0
3767
Газета Экономика Печатная версия

18.05.2022 20:39:00

Туркомпании задолжали гражданам 40 миллиардов рублей

Поезда не всех отдыхающих довезут до морских пляжей

Тэги: ростуризм, туризм, господдержка, ущерб, украинский кризис, военная спецоперация


ростуризм, туризм, господдержка, ущерб, украинский кризис, военная спецоперация Закрытые аэропорты негативно повлияют на планы отпускников этим летом. Фото со страницы Международного аэропорта Симферополь в «ВКонтакте»

Господдержка туризма в России за последние годы выросла в несколько раз. За три последних года она увеличилась с 7 до 75 млрд руб., сообщила в среду глава Ростуризма Зарина Догузова. Но последствия украинского кризиса увеличили долги туркомпаний перед россиянами до 40 млрд руб. Основная причина – закрытие аэропортов на юге страны, а также отмена полетов по ряду зарубежных направлений. В Ростуризме надеются заместить самолеты поездами, однако эксперты считают, что сезон-2022 будет провален, если до конца июня южные аэропорты не будут открыты для туристов.

«За три года в 10 раз выросла федеральная поддержка индустрии туризма, до почти 75 млрд руб. в этом году. А начинали мы с 7 млрд. Такого финансирования туризма не было никогда в истории современной России», – рассказала в среду глава Ростуризма Зарина Догузова, выступая в Госдуме. Она подчеркнула, что если раньше поддержка касалась точечного развития объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры, то сегодня меры поддержки есть для малого и среднего бизнеса, крупных инвесторов, есть прямая поддержка людей для доступного отдыха.

В Ростуризме также считают, что туристическая отрасль в принципе оправилась от коронавирусных ограничений. В частности, Догузова сообщила, что в прошлом году внутренний турпоток практически восстановился к уровням 2019 года. «Оборот отрасли… превысил по итогам прошлого года допандемийный показатель на 1 трлн руб. Мы в 2021 году не полностью, но на 90% восстановили занятость в отрасли до 2,3 млн человек», – рассказала глава Ростуризма.

При этом в ведомстве отметили негативные последствия для отрасли от начала украинского конфликта. Так, в Ростуризме сообщили, что к февралю долг за туры, не состоявшиеся в 2020 году из-за пандемии, снизился до 5 млрд руб. Однако позднее к нему прибавилась задолженность за поездки, отмененные после 24 февраля текущего года. Суммарно долг увеличился до 40 млрд руб. За майские праздники операторы сократили этот долг перед туристами на несколько миллиардов, сообщила Догузова.

Чиновники довольно оптимистично смотрят и на перспективы сезона-2022, хотя и признают, что восстановить выездной туризм будет сложно. В частности, в Ростуризме сообщили, что совместно с Минтрансом согласовали 450 дополнительных чартерных рейсов в неделю в Турцию до 1 июля. Ростуризму важно поддержать стабильность отрасли, так как массовые банкротства никому не нужны, подчеркнула Догузова.

Ранее из-за невозможности в прежнем объеме осуществлять перевозки туристов в Турцию на воздушных судах российских авиакомпаний после введения санкций Евросоюза и США, турецкие авиаперевозчики предложили увеличить число рейсов в Россию для доставки туристов. В частности, резко нарастила перевозку авиакомпания Turkish Airilines. Однако перед майскими праздниками перевозчик отменил большое число рейсов из-за того, что их не согласовали российские авиационные власти.

Увеличение квоты на полеты в Турцию оправданно. Как минимум 15 млрд руб. из общей суммы задолженности туркомпаний перед отдыхающими приходится именно на Турцию – это 550 тыс. чел, купивших туры в эту страну, указывали в Ассоциации туроператоров России (АТОР). Еще 25 млрд приходится на другие закрывшиеся страны, продолжали в организации.

Эксперты считают, что увеличение количества рейсов в Турцию также способствовало бы стабилизации цен на отдых внутри России, поскольку отечественные курорты рискуют быть «перегретыми» на фоне дефицита зарубежных направлений для отдыха. При этом значительного снижения стоимости туров на турецкое побережье участники рынка не ожидают. Главная причина – отсутствие чартеров и удлинение маршрута перелета. В то же время в АТОР сообщали, что турецкие отельеры пытаются сдерживать цены. Так, цены в пятизвездочных отелях Антальи для российских туристов выросли не более чем на 10%, несмотря на рост годовой инфляции в Турции до 70%, рассказывали в ассоциации.

В АТОР сообщали, что помимо Турции прямым рейсом можно улететь еще в 18 стран, большая часть из которых страны с относительно длинным перелетом (Таиланд, Сейшелы, Маврикий, Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Мальдивы, Шри-Ланка).

