала, –отмечает доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков. – Потому что в СП, там, где иностранцы участвуют, обязательства брали на себя две стороны, и одна сторона вдруг эти обязательства прерывает и говорит: «Все, мы сворачиваемся, у нас тут правительство требует». То есть у них возникли риски. Кто создал эти риски? Эти риски создало их же правительство, поэтому и отвечать за них должны они же. Второе: установить мораторий на выплату дивидендов иностранным участникам в наших компаниях. Почему? Потому что, во-первых, есть указ президента о временном порядке исполнения финансовых обязательства в сфере корпоративных отношений с иностранными кредиторами из недружественных стран, когда дивиденды и прибыль выводятся на счета «C«, с которого можно инвестировать деньги в ОФЗ, а выводить за рубеж через Московскую биржу, покупая валюту, нельзя. До этого иностранные инвесторы не столько вкладывались, сколько выводили капитал из России. Если оценить общий поток: сколько заходило, сколько выходило, то получится, что прямые иностранные инвестиции были намного ниже, чем отток капитала из России. То есть в этом смысле Россия работала на мировую экономику в большей степени, чем они на нас».
Эксперт отмечает, что санкционную борьбу начинала не Россия, а риски были созданы политическими институтами Запада. «Они и должны за это отвечать, они должны компенсировать. Более того, на Западе существует и успешно функционирует ряд механизмов, страхующих инвестиции своих компаний за рубежом, в том числе от политических рисков. Но логика Запада состоит в том, что за все должны платить развивающиеся страны и те, на которых Запад налагает санкции», – полагает Крутаков.
В законопроекте нужно поставить национальные интересы – экономические, политические – превыше правил и интересов мирового и глобального рынка, уверен аналитик, отмечая, что механизм, в котором все существовали, некий глобальный рынок, в котором каждый выполнял свою роль, разрушается. «На первом месте должны быть наши интересы. Все инвесторы, которые сюда приходили под определенные обязательства и под определенные со своей стороны обязанности, на их имущество должен быть наложен мораторий на любые операции с ним. Пусть они имеют возможность вернуться, но сейчас их прибыль и их дивиденды должны оставаться внутри страны и расходоваться в интересах России, работать на рост нашего внутреннего производства. Да, если вернется ситуация в ноль, с которого она начиналась, во что я не верю, должна быть вся отчетность перед теми инвесторами, чья собственность здесь была заморожена. Сказать: «Вот, ребята, смотрите, ваши деньги потрачены на рост. Смотрите, вот как выросло производство, вот как выросла выручка, вот как выросла прибыль». Да, это учитывается как инвестиционный механизм, который вы вкладывали. Не вы сами, но с помощью ваших ресурсов», – говорит Крутаков.
Эксперт аналитического центра «ИНФО ТЭК» Валерий Андрианов согласен с тем, что необходимо ввести мораторий на выход зарубежных компаний из капитала – из проектов, которые они реализуют в России: «С одной стороны, это важно для безопасности России, причем здесь важна не только экономическая безопасность, здесь важна промышленная безопасность, важна технологическая безопасность России. Многие проекты реализовывались совместно, на основе объединения технологий, компетенций и так далее, и это как-то нелогично, когда, скажем, одна компания выходит из проекта, и забирает с собой часть того фундамента, на котором строился весь бизнес. Поэтому безусловно такой мораторий должен быть. Но, с другой стороны, такой мораторий будет полезен и самим иностранным компаниям, поскольку правильно уже упоминали, что многие компании уходят из России не по своей воле, к ним действительно приходят этакие комиссары в кожанках, которые говорят: давайте накажем Россию, давайте выведем из нее капиталы. Если сейчас они как-то вынуждены прислушаться к мнению Госдепа и аналогичных структур, то в случае принятия соответствующего законопроекта в России у них будет аргумент – мы не можем уйти из России, нам не позволяет это национальное законодательство, мы потеряем все. То есть если даже мы хотели, мы это сделать не сможем. Я думаю, что частный бизнес за рубежом будет даже рад такому законопроекту».
Однако Андрианов считает, что необходимо все-таки сохранить начисление дивидендов. «Это соответствует правилам международного бизнеса, от этого отказываться нельзя, – говорит эксперт. – Но в то же время, эти дивиденды надо направлять на специальные счета, и с этих счетов осуществлять финансирование тех проектов, в которых участвуют западные компании. То есть эти деньги должны идти на инвестиционные цели. Я опять-таки думаю, что западные компании тоже будут этому рады, когда ситуация вернется в нормальное русло, они вернутся и получат долю в проекте, который значительно развился. То есть мало того, что они ничего не теряют, они получат уже более развитые проекты, более продвинутые, и это безусловно тоже будет в их интересах».
По его словам, такие законные механизмы позволят продемонстрировать иностранным инвесторам: РФ просто использует адекватные политические инструменты, чтобы защитить свои интересы, а не преследует цель как-то надавить на западный бизнес.
комментарии(0)