Российские компании сохранят внимание к экологической повестке, уверены эксперты. Фото пресс-службы Ассоциации менеджеров России
Кризисные явления в экономике задели глобальные экотренды. Еще недавно приоритет устойчивого развития и ESG-повестки (внедрения современных стандартов в сфере экологии, социальной политики и корпоративного управления) казался неоспоримым. Сейчас, когда многие страны – и Россия в их числе – «тушат пожар» в экономике, экологические задачи отодвигаются на второй план. Однако, как показало заседание Комитета по экологии и охране окружающей среды Ассоциации менеджеров России (АМР), стратегически российский бизнес сохраняет приверженность зеленому пути.
«Буквально 2-3 месяца назад тема экологии в контексте устойчивого развития, ESG-повестки стояла во главе угла на всех мировых форумах, всех встречах глав государств. Сейчас Россия столкнулась с так называемой культурой отмены. Сама концепция устойчивого развития немного зашаталась. Из страны стали уходить западные компании – не только модные бренды, а производители техники и оборудования, которое нужно обслуживать, – отметила директор департамента внешних коммуникаций En+ Group, председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды АМР Ольга Санарова. – Останутся ли ресурсы на экологические проекты у российского бизнеса, который сейчас решает множество других задач: как восстановить цепочку поставок и достать вменяемые заемные средства? Будет ли вообще тема экологии востребована у их потребителей и общественности?»
По мнению ассоциированного партнера EY, руководителя группы по оказанию услуг в области устойчивого развития в России Сергея Даймана, в изменившихся условиях не приходится ждать спокойного развития практик устойчивого развития. Но вместе с тем экологическая повестка никуда не денется, уверен эксперт. «Мы не занимаемся благотворительностью. Мы понимаем, что защита окружающей среды – это вопрос комфортного, здорового образа жизни человека, это возможность экономического развития. Мы заботимся о себе. Можно жертвовать будущим ради решения краткосрочных проблем, но это в принципе не самая разумная позиция», – пояснил он. Кризис может стимулировать российские зеленые инициативы, в частности, связанные с экономикой замкнутого цикла, считает Сергей Дайман.
Старший юрист Baker McKenzie Роман Ишмухаметов отмечает, что на глобальном уровне число проектов в области возобновляемой энергетики и водорода продолжает расти. Международные компании активизируют проекты по улавливанию и захоронению углерода (CCS), в том числе с выпуском углеродных единиц. У российского бизнеса сохраняется интерес к теме ESG – как общего плана, так и на уровне конкретных проектов и решений. Например, российские компании изучают возможность приобретения углеродных единиц на международных добровольных рынках, планируют климатические проекты в рамках российской системы.
Конкретный пример того, как бизнес сохраняет и даже активизирует работу по зеленой повестке, привел директор по устойчивому развитию энергометаллургической компании En+ Group Антон Бутманов. En+ Group в прошлом году провозгласила своей целью достижение углеродной нейтральности, но движение в этом направлении начала намного раньше, одной из первых в России.
«Мы в En+ Group и нашем металлургическом сегменте РУСАЛе благодаря визионерству нашего акционера Олега Дерипаски оказались в авангарде повестки устойчивого развития еще задолго до того, как это стало модным, – подчеркнул Антон Бутманов. – Нам была поставлена задача декарбонизировать не только свой бизнес – мы-то полностью базируемся на чистой гидрогенерации, – но и всю алюминиевую промышленность. Мы активно работали с партнерами в мире – ООН, Всемирным экономическим форумом, разными отраслевыми институтами и организациями: развивали методологии и меняли рынок, объясняли мировым потребителям, почему нужно пользоваться низкоуглеродной продукцией. И преуспели в этом, потому что рано начали. Кроме того, мы видели огромную палитру инструментов и механизмов, которые существовали в мире, но не у нас в стране – будучи российской компанией и думая о нашей стране и наших сотрудниках, мы хотели принести их сюда. И, например, мы стали первой российской компанией, которая вышла на рынок зеленых сертификатов I-REC».
En+ Group активно продвигает зеленую повестку в регионах, отметил Антон Бутманов. «Учитывая, что многие наши промышленные предприятия и ГЭС находятся в Восточной Сибири, мы активно защищаем экосистему озера Байкал, видим все проблемы, которые там накопились еще с советского периода, – рассказал он. – С 2019 года запустили свой экомониторинг, три года в сотрудничестве с научными институтами собираем пробы воды и видим огромные растущие загрязнения, в том числе микропластиком, по Селенге со всего ее водосборного бассейна – Монголии и Бурятии, а также в прибрежных зонах. Наша волонтерская программа по уборке мусора с 2011 года выросла с 10 человек до нескольких тысяч. А мусора все больше. Мы видим, что проблема в туризме – его становится слишком много, а туристической инфраструктуры не хватает. До пандемии Байкал посещали 1,8 млн туристов в год, в пандемию 1,2 млн, а сейчас ожидают 5 млн».
En+ Group, несмотря на экономические проблемы в стране, сохраняет все цели и программы в области устойчивого развития, потому что это по-прежнему актуально, подчеркнул Антон Бутманов. Например, продолжает крупнейшую модернизацию алюминиевых заводов и строительство инфраструктуры для электротранспорта. Волонтерские проекты и сотрудничество с научными институтами только расширяются, сообщил представитель компании. «ESG – это дисциплина, связывающая между собой экологию и экономику таким образом, что всем это становится выгодно», – пояснил Антон Бутманов.
Такой деятельный настрой поддержали и другие спикеры. Член экспертного совета Минстроя РФ по формированию комфортной городской среды, советник губернаторов Астраханской и Ульяновской областей Евгения Муринец обратила внимание, что вопросы использования возобновляемых источников энергии и минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду уже включены в технические задания градостроительных проектов. А заместитель генерального директора «Российского экологического оператора» (РЭО) Алексей Макрушин уверен, что несмотря на падение выручки и собираемости платежей, сектор обращения с отходами будет продолжать развиваться благодаря господдержке и программам РЭО. Запрос на устойчивое развитие и ESG-практики сохранился, хотя темпы привлечения сторонников ESG снизились, а фокус сместился на социальные аспекты, отметила руководитель по развитию услуг экологической компании «Собиратор» Анастасия Перевозникова.
«Экономическая турбулентность, связанная с внешними экономическими ограничениями, – это водораздел. Сразу станет видно, кто действительно заботится об экологии и заинтересован в этом, а кто умело бросал пыль в глаза и теперь, увидев, что не надо показывать себя зеленым перед зарубежными партнерами, сократит эту статью своих имиджевых расходов», – считает эксперт Российского экологического общества, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Михаил Пономарев. Непростое экономическое время, по его словам, открывает большое окно возможностей. Уже есть законодательство о климатических проектах – теперь их нужно развивать мерами государственной экономической поддержки. Есть и национальная система ESG-рейтингов – необходимо совершенствовать ее, чтобы стимулировать бизнес к соблюдению экологических требований.
«Сейчас, когда российский бизнес изолирован от западных экологических требований, есть возможность выкристаллизовать собственные потребности и найти свой зеленый путь», – подытожила Ольга Санарова.
комментарии(0)