Максим Орешкин возглавил новый российский финансовый штаб, который будет регулировать внешнюю торговлю, а также валютные ограничения и расчеты. Фото РИА Новости |
Созданная президентом рабочая группа займется выработкой мер валютного регулирования «в целях обеспечения баланса спроса и предложения при совершении операций на валютном рынке». Эта же группа должна будет написать план формирования инфраструктуры расчетов РФ с партнерами из дружественных стран, «в том числе в российских рублях или национальных валютах таких государств». При этом созданная президентом группа сама же и будет контролировать реализацию этого плана «формирования инфраструктуры расчетов».
Новая группа должна будет определить порядок расчетов, решить вопросы проведения операций торгового финансирования и разработать необходимые механизмы платежного клиринга.
К полномочиям рабочей группы президент Путин отнес также формирование позиции РФ при проведении переговоров о механизмах международных расчетов. В том числе и в расчетах российскими рублями с контрагентами из недружественных стран. Этой же группе президентом поручено и работать над снижением «рисков, связанных с приостановлением операций с иностранными активами РФ».
В состав рабочей группы глава государства включил председателя Центробанка Эльвиру Набиуллину, главу Минэкономразвития Максима Решетникова, министра финансов РФ Антона Силуанова, заместителей министров иностранных дел, промышленности и торговли, сельского хозяйства, энергетики, а также директора Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, руководителей валоговой и таможенных служб (ФНС и ФТС), а также представителей других ведомств. Возглавит рабочую группу помощник президента РФ Максим Орешкин.
Создание в России подобного финансового штаба позволяет сделать несколько простых выводов. Во-первых, в РФ на сегодня фактически отсутствует система международных расчетов, которая соответствовала бы новым реалиям. Во-вторых, для нашей страны сохраняются «риски приостановки операций с иностранными активами РФ», или, проще говоря, риски новых арестов зарубежных активов. И, в-третьих, в стране отсутствует адекватное валютное регулирование, и власти признают, что пока нет инструментов для обеспечения баланса спроса и предложения на валютном рынке.
Двухконтурная система внешней торговли РФ в условиях санкций. Источник: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН |
Такие изменения перевернули и представления о правильной или неправильной политике государства в сфере валютного регулирования и всей экономической политики.
«Условием устойчивости нашей экономики раньше считался значительный профицит торгового баланса. Но сегодня ситуация изменилась. И условием стабильности стал не профицит торговли, а баланс между импортом и экспортом», – объясняет директор Института народнохозяйственного прогнозирования Александр Широв. Если до начала украинского кризиса профицит внешней торговли использовался для накопления валютных резервов, то сегодня такая возможность практически отсутствует.
В условиях ограничения импорта и невозможности накопления валютных резервов России уже не нужно продавать такой же объем сырьевых товаров, как раньше, считает Широв. В связи с этим, по его словам, встает задача консервации производств экспортной продукции. По словам экономиста, России нужно сегодня сократить добычу нефти примерно на 100 млн т в год. (В прошлом году РФ добывала более 520 млн т нефти в год.) «Гигантский внешнеторговый профицит в нынешних условиях – это чемодан без ручки. Деньги огромные, а что с ними сделать – не ясно», – объясняет Широв.
По данным таможенной статистики в январе–декабре 2021 года положительное сальдо торгового баланса РФ сложилось в размере 197,3 млрд долл. Экспорт России за 2021 год составил 493,3 млрд долл. А импорт России в январе–декабре 2021 года составил 296,1 млрд долл.
По словам Широва, внешнеэкономическая деятельность РФ должна быть полностью перестроена. От логики «деньги–товар–деньги» внешнеэкономическая деятельность в РФ должна перейти на логику «товар–деньги–товар». При этом объем экспорта должен полностью обеспечивать объем критического импорта страны, то есть импорт тех товаров, которые не могут быть заменены отечественными аналогами. При этом в прошлом году на страны НАТО и поддерживающие их страны приходилось 56% российского экспорта товаров и услуг и 50% импорта. А экспорт и импорт в страны ЕАЭС, Китай и другие дружественные стран составил только 29% и 37% от общего экспорта и импорта.
В нынешнем году, по прогнозу ИНП РАН произойдет сокращение импорта из всех стран НАТО и поддерживающих их стран, примерно на 185 млрд долл.
Для настоящего момента характерно непонимание текущей ситуации и тенденций в российской экономике, отмечает руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников.
«Параметры цен на нефть или валютного курса больше не являются ориентирами для экономической политики», – соглашается Александр Широв. В качестве примера он приводит возникшую в России множественность валютных курсов, а также множественность цен российской нефти. Цена барреля эталонной нефти Brent сильно отличаются от реальных цен барреля российской нефти, а также от тех цен барреля, которые используются при налогообложении российских нефтяных компаний.