Фото Kremlin.ru
Президент Владимир Путин подписал указ «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций». Фактически речь идет о новых вынужденных ответных мерах, или контрсанкциях, причем очевидно их существенное отличие от тех контрсанкий, которые были введены Россией в 2014 году.
Так, в 2014 году указ президента предполагал ограничения на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых было государство, принявшее антироссийские санкции. Под ограничения попал импорт, это продовольственное эмбарго действует до сих пор.
Новый же указ – от 3 мая 2022 года – содержит запрет на сделки с недружественными контрагентами, а также на вывоз из РФ продукции и сырья, если их поставки осуществляются в пользу находящихся под российскими контрсанкциями лиц. Теперь акцент смещается на экспорт.
Итак, федеральным и региональным органам власти, иным госорганам и органам местного самоуправления, организациям и физлицам, находящимся под юрисдикцией РФ, запрещается «совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее – лица, находящиеся под санкциями)».
Также запрещается «исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме»; еще запрещается «осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями».
Кроме того, прописывается запрет «на вывоз за пределы территории РФ продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории РФ, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц».
Минфину и Центробанку РФ предоставляется право давать официальные разъяснения по вопросам применения указа – в зависимости от его конкретных пунктов. Правительство должно в десятидневный срок утвердить перечень лиц, находящихся под ответными российскими санкциями, и определить дополнительные критерии отнесения сделок к таким из них, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются в соответствии с указом.
В зависимости от того, кто именно попадет в перечень и какими будут критерии сделок, станет понятно, коснутся ли эти ограничения поставок за рубеж российских энергоресурсов, аграрной продукции, а также совместных проектов в различных отраслях.
Напомним, в списке недружественных находятся все страны Евросоюза, а также США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Норвегия, Исландия, Швейцария, Южная Корея, Япония, Украина и др. (всего 48 государств и территорий).
Между тем, пока Евросоюз готовит новый пакет антироссийских санкций, который, как заявлялось, затронет поставки российской нефти, и пока Еврокомиссия вырабатывает единую позицию по оплате газа с использованием российской схемы, ряд зарубежных компаний (в том числе не из Евросоюза) уже сталкиваются с финансовыми последствиями от ухудшения отношений с РФ.
Например, чистый убыток немецкого энергетического концерна Uniper за первый квартал 2022-го составил почти 3,2 млрд евро. Как сообщало ТАСС со ссылкой на данные компании, основное влияние на доходы оказала высокая волатильность на газовом рынке, однако свой вклад внесли и «нарушения», связанные с проектом «Северный поток – 2», а также с бизнесом российской дочерней компании Uniper – «Юнипро».
Чистый убыток британской энергетической компании BP, приходящийся на акционеров, в первом квартале составил более 20 млрд долл., и, как сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на отчетность, он почти полностью обусловлен продажей доли в «Роснефти» и выходом из совместных с ней предприятий.
комментарии(0)