В среду Росавиация в очередной раз продлила запрет на полеты в аэропорты центральной части и юга РФ. Теперь запрет действует до 25 мая. «Временно ограничены полеты в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста», – говорится в сообщении ведомства.

При этом в ряде авиакомпаний продажи по этим направлениям закрыты вплоть до конца октября. Закрытие южных аэропортов негативно сказывается на ожиданиях туроператоров. В зависимости от направления на юге фиксируется снижение продаж от 10 до 80% по сравнению с тем же периодом 2021 года, рассказывают представители отрасли.

Так, туристический спрос в Большом Сочи снизился в мае на 10%, несмотря на то что местный аэропорт не был закрыт. Гендиректор туркомпании «Дельфин» Сергей Ромашкин объясняет этот факт увеличением цен и времени перелетов. Другие краснодарские курорты, как следует из статистики продаж туроператоров, потеряли спрос со стороны отдыхающих еще больше. В среднем туроператоры фиксируют до 25–30% снижение бронирований по Анапе, до 40% – по Геленджику и Туапсе. Мэр Анапы Василий Швец отметил, что количество бронирований в коллективных средствах размещения на 15–20% меньше, чем год назад. Местные СМИ сообщали, что весь Краснодарский край в период майских праздников 2022 года принял более 680 тыс. туристов, что на 13% больше, чем прогнозировалось. Продажи туров в Крым в зависимости от направления упали на 40% и 80%. На фоне снижения спроса ряд отелей Черноморского побережья уже снизили цены на размещение. В АТОР снижение цен на размещение оценивают в 10–30%.

Российские чиновники надеются улучшить транспортное сообщение из-за закрытых аэропортов введением дополнительных поездов. Зарина Догузова сообщала, что на черноморские направления запущено 130 дополнительных поездов на 140 тыс. пассажирских мест. «Из них 53 тыс. – это Крым», – заявляла она.

Сами туроператоры сомневаются, что дополнительные поезда повлияют на «проблему» курортов черноморского побережья. В первую очередь из-за того, что не все отдыхающие готовы тратить на дорогу несколько дней.

Как итог, если ситуация с закрытием аэропортов сохранится до конца июня, то на массовый отложенный спрос во второй половине лета-2022 рассчитывать не придется, говорят эксперты. К концу июня часть туристов уже определится с отпуском, а другая будет ждать конца сезона в надежде на снижение цен. Лучшие перспективы у Сочи. «У Сочи есть шанс выйти на уровень 2021 года, в крайнем случае отставание составит 4–5%», – прогнозирует Сергей Ромашкин. Другие курорты, как полагает эксперт, не смогут повторить результаты прошлого года из-за приостановки авиасообщения.

Удивительно, но, несмотря на снижение спроса и негативные прогнозы экспертов, в самом Ростуризме надеются на рост числа отдыхающих внутри РФ. По оценкам ведомства, в этом летнем сезоне внутри РФ смогут отдохнуть свыше 31 млн человек, что на 20% больше, чем годом ранее. На российском юге отдохнет около 8 млн чел, ожидают в ведомстве.

«Основная проблема для южных направлений, которые наиболее популярны именно в летний период, состоит в том, что закрыто большое количество южных аэропортов, что будет осложнять доставку туристов. Часть отдыхающих пересядет на другой вид транспорта (автомобили, поезда), однако в большинстве своем современные туристы привыкли к комфортному и быстрому трансферу», – заявляет профессор РАНХиГС Николай Новичков.

Коммерческий директор компании «Группа отелей «Русские сезоны» Инна Рындина отмечает разнонаправленную динамику бронирований. Так, продажи в центральной России на фоне закрытия южных аэропортов увеличились год к году, тогда как на курортах Кавказа продажи заметно снизились.

Предстоящий сезон будет особенным, полагает доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. «Если в предыдущие годы мы видели раннее бронирование, когда в конце мая бронь на июль–август достигала 60–70%, то в 2022 году она едва превышает 30–40%, а отели, рассчитанные на 50–60 номеров, опасаются, что вообще могут не открыться», – говорит она. Сегодня ситуация во многом обусловлена высокой степенью неопределенности, и это способствует тому, что решение о поездке будет приниматься едва ли не в последний момент, за несколько дней до вылета, сообщает эксперт. 


Читайте также


О дорогах, которые нас выбирают

О дорогах, которые нас выбирают

Юрий Гуллер

Лето на горизонте – самое время помечтать о путешествиях

0
683
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
1114
Тбилиси встраивает свои черноморские порты в Транскаспийский маршрут

Тбилиси встраивает свои черноморские порты в Транскаспийский маршрут

Виктория Панфилова

Грузия сближается со странами Центральной Азии

0
4804
Региональная политика 8-11 апреля в зеркале Telegram

Региональная политика 8-11 апреля в зеркале Telegram

0
2424

Другие новости