Новым главой Росстата стал Сергей Галкин – выходец из Минэкономразвития. Фото с сайта www.economy.gov.ru
Изменения в составе руководства Росстата вернули в повестку дня вопрос о будущем российской статистики и вызовах в новых условиях. Особенно с учетом того, что публикацию некоторых данных уже приостановили Центробанк, Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ТЭК, Федеральная таможенная служба (ФТС), Росморречфлот и теперь Росавиация. Эксперты напоминают: до сих пор сам Росстат не ограничивал объем публикуемой статистики. Попытки же как-либо перекрыть доступ к статданным эксперты считают малоэффективной мерой с точки зрения защиты от санкций и даже вредной – например, для бизнеса.
Руководителем Росстата назначен 38-летний Сергей Галкин, занимавший до этого должность замминистра в Минэкономразвития.
Распоряжение о его назначении подписал премьер Михаил Мишустин.
После того как накануне президент Владимир Путин назначил Павла Малкова, возглавлявшего с 2018 года и до последнего момента Росстат, временно исполняющим обязанности губернатора Рязанской области, встал вопрос не только о том, кто будет руководителем статведомства вместо него, но и о вызовах, стоящих перед российской статистикой в новых условиях, о том, как ведомство будет на них реагировать. Открытой и оперативной публикацией данных, не оставляющих пространства для кривотолков и позволяющих учитывать все риски? Или попытками ограничить доступ к информации, которую – чего тоже нельзя исключать – в санкционных условиях могут использовать в том числе в ущерб России различные «недружественные» рыночные игроки и в целом страны?
Уже есть несколько примеров, когда некоторые российские ведомства временно прекратили публикацию определенных данных. Так, в среду «Интерфакс» сообщил, что Росавиация приостановила публикацию статистики авиаперевозок. Ранее, в конце апреля, выяснилось, что Росморречфлот временно закрыл статистику грузооборота морских портов РФ.
В начале апреля ЦДУ ТЭК – филиал Российского энергетического агентства при Минэнерго РФ – прекратил предоставление информации по работе нефтяной отрасли России на неопределенное время. В частности, как сообщали информагентства, это касалось ежемесячной информации по добыче нефтяного сырья в России по международным стандартам финансовой отчетности, информации о работе нефтяной промышленности, данных по отгрузке топочного мазута на внутренний рынок и экспорт.
Как пояснили в организации, это было сделано с учетом правительственных мер по повышению устойчивости российской экономики, ведь отраслевые статистические данные в условиях ограничений чувствительны к манипуляциям и могут использоваться в качестве дополнительного давления на российский рынок. По уточнению ТАСС, уведомление о прекращении рассылки получили иностранные подписчики и российские СМИ, но частные подписчики в России продолжают ежемесячно получать бюллетень о работе нефтяной промышленности в прежнем режиме.
Центробанк в апреле объявил, что он временно приостанавливает публикацию ежемесячной информации по внешней торговле РФ товарами по методологии платежного баланса.
Приостановила публикацию данных по импорту и экспорту ФТС. «Я поддерживаю это решение, считаю его оправданным во избежание некорректных оценок, спекуляций и разночтений в части импортных поставок. Это временная мера», – пояснял глава ФТС Владимир Булавин.
«Росстат до сих пор не ограничивал объем публикуемой статистики, – сообщила «НГ» руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. – Однако некоторые другие ведомства это делают – в основном это касается данных о внешней торговле и платежном балансе». Помимо уже приведенных примеров Беленькая также упомянула что ограничения действуют и на микроуровне: «Центробанк разрешил российским банкам не раскрывать основные формы отчетности по российским стандартам бухучета (РСБУ), а правительство разрешило публичным компаниям не раскрывать полностью или частично отчетность и другую положенную к раскрытию информацию, если это может привести к дополнительным санкционным ограничениям».
В текущих условиях под ограничения в первую очередь подпадают данные, связанные с внешнеторговой и финансовой сферой, поскольку большинство санкций затрагивают именно эти сферы. Данные же Росстата, как пояснил «НГ» аналитик Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов, «публикуются в агрегированном виде и охватывают прежде всего внутренние экономические процессы, такие как промышленное производство, цены на внутреннем рынке, оборот розничной торговли или производство продукции сельского хозяйства и т.д.».
«Закрытие публикации этой категории данных не имеет особого смысла и может нанести больше вреда в связи с тем, что потребители статистики окажутся без привычных показателей, и при расчетах или построении своих прогнозов будут вынуждены обходиться меньшим набором данных или обратиться к альтернативным источникам, качество которых может вызывать вопросы, – уточнил Плеханов. – Кроме того, закрытие публикации данных создает богатую почву для спекуляций и подрывает доверие к качеству официальной статистики в целом».
«Ограничения публикации информации, как представляется, малоэффективны в защите от новых санкций, но существенно сужают для аналитиков возможность оценки ситуации и ее прогнозирования, – подтверждает Беленькая. – Не говоря уже о том, что публикация данных, как правило, происходит со значительным временным лагом (за исключением недельной инфляции), что снижает ценность этой информации в условиях быстро меняющейся экономической ситуации». Так что, по мнению эксперта, наоборот, даже желательно было бы этот лаг сократить. «Между тем западные СМИ каким-то образом находят и публикуют данные, которые, к сожалению, зачастую невозможно верифицировать», – добавила эксперт.
Беленькая также обратила внимание на то, что при дальнейшем совершенствовании деятельности Росстата важно сохранять преемственность методик и расчетов показателей и исключать любые попытки «приукрасить ситуацию», чтобы обезопасить участников экономической деятельности от принятия ошибочных решений. Если же есть основания пересмотреть те или иные методики, то необходимо обеспечить непрерывность и сопоставимость данных, рассчитанных по старым и новым методам.
Напомним, ранее Росстату – после новаций Минтруда – уже приходилось совершать переход на новый расчет уровня бедности в стране. С 2021 года в РФ начала действовать новая формула для определения прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ). ПМ рассчитывается теперь в привязке не к потребительской корзине, а к медианному доходу населения. Аналогичным образом изменился расчет МРОТ: его привязали к медианной зарплате.
Такой переход к новой формуле ПМ потребовал отдельно разобраться, с какой бедностью правительству нужно будет бороться, реализуя указы президента о национальных целях развития, ведь оценки уровня бедности с опорой на старый ПМ и на новый ПМ стали несопоставимыми (см. «НГ» от 24.12.21). Поэтому было внедрено новое понятие – «граница бедности»: этот показатель основывается на стоимости потребительской корзины с учетом инфляции и обеспечивает сопоставимость данных. А новый ПМ, привязанный к медиане, будет использоваться «для назначения социальных выплат и иных мер поддержки».